Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 18
к приказу Минздрава РФ
от 25 декабря 1997 г. N 380
Аттестационные требования к врачу
клинической лабораторной диагностики*
Для аттестации на соответствующую квалификационную категорию в соответствии с требованиями специальности врач клинической лабораторной диагностики должен знать и уметь:
вторая первая высшая
кате- кате- кате-
гория гория гория
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан; + + +
- основы законодательства о здравоохранении и
директивные документы, определяющие деятельность ор-
ганов и учреждений здравоохранения; + + +
- основы медицинской статистики, учета и анали-
за основных клинико-диагностических показателей; + + +
- основы медицинского страхования; + + +
- основы анатомии и физиологии человека, осо-
бенности, связанные с полом и возрастом; + + +
- основы и клиническое значение лабораторных
исследований в диагностике заболеваний; + + +
- основы первичной профилактики заболеваний и
санитарно-просветительной работы; + + +
- основы международной классификации болезней; + + +
- современные направления развития медицины. + + +
2. Специальные знания:
- нормативные документы, определяющие деятель-
ность лабораторной службы; + + +
- система организации лабораторной службы в
стране, задачи и ее структура; + + +
- организация работы лабораторий, обслуживающих
отделения реанимации, службы крови, кожно-венероло-
гических, онкологических, туберкулезных и др. дис-
пансеров; - + +
- основные принципы работы централизованной
лаборатории, в том числе медицинских диагностических
центров; - + +
- положение о сертификации клинико-диагности-
ческих лабораторий; + + +
- основы техники безопасности в клинико-диаг-
ностических лабораториях; + + +
- представление о моделях, формах, уровнях и
способах коммуникации, типах ЭВМ, основных операци-
онных системах, базах данных и т.д. - +- +
- современные методы лабораторной диагностики; + + +
- структура и функция органов кроветворения,
нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевы-
делительной, половой и др. систем; строение и функ-
ция желез внутренней секреции, серозных оболочек,
опорно-двигательного аппарата, кожи; + + +
- структура и функции клетки, возрастные осо-
бенности клеточного состава органов, тканей и био-
жидкостей; + + +
- краткие сведения по патологической анатомии
заболеваний различных органов; + + +
- правила и способы получения биоматериала для
морфологических, биохимических, генетических, имму-
нологических, бактериологических, серологических и
др. исследований; + + +
- приготовление, фиксация и окраска препаратов
для морфологического исследования; + + +
- консервирование и хранение биоматериалов; + + +
- этиология, патогенез, клиника и лабораторная
диагностика основных заболеваний системы кровообра-
щения, системы крови, системы дыхания, мочеполовой
системы, системы пищеварения, печени и желчных
путей, опорно-двигательной системы, соединительной
ткани, мышечной ткани, эндокринной системы; + + +
- изменение лабораторных показателей под влия-
нием лечения; - + +
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя,
медицинских процедур и др. на результаты лаборатор-
ных исследований; - + +
- патогенез, лабораторная диагностика неотлож-
ных состояний (инфаркт миокарда, инсульт, черепно-
мозговая травма, "острый живот", внематочная бере-
менность, гипогликемическая и диабетическая кома,
сепсис, геморрагический, трансфузионный, анафилакти-
ческий шок, острые аллергические реакции и др.); + + +
- основы клиники и лабораторная диагностика ин-
фекционных и паразитарных болезней; - + +
- основы клиники и ранней диагностики онкологи-
ческих заболеваний; - + +
- клиника и диагностика ВИЧ-инфекции; + + +
- влияние биологических факторов (возраст, пол,
дневные ритмы, месячные циклы, сезонные вариации и
др.) на результаты лабораторных исследований; + + +
- принципы и методы лабораторного контроля за
концентрацией лекарственных средств в организме
больных; - + +
- организация внутри- и межлабораторного конт-
роля качества. + + +
По гематологическим исследованиям:
- теория кроветворения (кинетика клеток гемопо-
эза, функции, место пребывания в организме); + + +
- понятие "эффективный", "неэффективный" эрит-
ропоэз, нейтропоэз; + + +
- морфология клеток гемопоэза в норме; + + +
