Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 21
к приказу Минздрава РФ
от 25 декабря 1997 г. N 380
Аттестационные требования к медицинскому лабораторному технику
вторая первая высшая
кате- кате- кате-
гория гория гория
1. Общие знания:
- Конституция Российской Федерации, этические и пра-
вовые нормы, регулирующие отношения человека к че-
ловеку, обществу, окружающей среде; + + +
- основы законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан; + + +
- организация лабораторной службы в стране, ее зада-
чи, структура и перспективы развития; + + +
- основы медицинской статистики, учета и анализа ос-
новных клинико-диагностических показателей; + + +
- основные требования к организации делопроизводства
в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- современные методы лабораторной диагностики; +- + +
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных
исследований; - +- +
- причины и условия возникновения преаналитических и
аналитических погрешностей при проведении лабора-
торного анализа; + + +
- основы техники безопасности при работе в клини-
ко-диагностической лаборатории; + + +
- инструктивные материалы по соблюдению правил сани-
тарно-противоэпидемического режима в клинико-диаг-
ностической лаборатории; + + +
- устав и правила внутреннего распорядка лечеб-
но-профилактического учреждения, должностные инс-
трукции клинико-диагностической лаборатории; + + +
- правила подготовки пациента для различных лабора-
торных исследований. + + +
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии; + + +
- структура и функции органов кроветворения, нервной
ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыдели-
тельной, половой и др. систем, строение и функции
желез, серозных оболочек, кожи; + + +
- структура и функции клетки, возрастные особенности
клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; + + +
- сущность типовых патологических процессов на кле-
точном, тканевом, системном уровнях; - - +
- лабораторные показатели функционирования челове-
ческого организма в условиях нормы и возрастном
аспекте; + + +
- общие закономерности возникновения, развития и те-
чения патологических процессов и основных заболе-
ваний человека; - - +
- клиническое значение лабораторных исследований в
диагностике заболеваний и состояния здоровья чело-
века; + + +
- основы функционирования здорового организма и фак-
торы риска; + + +
- основные принципы взаимодействия организма челове-
ка с окружающей средой; + + +
- правила и способы получения биоматериала для лабо-
раторных исследований; + + +
- основы лабораторной диагностики основных заболева-
ний системы крови, системы дыхания, мочеполовой
системы, системы пищеварения, печени и желчных пу-
тей, соединительной ткани, онкологических заболе-
ваний, ВИЧ-инфекций; - + +
- основы комплексного подхода к лабораторному обсле-
дованию больного; - - +
- правила приготовления реактивов; + + +
- организация внутри- и межлабораторного контроля
качества лабораторных исследований. - - +
По гематологическим исследованиям:
- теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза,
функции, место пребывания в организме); + + +
- морфология клеток гемопоэза в норме; + + +
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и
лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; + + +
- изменения показателей гемограммы при реактивных
состояниях; - + +
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и
внутрисосудистого гемолиза; - + +
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях
органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморра-
гических диатезах и др. заболеваниях); - + +
- основные принципы цитохимического анализа, диаг-
ностическое значение; - - +
- морфологические особенности эритроцитов при раз-
личных анемиях. - + +
По общеклиническим исследованиям:
- значение лабораторных показателей при исследовании
мокроты (физические свойства, морфология форменных
элементов) для диагностики заболеваний дыхательных
путей; + + +
- основные методы и диагностическое значение иссле-
дования физических, химических показателей мочи; + + +
- морфология клеточных и др. элементов мочи; + + +
- основные методы и диагностическое значение опреде-
ления физических и химических показателей кала; - + +
- форменные элементы кала, их выявление; + + +
- изменение копрологического анализа при наиболее
частой патологии органов пищеварительной системы; - + +
- физико-химический и морфологический состав содер-
жимого желудка и двенадцатиперстной кишки; + + +
- изменения состава содержимого желудка и двенадца-
типерстной кишки при различных заболеваниях пище-
варительной системы; + + +
- ликвор и выпотные жидкости: морфологический сос-
тав, физико-химические свойства, лабораторные по-
казатели при инфекционно-воспалительных процессах,
травмах, опухолях и др.; + + +
- морфология и клеточный состав отделяемого женских
и мужских половых органов; - + +
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ног-
тей и их изменения при различных патологических
процессах. - + +
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологи-
ческих исследований; + + +
- морфологическая картина воспалительного процесса,
грануломатозной и грануляционной тканей. - + +
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сох-
ранения (поддержания) гомеостаза; + + +
- нормальная физиология обмена белков, углеводов,
липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального,
кислотно-основного состояния; + + +
- причины и виды патологии обменных процессов в ор-
ганизме; - - +
- система гемостаза; - + +
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ
при наиболее часто встречающихся заболеваниях; - - +
- основные методы исследования обмена веществ, гор-
монов, ферментов, системы гемостаза и др. + + +
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельмин-
тов; + + +
- морфологические различия видов гельминтов и их
яиц; + + +
- паразиты малярии, виды, стадии развития; + + +
- морфология малярийных паразитов; + + +
- простейшие: вид, стадии развития, морфология; + + +
- заболевания, вызванные простейшими; - + +
- правила приготовления препаратов для исследования
морфологии паразитов. + + +
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета; + + +
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их
функции; + + +
- антигены: виды, характеристика; + + +
- иммуноглобулины (антитела), классификация, струк-
