Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вход
Приложение 20
к приказу Минздрава РФ
от 25 декабря 1997 г. N 380
Аттестационные требования к медицинскому технику
вторая первая высшая
кате- кате- кате-
гория гория гория
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан; + + +
- организация лабораторной службы в стране, ее зада-
чи, структура и перспективы развития; +- + +
- значение лабораторных клинических исследований для
сохранения здоровья пациента и диагностики заболе-
ваний; + + +
- основы медицинской статистики, учета и анализа ос-
новных клинико-диагностических показателей; + + +
- основные требования к организации делопроизводства
в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- современные методы лабораторной диагностики; +- + +
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных
исследований; +- + +
- причины и условия возникновения преаналитических и
аналитических погрешностей при проведении лабора-
торного анализа; + + +
- основы техники безопасности при работе в клини-
ко-диагностической лаборатории; + + +
- инструктивные материалы по соблюдению правил сани-
тарно-противоэпидемического режима в клинико-диаг-
ностической лаборатории; + + +
- устав и правила внутреннего распорядка лечеб-
но-профилактического учреждения, должностные инс-
трукции клинико-диагностической лаборатории; + + +
- основы медицины катастроф. + + +
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии; + + +
- структура и функции органов кроветворения, нервной
ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыдели-
тельной, половой и др. систем, строение и функции
желез, серозных оболочек, кожи; + + +
- структура и функции клетки, возрастные особенности
клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; + + +
- сущность типовых патологических процессов на кле-
точном, тканевом, системном уровнях; +- + +
- лабораторные показатели функционирования челове-
ческого организма в условиях нормы и возрастном
аспекте; +- + +
- общие закономерности возникновения, развития и те-
чения патологических процессов и основных заболе-
ваний человека; +- + +
- основы функционирования здорового организма и фак-
торы риска; +- + +
- основные принципы взаимодействия организма челове-
ка с окружающей средой; + + +
- правила и способы получения биоматериала для лабо-
раторных исследований; + + +
- основы лабораторной диагностики основных заболева-
ний системы крови, системы дыхания, мочеполовой
системы, системы пищеварения, печени и желчных пу-
тей, соединительной ткани, онкологических заболе-
ваний, ВИЧ-инфекций; +- + +
- основы комплексного подхода к лабораторному обсле-
дованию больного; - +- +
- правила приготовления реактивов; + + +
- организация внутри- и межлабораторного контроля
качества лабораторных исследований; +- +- +
- правила подготовки пациента для различных лабора-
торных исследований; + + +
- влияние биологических факторов, терапии, пищи и
др. на результаты лабораторного анализа; +- + +
- значение и методы лабораторного обнаружения ле-
карственных веществ, ядов, токсинов в биожидкос-
тях. - +- +
По гематологическим исследованиям:
- теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза,
функции, место пребывания в организме); + + +
- морфология клеток гемопоэза в норме; + + +
- понятия "эффективный", "неэффективный" эритропоэз,
мегакариопоэз, нейтропоэз; - +- +
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и
лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; + + +
- изменения показателей гемограммы при реактивных
состояниях; - + +
- изменения показателей миелограммы при реактивных
состояниях; - - +
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и
внутрисосудистого гемолиза; - +- +
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях
органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморра-
гических диатезах и др. заболеваниях); - - +
- понятия о миелоидной дисплазии; - - +
- изменения миелограммы при заболеваниях органов
кроветворения; - - +
- основные принципы цитохимического анализа, диаг-
ностическое значение; - - +
- морфологические особенности эритроцитов при раз-
личных анемиях. - +- +
По общеклиническим исследованиям:
- значение лабораторных показателей при исследовании
мокроты (физические свойства, морфология форменных
элементов) для диагностики заболеваний дыхательных
путей; +- + +
- основные методы и диагностическое значение иссле-
дования физических, химических показателей мочи; + + +
- морфология клеточных и др. элементов мочи; + + +
- мочевые синдромы и их значение в диагностике забо-
леваний органов мочевой системы; - + +
- основные методы и диагностическое значение опреде-
ления физических и химических показателей кала; + + +
- форменные элементы кала, их выявление; + + +
- копрологические синдромы и их значение в диагнос-
тике заболеваний пищеварительной системы, печени,
поджелудочной железы; - +- +
- изменение копрологического анализа при наиболее
частой патологии органов пищеварительной системы; +- + +
- физико-химический и морфологический состав содер-
жимого желудка и двенадцатиперстной кишки; +- + +
- изменения состава содержимого желудка и двенадца-
типерстной кишки при различных заболеваниях пище-
варительной системы; +- + +
- ликвор и выпотные жидкости: морфологический сос-
тав, физико-химические свойства, лабораторные по-
казатели при инфекционно-воспалительных процессах,
травмах, опухолях и др.; +- + +
- морфология и клеточный состав отделяемого женских
и мужских половых органов; - +- +
- лабораторная диагностика мужского бесплодия; - +- +
- гормональное зеркало; - +- +