- понятие эритроцитоз и эритроцитопения, лейко-
цитоз и лейкоцитопения, тромбоцитоз и тромбоцитопе-
ния; + + +
- изменение показателей гемограммы и миелограм-
мы при реактивных состояниях; + + +
- основные клинические и лабораторные признаки
внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза, забо-
леваний, сопровождающихся гемолизом; + + +
- понятие об апоптозе, некрозе; - + +
- особенности изменения гемограммы, миелограммы
и лимфоцитограммы при заболеваниях органов кроветво-
рения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и
др. заболеваниях); + + +
- понятие о миелоидной дисплазии; - + +
- основные и дополнительные лабораторные иссле-
дования, необходимые в дифференциальной диагностике
заболеваний органов кроветворения; + + +
- основные принципы цитохимического и иммуноло-
гического анализа. - + +
По общеклиническим исследованиям:
- морфология клеточных и др. элементов в мокро-
те; + + +
- особенности характера мокроты при различных
процессах в легких; + + +
- изменения мокроты при различных инфекционно-
воспалительных, аллергических, паразитарных заболе-
ваниях легких; + + +
- морфология клеточных и др. элементов мочи; + + +
- мочевые синдромы и их значение в диагностике
заболеваний органов мочевой системы; + + +
- основные методы определения физических и хи-
мических показателей мочи; + + +
- изменения анализа мочи при наиболее часто
встречающихся заболеваниях почек и мочевого пузыря; + + +
- элементы кала, копрограмма; + + +
- копрологические синдромы и их значение в ди-
агностике заболеваний пищеварительной системы, пече-
ни, поджелудочной железы; + + +
- основные методы определения физических и хи-
мических показателей кала; + + +
- изменения копрологического анализа при наибо-
лее частой патологии органов пищеварительной систе-
мы; + + +
- физико-химический и морфологический состав
содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; + + +
- изменения состава содержимого желудка и две-
надцатиперстной кишки при различных заболеваниях
пищеварительной системы; + + +
- ликвор и выпотные жидкости: морфологический
состав, физико-химические свойства, лабораторные
показатели при инфекционно-воспалительных процессах,
травме и др.; + + +
- морфология и клеточный состав отделяемого
женских и мужских половых органов, цитограмма при
различных заболеваниях; + + +
- понятие о бактериальных вагинозах; - + +
- гормональная цитология; - + +
- основные характеристики эпителия кожи, волос,
ногтей и их изменение при различных патологических
процессах. + + +
По цитологическим исследованиям:
- клетка ткани. Краткие сведения об особеннос-
тях строения, функции и эмбриогенезе различных тка-
ней; + + +
- рост, развитие и клинические признаки опухо-
лей различных локализаций; + + +
- классификация опухолей; + + +
- общее представление о методах лечения онколо-
гических больных; + + +
- морфологическая картина острого и хроническо-
го воспалительного процесса, в том числе гранулема-
тозного; + + +
- основные признаки пролиферации, гиперплазии,
метаплазии и др. фоновых процессов; + + +
- цитологические критерии злокачественности; + + +
- особенности предраковых состояний, понятие о
дисплазии; + + +
- доброкачественные и злокачественные опухоли; + + +
- особенности метастазирования опухолей различ-
ной локализации; + + +
- особенности и возможности дифференциальной
диагностики опухолей разной локализации; + + +
- новые количественные методы в цитологии; - - +
- цитохимические и иммунохимические исследова-
ния в цитологии. - + +
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы
сохранения (поддержания) гомеостаза; + + +
- нормальная физиология и патология обмена бел-
ков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-
-минерального, кислотно-основного состояния, система
гемостаза и др.; + + +
- патохимические механизмы развития основных
синдромов; - + +
- лабораторные показатели нарушения обмена ве-
ществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; + + +
- основные методы исследования обмена веществ,
гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. + + +
По паразитологическим исследованиям:
- способы взятия, доставки, сохранения матери-
ала для паразитологических исследований; + + +
- основные методы паразитологических исследова-
