г. Москва |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А41-34851/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2014.
Полный текст постановления изготовлен 28.10.2014.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.
судей: Буяновой Н.В., Коротыгиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Дудченко В.Ю.- дов. N 05-СД от 16.09.2013
от заинтересованного лица Журавлева Ю.Г.- дов. N 04-24/00269 от 25.02.2014
рассмотрев 22.10.2014 в судебном заседании
кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области
на решение от 11.04.2014
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Юдиной М.А.
на постановление от 23.07.2014
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Бархатовым В.Ю., Огурцовым Н.А.
по заявлению ООО "СтройАвиаСервис"(ОГРН 1105027002541)
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области, УФНС России по Московской области, ИФНС России N 4 по г. Москве
о признании частично недействительным решения от 21.03.2013 N 33643/55/12, недействительным решения полностью от 21.03.2013 N 2236/56/12
УСТАНОВИЛ:
ООО "СтройАвиаСервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений N 33643/55/12 от 21.03.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению, в сумме 957 100 руб., N 2236/56/12 от 21.03.2013 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
В части заявления о признании недействительным решения УФНС России по Московской области N 07-12/294141 от 30.05.2013 производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требования.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы инспекция ссылается на нарушение судами норм материального права, неправомерное заявление к возмещению налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.
Представитель инспекции в судебном заседании суда доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, просил судебные акты отменить, в удовлетворении требований - отказать.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения против них, проверив правильность применения судами норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка по общества по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2012 года, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки N 35307/12 от 04.02.2013 и вынесены решения: N 33643/55/12 от 21.03.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость в размере 176 240 руб., ООО "СтройАвиаСервис" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 35.248 руб., обществу предложено уменьшить излишне заявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 957 100 руб., внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (том 1 л.д. 7 - 18); N 2236/56/12 от 21.03.2013 об отказе в возмещении (полностью) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в соответствии с которым отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 957 100 руб.
Решением Управления ФНС России по Московской области N 07-12/29141 от 30.05.2013 решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области N 33643/55/12 и N 2236/56/12 от 21.03.2013 оставлены без изменения.
Полагая, что решения налогового органа нарушает его права, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что заявителем подтверждено право на применение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость, поскольку косвенный налог был уплачен в бюджет государства - участника Таможенного союза; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представлено.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов исходя из следующего.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 указанного Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (далее в НК РФ - таможенная территория Таможенного союза) и (или) припасов за пределы Российской Федерации.
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
В порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может представить:
реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками российского таможенного органа места убытия вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацем первым настоящего подпункта;
реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающих факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацами вторым и третьим настоящего подпункта;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством-членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
В соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Порядок применения косвенных налогов во взаимной торговле между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерацией, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 11.12.2009) "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", а также межправительственными протоколами от 01.12.2009 :
- "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ;
- "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 N 94-ФЗ;
- "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов",
В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) (далее - налогоплательщик) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме согласно Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - Заявление) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза);
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
В соответствии с абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 указанного Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Судами установлено, что Обществом (продавец) и ОсОО "KTS Group", Республика Кыргызстан (покупатель) заключен контракт от 15.03.2012 N Э01/12 в по условиям которого продавец обязуется продать, а покупатель купить товар на условиях DAP, на общую сумму 8 042 681 руб. 79 коп., в том числе налог на добавленную стоимость по ставке 0%. При этом грузоотправителем выступала по поручению заявителя транспортно-экспедиторская организация ООО "Экспедит-Транс", получателем товара - АО "Транко".
В подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов заявителем были представлены на проверку в налоговый орган и в материалы дела указанный выше контракт, уведомления о прибытии груза, товарные накладные, подтверждающие получение груза покупателем, паспорт сделки, платежные поручения, подтверждающие оплату товара инопокупателем, счета-фактуры, выставленные заявителем инопокупателю, с указанием ставки налога на добавленную стоимость 0%, счета-фактуры на услуги по отправке вагонов с налогом на добавленную стоимость по ставке 18%, выставленные ООО "ТЭК МСТ", сертификаты происхождения экспортируемого товара, выданные Торгово-промышленной палатой г. Королева Московской области, доказательства приобретения экспортируемого товара у производителя ЗАО "РХЗ "Нордикс" - счета-фактуры, платежные поручения на приобретение товара.