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ног-
тей и их изменения при различных патологических
процессах. + + +
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологи-
ческих исследований; + + +
- морфологическая картина воспалительного процесса,
грануломатозной и грануляционной тканей; +- + +
- основные признаки пролиферации, дисплазии, метап-
лазии, фоновых процессов; - - -
- признаки реактивной гиперплазии, опухолевых пора-
жений, метастазирования. - +- +
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сох-
ранения (поддержания) гомеостаза; + + +
- нормальная физиология обмена белков, углеводов,
липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального,
кислотно-основного состояния; + + +
- причины и виды патологии обменных процессов в ор-
ганизме; + + +
- система гемостаза; +- + +
- патобиохимические механизмы развития основных
синдромов; - +- +
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ
при наиболее часто встречающихся заболеваниях; - +- +
- основные методы исследования обмена веществ, гор-
монов, ферментов, системы гемостаза и др. + + +
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельмин-
тов; + + +
- морфологические различия видов гельминтов и их
яиц; + + +
- паразиты малярии, виды, стадии развития; + + +
- морфология малярийных паразитов; + + +
- простейшие: вид, стадии развития, морфология; + + +
- заболевания, вызванные простейшими; +- + +
- правила приготовления препаратов для исследования
морфологии паразитов. + + +
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета; + + +
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их
функции; + + +
- антигены: виды, характеристика; + + +
- иммуноглобулины (антитела), классификация, струк-
тура и функции; + + +
- взаимодействие антиген-антитело; + + +
- неспецифические факторы иммунной реактивности ор-
ганизма, фагоцитарная система, система комплемен-
та, интерфероны и др.; + + +
- молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммун-
ного ответа; - +- +
- трансплантационный иммунитет; - +- +
- возрастные особенности иммунного статуса; +- + +
- иммунодефицитные состояния; +- + +
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях,
лимфопролиферативных процессах, заболеваниях сое-
динительной ткани; +- + +
- аллергия и атопические заболевания; + + +
- методы оценки иммунного статуса; - + +
- методы исследования неспецифической резистентности
организма, клеточного и гуморального иммунитета; - +- +
- изоантигены системы крови; + + +
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери
и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. +- + +
По медико-генетическим заболеваниям:
- предмет и задачи медицинской генетики; + + +
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с
наследственной предрасположенностью; + + +
- генетика человека: молекулярные и цитологические
основы наследственности; - - +
- гены и признаки; - - +
- изменчивость: мутационная изменчивость, классифи-
кация мутаций, мутагенные факторы; - - +
- метод диагностики наследственных болезней: цитоге-
нетические, морфологические, биохимические, прена-
тальные. - - +
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской этики и деонтоло-
гии, этические особенности поведения сотрудника
клинико-диагностической лаборатории, основные эти-
ческие проблемы при проведении клинических лабора-
торных исследований; + + +
- представление о биосфере как системе, ее свойс-
твах, динамике и перспективах развития; +- + +
- механизмы функционирования природных экосистем; +- + +
- принципы формирования здорового образа жизни и
профилактики заболеваний в разные возрастные пери-
оды; +- + +
- представление о гигиене как основе профилактичес-
кой медицины; + + +
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики
основных лекарственных средств; +- +- +
- побочные действия основных групп лекарственных
средств и изменения результатов лабораторных исс-
ледований; +- +- +
- представление о видах катастроф, их причинах и
последствиях; + + +
- представление о наиболее распространенных патоло-
гических процессах в организме при различных ка-
тастрофах; + + +
- общие принципы оказания неотложной помощи при нес-
частных случаях; +- + +
- представление о типах ЭВМ, основных операционных
системах, текстовых редакторах, базах данных. + + +
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного
исследования; + + +
- организовать рабочее место для выполнения лабора-
торных исследований; + + +
- организовать работу младшего (среднего) персонала
в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и
оборудование для проведения лабораторного анализа; + + +
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инс-
трументария; + + +
- провести дезинфекцию биоматериала; + + +
- прием, маркировка и регистрация поступившего в ла-
бораторию биоматериала, хранение; + + +
- регистрировать проведенные исследования; + + +
- вести учетно-отчетную документацию; + + +
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполне-
нии лабораторных исследований и подготовительных
мероприятий; + + +
- пользоваться методами статистической обработки
исследований для оценки качества лабораторных ана-
лизов; +- + +
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный
контроль качества лабораторных исследований; +- + +
- на основании анализа статистических показателей
определить причины погрешностей (преаналитические
и аналитические) и разработать мероприятия для по-
вышения точности и надежности лабораторных иссле-
дований; +- + +
- участвовать в разработке и внедрении новых методов