ний крови, фекалий, дуоденального содержимого, жел-
чи, мочи, мокроты; + + +
- специальные методы паразитологических иссле-
дований (окраска фиксированных препаратов фекалий,
исследование ликвора и др.); - - +
- основные морфологические характеристики гель-
минтов; + + +
- количественные методы паразитологических исс-
ледований; - + +
- основные морфологические характеристики и
дифференциальная диагностика гельминтов (взрослых
особей, яиц, личинок), заболевания, вызываемые ими; + + +
- основные морфологические характеристики и
дифференциальная диагностика простейших кишечника и
заболевания, вызываемые ими; + + +
- морфология малярийных паразитов в тонком маз-
ке и толстой капле крови; + + +
- морфология возбудителей тропических и редких
паразитов (филярии, лейшмании, трипаносомы, циклос-
поры, изоспоры, акантамебы и др.) и заболевания,
вызываемые ими; - - +
- морфология возбудителей грибковых заболева-
ний; - + +
- морфология возбудителей венерических заболе-
ваний. + + +
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета; + + +
- функциональная организация иммунной системы; + + +
- неспецифические факторы иммунной активности
организма; + + +
- фагоцитарная система; + + +
- естественные киллерные клетки, происхождение,
свойства, механизмы; + + +
- гуморальные антиген-неспецифические факторы
иммунной защиты; + + +
- структура и функция лимфоидной системы; + + +
- Т- и В-клеточные системы иммунитета; + + +
- антигены и иммуногены; + + +
- иммуноглобулины (антитела); + + +
- клиническое применение иммуноглобулинов; - + +
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунно-
го ответа; - + +
- гормоны и цитокины иммунной системы; + + +
- физиология и регуляция иммунной системы; + + +
- иммунологическая толерантность и аутоиммуни- + + +
тет;
- методы исследования клеточных и гуморальных
факторов иммунной системы; + + +
- клиническое значение исследования содержания
и функциональной активности гранулоцитов, моноцитов
крови, естественных киллеров и Тк-лимфоцитов; - + +
- клиническое значение исследования содержания
и функциональной активности неспецифических гумо-
ральных факторов: белков системы комплемента, лизо-
цима, острофазных белков; - + +
- клиническое значение исследования содержания
и функциональной активности Т-, В-лимфоцитов и их
субпопуляций; - + +
- клиническое значение исследования содержания
иммуноглобулинов разных классов и субклассов; + + +
- механизмы протективного иммунитета при раз-
личных инфекционных заболеваниях; - + +
- иммунотропность инфекционных агентов и инфек-
ции иммунной системы; - - +
- иммунодиагностика инфекционных болезней; + + +
- лабораторно-клиническое исследование в прог-
нозировании характера течения инфекционных заболева-
ний; - + +
- иммунитет при пересадке органов и тканей; - + +
- наследственные (первичные) и приобретенные
(вторичные) иммунодефицитные состояния; - + +
- принципы лабораторной диагностики иммунодефи-
цитов, антигенные системы эритроцитов человека (АВО
и др. системы); + + +
- иммунологический конфликт матери и плода по
антигенам клеток крови; - - +
- иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии
(прямая и непрямая пробы Кумбса и др. методы); - - +
- антигены лейкоцитов человека; - + +
- антилейкоцитарные антитела и их роль в пато-
логии (осложнения при переливании крови, лейкопении,
нейтропении новорожденных); - + +
- аллергические заболевания, иммунодиагностика
аллергических заболеваний немедленного типа; - + +
- иммунодиагностика аллергических реакций за-
медленного типа; - + +
- иммунодиагностика системных заболеваний сое-
динительной ткани; - - +
- иммунодиагностика аутоиммунных заболеваний
эндокринной системы; + + +
- иммунная система при опухолевых заболеваниях
и их иммунодиагностика; - + +
- изменение иммунореактивности онкологических
больных; - - +
- неоплазмы иммунной системы; - - +
- иммунодиагностика моноклональных гаммапатий; - + +
- иммунология болезней нервной системы и имму-
нологические методы их исследования; - + +
- организация работы иммунологических лаборато-
рий; - - +
- современное техническое оборудование для вы-
полнения тестов; - - +
- тактика иммунолабораторного обследования
больных в клиниках разного профиля; - + +
- интерпретация иммунологических результатов
при инфекционных, нервных, гематологических и др.