Судами обоснованно отклонен довод инспекции о том, что на последнее число 3-го квартала 2012 г. у общества отсутствовал полный пакет документов, подтверждающий право на применение налоговой ставки 0%, поскольку налогоплательщиком не представлены грузовые таможенные декларации с отметкой таможенных органов или заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при том, что получателем товара явилась организация в Республике Казахстан.
Согласно положению п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.1998 N 29 "Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц", Арбитражный суд применяет обычаи делового оборота в сфере международной торговли в редакции Инкотермс в том случае, если участники сделки договорились об их применении или изменили предусмотренные ими в договоре базисные условия в письменной форме.
Правила Инкотермс 2000 являются торговым обычаем (обычаем делового оборота), принятым в Российской Федерации, что засвидетельствовано Постановлением Правления ТПП РФ от 28.06.2012 N 54-5.
В данном случае стороны договорились доставить товар на условии DAP.
DAP ("Delivered at Place"/"Поставка в месте назначения") - условие поставки товара, подразумевающее, что товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место.
Представленные заявителем на проверку в инспекцию и в материалы дела документы подтверждают исполнение сторонами условий контракта от 15.03.2012 N Э01/12 - товар был направлен заявителем по месту назначения, указанному покупателем и там получен назначенным покупателем лицом.
Поскольку общество поставило товар покупателю, зарегистрированному в Республике Кыргызстан, не являющееся участником Таможенного Союза, заявитель не имел обязанности составлять и подавать заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Контрагенты, зарегистрированные в государстве-участнике Таможенного союза у заявителя отсутствовали.
Также как правомерно отмечено судами товар с территории Республики Казахстан покупателем вывезен не был, а был реализован третьему лицу.
Из материалов дела усматривается, что после приобретения у заявителя товара и получив подтверждение его отправки, ОсОО "KTS Group" заключило с ТОО "Централ Азия" сделку купли-продажи указанного товара по более высокой цене, оформленную в Контракте от 30.03.2012 N 01-03/12.
При этом ТОО "Централ Азия" заключило договор на транспортно-экспедиционное обслуживание N 25к-12 от 04.04.2012, которое, в свою очередь, получило товар, отправленный ООО "СтройАвиаСервис" для его доставки ТОО "Централ Азия".
Таким образом, заявитель не имел возможности представить грузовую таможенную декларацию с отметкой о пересечении таможенной границы в порядке подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ.
Довод налогового органа, что ТОО "Централ Азия" не уплачивало косвенные налоги при ввозе товара на территорию Республики Казахстан правомерно отклонен судами, поскольку в материалах дела имеется письмо Государственного учреждения "Налоговое управление по Есильскому району Налогового департамента по городу Астана Министерства финансов Республики Казахстан" от 10.01.2014 N ЕСТ-06-16/110, адресованное УФНС России по Московской области, в котором подтверждается факт представления ТОО "Централ Азия" заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и уплаты косвенных налогов.
Таким образом, факт уплаты косвенных налогов ТОО "Централ Азия" при ввозе товара на территорию Республики Казахстан подтвержден.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными, право на применение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость заявителем подтверждено, основания для доначисления заявителю налога на добавленную стоимость за 3-й квартал 2012 в связи с выполнением заявителем требований ст. 165 НК РФ, у налогового органа отсутствовали.
Исходя из доводов сторон и представленных ими доказательств, суды обеих инстанций правильно установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела и дали соответствующую оценку доказательствам.
Нарушений либо неправильного применения судами обеих инстанций норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11.04.2014 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А41-34851/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Черпухина |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.