лабораторного анализа; - +- +
- на основании результатов анализа дать качественную
и количественную оценку объекта исследований; + + +
- дифференцировать нормальные и патологические пока-
затели результатов лабораторного исследования; + + +
- по результатам анализа выявлять признаки типовых
патологических процессов в органах и тканях; +- + +
- строить калибровочные графики; + + +
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты
для исследования клеточных элементов; + + +
- отобрать материал для микроскопического исследова-
ния; + + +
- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую
помощь при несчастных случаях; + + +
- работать с ЭВМ на уровне пользователя; + + +
- владеть техникой микроскопирования: световая мик-
роскопия, поляризационная микроскопия, фазо-
во-контрастная микроскопия, флуоресцентная микрос-
копия. + + +
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного исследо-
вания; + + +
- определить гемоглобин; + + +
- определить свободный гемоглобин плазмы; + + +
- подсчитать количество эритроцитов в крови; + + +
- определить серповидность эритроцитов; +- + +
- определить гематокритную величину; + + +
- рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в
эритроците, средний объем эритроцитов; + + +
- построить график распределения эритроцитов по ве-
личине диаметра (кривая Прайс-Джонса); + + +
- определить осмотическую резистентность эритроци-
тов; + + +
- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью; +- + +
- подсчитать ретикулоциты; + + +
- подсчитать тромбоциты; + + +
- определить скорость оседания эритроцитов; + + +
- подсчитать количество лейкоцитов; + + +
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови
для подсчета лейкоцитарной формулы; + + +
- подсчитать лейкоцитарную формулу; + + +
- дифференцировать нормальные, морфологически изме-
ненные и патологические клетки крови при подсчете
лейкоцитарной формулы; + + +
- подсчитать миелокариоциты; +- + +
- подсчитать мегакариоциты; +- + +
- дифференцировать клетки костного мозга; +- + +
- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках
крови и костного мозга); + + +
- приготовить лейкоконцентрат; + + +
- обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки); +- + +
- приготовить препараты крови для исследования на
малярийные паразиты; + + +
- исследовать кровь на малярийные паразиты; + + +
- приготовить препараты для цитохимического исследо-
вания клеток крови и костного мозга; + + +
- определить активность ферментов в клетках крови; +- + +
- определить липиды в клетках крови; +- + +
- определить нейтральные мукополисахариды в клетках
крови и костного мозга; +- + +
- определить вязкость крови. +- + +
По общеклиническим исследованиям:
исследование мочи:
- определить физические и химические свойства; + + +
- определить химические показатели мочи (белок, глю-
коза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и
др.); + + +
- провести пробу по Зимницкому; + + +
- подготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование осадка; + + +
- подсчитать количество форменных элементов осадка; + + +
исследование желудочной секреции:
- определить физические и химические свойства; + + +
- провести химическое исследование (кислотность, ак-
тивность пепсина, молочную кислоту); + + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование желудочного содержи-
мого; + + +
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие
хлопьев; + + +
- подготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование; + + +
исследование кала:
- определить физические и химические свойства; + + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование; + + +
- обнаружить яйца гельминтов; + + +
- обнаружить простейшие; + + +
исследование спинномозговой жидкости:
- определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку; + + +
- обнаружить и определить белок; + + +
- определить количество форменных элементов (цитоз); + + +
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и
окрашенных препаратах; + + +
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить физические и химические свойства; + + +
- обнаружить и определить белок; + + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование; +- + +
исследование мокроты:
- определить количество, цвет, характер, консистен-
цию, запах, деление на слои; + + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование; +- + +
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; + + +
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения
микобактерии туберкулеза; + + +
- обнаружить микобактерий туберкулеза; +- + +
исследование отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследо-
вания; + + +
- определить степень чистоты влагалищного содержимо-
го; + + +
- обнаружить трихомонады и гонококки; + + +
- обнаружить бледную спирохету; +- + +
- определить гормональный профиль; +- + +
- исследовать секрет простаты; +- +- +
- определить цвет, количество, запах, вязкость рН
эякулята; + + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования эякулята; + + +
- определить подвижность сперматозоидов; + + +
- подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во
всем эякуляте; +- + +
- определить "живые" и "мертвые" сперматозоиды; +- + +
- стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживле-
ние"); +- + +
- обнаружить фруктозу в эякуляте; +- + +
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования из кожи, волос, ногтей; + + +
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, во-
лос, ногтей. + + +