болезнях. - + +
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики; + + +
- понятие о наследственных болезнях и болезнях
с наследственной предрасположенностью; + + +
- роль нуклеиновых кислот в хранении и реализа-
ции генетической информации; - + +
- генетический код: основные характеристики,
этапы расшифровки; - + +
- генетика человека: молекулярные и цитологи-
ческие основы наследственности: роль ядра и цитоп-
лазмы, хромосомы и хромосомный набор, структурно-
функциональная организация хромосом, структурные
перестройки хромосом, их типы и хромосомный дисба-
ланс; - + +
- гены и признаки: законы передачи наследствен-
ных признаков (гомо- и гетерозиготность), генотип и
фенотип; + + +
- основные типы наследования; + + +
- иммуногенетические взаимоотношения макро- и
микроорганизма; - + +
- изменчивость: мутационная изменчивость, клас-
сификация мутаций, мутагенные факторы; - - +
- методы диагностики наследственных болезней:
цитогенетические, морфологические, биохимические,
пренатальные; + + +
- выявление наследственной патологии новорож-
денных; + + +
- медико-генетическое консультирование (лабора-
торное исследование, определение генетического рис-
ка). - + +
3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин:
- современные методы обследования больного; + + +
- организация и объем первой врачебной медицин-
ской помощи в военно-полевых условиях, при массовых
поражениях населения и катастрофах; + + +
- основы первичной реанимации; + + +
- основы дозиметрии ионизирующих излучении; + + +
- основы клиники, условия и риск возникновения
радиационно обусловленных заболеваний у участников
ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и населения,
подвергшегося радиационному воздействию в результате
радиационных аварий; - + +
- основные источники облучения человека, основы
радиационной безопасности, гигиенического нормирова-
ния радиационного фактора; + + +
- современные представления об этиологии и па-
тогенезе наиболее распространенных заболеваний. - + +
4. Умения:
- оказать помощь на догоспитальном этапе при
механической асфиксии, утоплении, поражения электри-
ческим током; + + +
- поставить лабораторный диагноз в соответствии
с классификацией ВОЗ и провести дифференциальный ди-
агноз, использовав клинические и дополнительные ме-
тоды исследований; + + +
- сформулировать лабораторный диагноз с выделе-
нием характерных показателей, сопутствующих измене-
ний и данных за осложнения; - + +
- владеть методом статистического анализа; - + +
- владеть навыками проведения внутрилаборатор-
ного и межлабораторного контроля качества лаборатор-
ных исследований; - + +
- провести анализ работы лаборатории, опреде-
лить способы ее улучшения; - - +
- на основе анализа статистических показателей
определить перечень организационных мероприятий и
разработать меры по их выполнению для улучшения ди-
агностического процесса; - + +
- провести анализ расхождения лабораторного ди-
агноза с клиническим и патологоанатомическим диагно-
зами, выявить ошибки и разработать мероприятия по
улучшению качества диагностической работы; + + +
- организовать рабочее место для проведения
морфологических (цитологических), биохимических, им-
мунологических, генетических и др. исследований; + + +
- организовать работу среднего медицинского
персонала; + + +
- провести лабораторное обследование больных с
помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых
поражениях, катастрофах, авариях); + + +
- отобрать материал для микроскопического исс-
ледования; + + +
- приготовить, зафиксировать и окрасить препа-
рат для исследования клеточных элементов; + + +
- отобрать и обработать биоматериал для биохи-
мического исследования; + + +
- работать с контрольным материалом (сыворот-
кой, клеточной суспензией, мазками и др.); + + +
- оценить и интерпретировать результаты иссле-
дования; + + +
- сделать заключение по результатам исследова-
ния (поставить лабораторный диагноз); + + +
- определить необходимость дополнительного обс-
ледования больного; - + +
- предложить программу дополнительного обследо-
вания больного, принять участие в лечебно-диагности-
ческом процессе; - + +
- оформить документацию, предусмотренную доку-
ментами МЗ РФ; + + +
- работать на анализаторах, имеющихся в лабора-
тории. + + +
По гематологическим исследованиям:
