г. Москва |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А40-29450/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Агапова М. Р., Ворониной Е. Ю.,
при участии в заседании:
от заявителяОАО "Мосводоканал" - Чубаров К.В. - дов. от 06.12.2013 г. N 17-01-19-932/13, Николаева Е.М. - дов. от 06.12.2013 г. N 17-01-19-933/13
от ответчика Департамент Росприроднадзора по ЦФО - Арапова А.В. - дов. от 06.02.2013 г. N 108, Читанава И.О. - дов. от 17.12.2012 г. N 95
рассмотрев 10 декабря 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (Департамент Росприроднадзора по ЦФО)
на решение от 08 июля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
на постановление от 26 сентября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поповым В.И., Поташовой Ж.В.
по заявлениюОАО "Мосводоканал" (ОГРН: 1127747298250)
кДепартаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (Департаменту Росприроднадзора по ЦФО)
о признании незаконным отказа на выдачу разрешения с лимитами на сбросы выраженного письмом от 21.11.2012 г. N 11-43/16884
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2013 г., оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 г., удовлетворены в полном объеме заявленные требования ОАО "Мосводоканал" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным отказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов временно согласованных сбросов (далее - ВСС), выраженного письмом от 21.11.2012 г. N 11 -43/16884 и обязании выдать соответствующее разрешение.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Департамента, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены принятых по делу судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу с заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от 25.09.2012 г. N 02-02-653/12.
Департамент в письме от 21.11.2012 г. N 11-43/16884 отказал заявителю в выдаче разрешения на сброс с лимитами на сбросы, мотивировав отказ тем, что в нарушение п. 10.2.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду заявителем в установленные сроки не выполнены планы снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду или радиоактивных веществ (радионуклеидов) либо не достигнута запланированная эффективность реализованных мероприятий.
В оспариваемом письме также указано, что в соответствии с п. 8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, в ред. Приказов Минприроды РФ от 29.04.2010 N 136, от 20.05.2010 N 173), для подтверждения выполнения плана природоохранных мероприятий заявителю необходимо представить в адрес Департамента отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту в полном объеме с детализацией по каждому мероприятию.
Суды, удовлетворяя требования заявителя, исходили из того, что общество представило полный комплект документов, необходимый для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Вместе с тем, судами обеих инстанций не учтено, что согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов: установление лимитов на выбросы и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из указанной нормы следует, что установление лимитов на выбросы и сбросы допускаются только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 г. N 288 утверждена форма плана снижения сбросов загрязняющих веществ и радиоактивных веществ (радионуклеидов) в окружающую среду.
Согласно п. 3.13 Приказа Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 283 Росприроднадзор является органом, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который в соответствии с п. 3 ст. 23 Закона об охране окружающей среды уполномочен на согласование плана по снижению сбросов загрязняющих веществ.
Таким образом, с учетом требований вышеуказанных норм, суды при проверке законности оспариваемого отказа и при разрешении вопроса об обязании выдать требуемое разрешение должны были установить, помимо комплектности представленных документов, их соответствие вышеуказанным нормам, а именно согласован ли План снижения сбросов загрязняющих веществ с органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды (Росприроднадзором).
Содержит ли представленный Обществом план, как того требует п. 3 ст. 23 Закона об охране окружающей среды, программу внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов.
Суды не установили наличие в плане сведений (мероприятия по контролю качества воды и замене расходных материалов очистных сооружений) о внедрении наилучших из существующих технологий.
В нарушение требований статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами при разрешении спора также не дана оценка доводам Департамента об обстоятельствах, исключающих возможность выдачи разрешения.
При таких обстоятельствах нельзя признать обоснованными выводы судебных инстанций о незаконности отказа в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов временно согласованных сбросов.
С учетом указанных выше обстоятельств, Федеральный арбитражный суд Московского округа признает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо с учетом требований ст. 71 АПК РФ всесторонне, полно, объективно исследовать имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, принять законный и обоснованный судебный акт в соответствии с требованиями процессуальных норм.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2013 года по делу N А40-29450/13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий-судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.Р.Агапов, Е.Ю.Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.