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители; + + +
- окрасить цитологические препараты; + + +
- цитохимические исследования цитологического мате-
риала (PAS-реакция, липиды, ферменты); +- + +
- отбор доставленного материала, приготовление и ок-
раска препаратов для цитологического исследования
(пунктаты из опухолей различной локализации,
транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокро-
та, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, сви-
щей, материал гинекологических осмотров, материал,
полученный при эндоскопических исследованиях и
др.); + + +
- микроскопическое исследование материала, получен-
ного при гинекологических профилактических осмот-
рах (скрининг); + + +
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий бе-
лок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту,
креатинин (и др.); + + +
- определить показатели липидного обмена (липопроте-
иды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипи-
ды и др.); + + +
- показатели углеводного обмена; + + +
- определить белки острой фазы воспаления (серомуко-
ид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); + + +
- определить показатели минерального обмена в плазме
крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, же-
лезо и др.); + + +
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР)
крови; + + +
- определить активность ферментов в сыворотке крови
и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминот-
рансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы,
липазы, кислой и щелочной (фосфатазы и др.); + + +
- определить показатели гормонального профиля:
17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и
др.; + + +
токсикологические исследования:
- определить мышьяк в крови, моче и тканях; +- +- +
- определить ртуть в крови, моче и тканях; +- +- +
- определить свинец в крови, моче и тканях; +- +- +
- определить алколоиды в биологических материалах; +- +- +
- определить снотворные и седативные препараты в би-
ологических материалах; +- +- +
- газохроматографический анализ летучих соединений
(этанол, метанол, ацетон, эфир, бензол); +- +- +
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время рекальцификации
плазмы (разными методами); + + +
- определить протромбиновое (тромбопластиновое) вре-
мя разными методами; + + +
- определить содержание фибриногена в плазме крови; + + +
- определить растворимые комплексы фибриномономеров
(РКФМ) или др. паракоагуляционные тесты; +- +- +
- определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсуль-
фатом и рептилазное время; +- +- +
- определить фибринолитическую активность плазмы; +- +- +
- определить агрегацию и адгезию тромбоцитов; +- +- +
- продукты деградации фиброногена (фибрина) (ПДФ); + + +
- определить плазменные факторы свертывания крови; + + +
- определить толерантность плазмы к гепарину или оп-
ределить антитромбин III; + + +
- определить время кровотечения; + + +
- определить время свертывания цельной крови; + + +
- определить степень ретракции кровяного сгустка или
определить степень ретракции плазменного сгустка; + + +
- аутокоагуляционный тест. +- +- +
По паразитологическим исследованиям:
- различать на препаратах представителей класса чле-
нистоногих; +- +- +
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; +- +- +
- идентифицировать малярийных паразитов в препаратах
крови; +- +- +
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гель-
минтов в кале. +- +- +
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики не-
инфекционных болезней и реакций неспецифического
иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО; + + +
- определить резус-фактор; + + +
- прямая проба Кумбса; + + +
- непрямая проба Кумбса; + + +
- определить антилейкоцитарные антитела (лейколизи-
ны, лейкоагглютинины); - - +
- определить антитромбоцитарные антитела (тромбоци-
толизины); - - +
серологические исследования для диагностики си-
филиса; серологические реакции:
- агглютинация на стекле; + + +
- развернутая агглютинация; + + +
- пассивная агглютинация; + + +
- торможение агглютинации; +- + +
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в
геле); + + +
- связывание комплемента; +- + +
- прямая и непрямая РИФ; - +- +
- ИФА; - +- +
- ПЦР; - +- +
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в перифе-
рической крови; +- +- +
- определить концентрацию различных классов иммуног-
лобулинов; +- +- +
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов; +- +- +
- определить комплементарную активность сыворотки
крови; + + +
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови; +- +- +
- определить антитела в ДНК; +- + +
- определить антинуклеарный фактор; +- + +
- определить циркулирующие иммунные комплексы; +- + +
- определить альфа-фетопротеин; +- + +
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыво-
ротке крови; + + +
- определить активность антигиалуронидазы в сыворот-
ке крови; + + +
- маркеры опухолей (иммунофлуоресцентный, иммунолю-
минесцентный анализ и др.). - - +
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину; +- + +
- определить Х- и Y-хромосомы; - +- +
- исследовать кариотип; - - +
- культивировать лимфоциты и приготовить препарат
культуры лимфоцитов для хромосомного анализа; - +- +
- приготовить хромосомные препараты; - +- +
- окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и
дифференцированной окраски; + + +
- уметь проводить скрининг-тестирование (в зависи-
мости от метода, применяемого в лаборатории). - +- +
Начальник Управления организации |
А.И. Вялков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.