- идентифицировать клеточные элементы перифери-
ческой крови, костного мозга, лимфатического узла; + + +
- интерпретировать изменения крови, костного
мозга при различных патологических состояниях; - + +
- провести морфологическую цитохимическую диаг-
ностику острых лейкозов; - + +
- провести дифференциальную диагностику хрони-
ческих лейкозов; - + +
- характеризовать стадии хронических лейкозов и
динамику гематологических изменений; - + +
- провести дифференциальную диагностику парап-
ротеинемических гемобластозов и их иммунохимическую
идентификацию; - + +
- дифференцировать различные формы анемий; + + +
- определить критерии эффективности лечения
гематологических заболеваний; - - +
- интерпретировать динамику лабораторных пока-
зателей в различные стадии болезни; - + +
- диагностировать агранулоцитоз; + + +
- интерпретировать динамику лабораторных пока-
зателей периферической крови и костного мозга при
агранулоцитозе; - + +
- провести дифференциальную лабораторную диаг-
ностику геморрагических диатезов; - + +
- оценить изменения периферической крови и кос-
тного мозга при миелоидной дисплазии; - - +
- дифференцировать LE-клетки; + + +
- идентифицировать лабораторные показатели при
гистиоцитозах; - - +
- определять клинико-диагностическое значение
гематологических показателей. + + +
По общеклиническим исследованиям:
- идентифицировать клеточные и другие элементы
в мокроте, моче, желудочном и дуоденальном содержи-
мом, ликворе, экссудатах, транссудатах, отделяемом
половых органов, коже, волосах, ногтях, соскобах и
др. биоматериале; + + +
- интерпретировать лабораторные показатели при
заболеваниях легких, пищеварительной системы, орга-
нов мочевыделительной и половой системы, поражениях
серозных оболочек; - + +
- определять клинико-диагностическое значение
лабораторных показателей. + + +
По цитологическим исследованиям:
- диагностировать по клеточным элементам острый
и хронический воспалительный процесс, в том числе
гранулематозный; + + +
- выявлять элементы грануляционной ткани; + + +
- выявлять пролиферацию, гиперплазию, метапла-
зию и др. фоновые процессы; + + +
- выявлять предраковые состояния; + + +
- диагностировать опухолевые поражения и др.
заболевания:
органов дыхания (исследование мокроты), мочевыводи-
тельной системы (почки, мочеточники, мочевой пузырь,
уретра), молочной железы, женских половых органов,
серозных оболочек. Микрофлора влагалища и шейки мат-
ки в норме и при воспалительных заболеваниях. Скри-
нинг рака шейки матки. Дифференциальнодиагностичес-
кие признаки реактивных и опухолевых поражений; + + +
- диагностировать опухолевые поражения и др.
заболевания:
органов дыхания (исследование материала бронхоско-
пий), пищеварительной системы (пищевода, желудка,
кишечника, поджелудочной железы, печени), слюнной и
щитовидной желез, языка, миндалин, носоглотки, гор-
тани, тела матки; - + +
- диагностировать опухолевые поражения и др.
заболевания органов:
яичника, мужских половых органов (предстательная
железа, яичко, половой член), кожи и ее придатков,
мягких тканей и костей. - - +
По клинической биохимии:
- приготовить биоматериал для исследования; + + +
- приготовить реактивы; + + +
- обработать химическую посуду; + + +
- проводить доступную очистку веществ; + + +
- строить калибровочные кривые; + + +
- проводить биохимические исследования; + + +
- работать на приборах, которыми оснащена лабо-
ратория; + + +
- подобрать соответствующие реактивы для мето-
дов клинической биохимии, адаптировать реактивы для
используемой аппаратуры; - + +
- производить необходимые расчеты; + + +
- выявлять нарушения обмена белков, углеводов,
липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального и
кислотно-основного состояния, системы гемостаза и
др.; - + +
- определить последовательность биохимических
исследований; - + +
- оценивать результаты биохимических исследова-
ний; + + +
- проводить контроль качества лабораторных исс-
ледований; + + +
- составить программу лабораторной диагностики
при плановом обследовании больных и при острых сос-
тояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, ин-
фаркт миокарда и др.); - - +
- определять клинико-диагностическое значение
результатов биохимических исследований; + + +
- владеть методами постановки ориентировочной и
расширенной коагулограммы; - + +
- проводить заменные пробы для выявления дефи-
цита факторов свертывания крови; - + +
- выявлять патологию тробоцитарно-сосудистого,
плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтно-
го звена; - + +
- диагностировать приобретенные и наследствен-
ные коагулопатии; - + +
- интерпретировать лабораторные показатели на-
рушения гемостаза при заболеваниях печени, желудоч-
но-кишечного тракта и др. органов; - + +
- оценивать эффективность лечения непрямыми ан-
тикоагулянтами, гепарином, дезагрегантами, тромболи-
тическими, фибринолитическими средствами и др. пре-
паратами; - - +
- определять клинико-диагностическое значение
лабораторных показателей. + + +
По паразитологическим исследованиям:
- давать рекомендации по правилам сбора, дос-
тавки, хранения материала для паразитологических ис-
следований; + + +
- приготовить препараты тонкого мазка и толстой
капли с последующей окраской по Романовскому; + + +
- идентифицировать до вида возбудителей маля-
рийных паразитов в тонком мазке и толстой капле кро-
ви и определить интенсивность паразитемии; + + +
- исследовать пробы фекалий, желчи, дуоденаль-
ного содержимого, мочи, мокроты с применением основ-
ных паразитологических методов, идентифицировать в
них возбудителей гельминтозов протозоозов; + + +
- исследовать биоматериалы с применением специ-
альных паразитологических методов (окраска фиксиро-
ванных препаратов фекалий, мокроты, ликвора) и иден-
тифицировать возбудителей паразитозов; - + +
- идентифицировать в исследуемом биоматериале
возбудителей тропических и редких паразитов; - - +
- идентифицировать в биоматериале возбудителей
венерических заболеваний; + + +
- идентифицировать в биоматериале возбудителей
грибковых заболеваний; - + +
- интерпретировать результаты паразитологичес-
ких исследований, составить программу обследования. - + +
По иммунологическим исследованиям:
- определить групповую и резус-принадлежность; + + +
- проводить исследование совместимости крови
донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплан-
тациях; - + +
- определить иммунный статус организма; - + +
- владеть навыками определения клеточного и
гуморального иммунитета; - + +
- проводить иммунологическое исследование при
бесплодии и патологии беременности, эндокринных
расстройствах и заболеваниях, острых и хронических
интоксикациях и инфекциях; - - +
- выявлять иммунологическую заинтересованность
при онкологических заболеваниях, болезнях сердечно-
сосудистой, кроветворной, дыхательной, мочевыдели-
тельной систем, органов пищеварения, кожи; - - +
- диагностировать болезни иммунной системы:
врожденные и приобретенные иммунодефициты, аутоим-
мунную патологию, аллергические заболевания. - + +
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину; + + +
- определить Х- и Y-хромосомы; + + +
- исследовать кариотип; + + +
- культивировать лимфоциты крови для хромосом-
ного анализа; - + +
- приготовить препараты культуры лимфоцитов; - + +
- приготовить хромосомные препараты; - + +
- провести различное специальное окрашивание
препаратов; + + +
- провести кариотипирование; - + +
- провести индивидуальную идентификацию хромо-
сом; - + +
- анализировать число и структуру аномалий ка-
риотипа; + + +
- владеть полуколичественными методами диагнос-
тики наследственных болезней; + + +
- владеть молекулярно-генетическими методами
диагностики; - - +
- владеть физико-биохимическими методами диаг-
ностики наследственных болезней; + + +
- владеть методами пренатальной диагностики
наследственных болезней. - - +
5. Манипуляции:
- реанимационные мероприятия (искусственное
дыхание, непрямой массаж сердца); + + +
- промывание желудка через зонд; + + +
- фиксация позвоночника, конечностей при пере-
ломах, травмах; + + +
- остановка кровотечения; + + +
- взятие капиллярной крови для лабораторного
анализа; + + +
- взятие венозной крови для анализа. + + +
Начальник Управления
организации медицинской помощи населению А.И.Вялков
------------------------------
* Аттестационные требования являются основой для оценки знаний и умений специалиста при проведении аттестационного экзамена на квалификационную категорию. Для специалистов, имеющих узкую специализацию и стаж работы по узкой специальности не менее 5 лет, экзамен может проводиться по соответствующей субдисциплине.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.