тура и функции; + + +
- взаимодействие антиген-антитело; + + +
- неспецифические факторы иммунной реактивности ор-
ганизма, фагоцитарная система, система комплемен-
та, интерфероны и др.; + + +
- возрастные особенности иммунного статуса; - + +
- иммунодефицитные состояния; - + +
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях,
лимфопролиферативных процессах, заболеваниях сое-
динительной ткани; - - +
- аллергия и атопические заболевания; - + +
- изоантигены системы крови; - - +
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери
и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. - - +
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики; + + +
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с
наследственной предрасположенностью; + + +
- генетика человека: молекулярные и цитологические
основы наследственности; - - +
- гены и признаки; - - +
- изменчивость: мутационная изменчивость, классифи-
кация мутаций, мутагенные факторы. - - +
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской этики и деонтоло-
гии, этические особенности поведения сотрудника
клинико-диагностической лаборатории, основные эти-
ческие проблемы при проведении клинических лабора-
торных исследований; + + +
- представление о биосфере как системе, ее свойс-
твах, динамике и перспективах развития; + + +
- механизмы функционирования природных экосистем; + + +
- принципы формирования здорового образа жизни и
профилактики заболеваний в разные возрастные пери-
оды; + + +
- представление о гигиене как основе профилактичес-
кой медицины; + + +
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики
основных лекарственных средств; - + +
- побочные действия основных групп лекарственных
средств и изменения результатов лабораторных исс-
ледований; - + +
- представление о видах катастроф, их причинах и
последствиях; + + +
- представление о наиболее распространенных патоло-
гических процессах в организме при различных ка-
тастрофах; + + +
- общие принципы оказания неотложной помощи при нес-
частных случаях; + + +
- представление о типах ЭВМ, основных операционных
системах, текстовых редакторах, базах данных. + + +
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного
исследования; + + +
- организовать рабочее место для выполнения лабора-
торных исследований; + + +
- организовать работу младшего персонала в клини-
ко-диагностический лаборатории; + + +
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и
оборудование для проведения лабораторного анализа; + + +
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инс-
трументария; + + +
- провести дезинфекцию биоматериала; + + +
- прием, маркировка и регистрация поступившего в ла-
бораторию биоматериала, хранение; + + +
- регистрировать проведенные исследования; + + +
- вести учетно-отчетную документацию; + + +
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполне-
нии лабораторных исследований и подготовительных
мероприятий; + + +
- пользоваться методами статистической обработки
исследований для оценки качества лабораторных ана-
лизов; - - +
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный
контроль качества лабораторных исследований; - - +
- на основании результатов анализа дать качественную
и количественную оценку объекта исследований; - - +
- дифференцировать нормальные и патологические пока-
затели результатов лабораторного исследования; - + +
- по результатам анализа выявлять признаки типовых
патологических процессов в органах и тканях; - - +
- строить калибровочные графики; + + +
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты
для исследования клеточных элементов; + + +
- отобрать материал для микроскопического исследова-
ния; + + +
- оказывать первую помощь при несчастных случаях; + + +
- работать с ЭВМ на уровне пользователя; + + +
- владеть техникой микроскопирования: световая мик-
роскопия, поляризационная микроскопия, фазо-
во-контрастная микроскопия, флуоресцентная микрос-
копия. - + +
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного исследо-
вания; + + +
- провести исследование клинического анализа крови
(определение гемоглобина, гематокритной величины,
СОЭ, количества эритроцитов и лейкоцитов, подсчет
лейкоцитарной формулы); + + +
- определить осмотическую резистентность эритроци-
тов; + + +
- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью; - + +
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови
для подсчета лейкоцитарной формулы; + + +
- дифференцировать нормальные, морфологически изме-
ненные и патологические клетки крови при подсчете
лейкоцитарной формулы; - + +
- приготовить лейкоконцентрат; + + +
- приготовить препараты крови для исследования на
малярийные паразиты; + + +
- исследовать кровь на малярийные паразиты; - + +
- приготовить препараты для цитохимического исследо-
вания клеток циркулирующей крови и костного мозга; + + +
- определить активность ферментов в клетках циркули-
рующей крови; - - +
- определить липиды в клетках циркулирующей крови; - - +
- определить вязкость крови. + + +
По общеклиническим исследованиям:
исследование мочи:
- определить физические и химические свойства; + + +
- определить химические показатели мочи (белок, глю-
коза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и
др.); + + +
- провести пробу по Земницкому; + + +
- подготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование осадка; + + +
- подсчитать количество форменных элементов осадка; + + +
исследование желудочной секреции:
- определить физические свойства; + + +
- провести химическое исследование (кислотность, ак-
тивность пепсина, молочная кислота); + + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование желудочного содержи-
мого; - - +
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие
хлопьев; + + +
- подготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование; + + +
исследование кала:
- определить физические и химические свойства (в том
числе кровь, белок, стеркобилин, уробилин); + + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование; + + +
- обнаружить яйца гельминтов; + + +
- обнаружить простейшие; - + +
- обнаружить личинки гельминтов; + + +
исследование спинномозговой жидкости:
- определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку; + + +
- обнаружить и определить белок; + + +
- определить количество форменных элементов (цитоз); + + +
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и
окрашенных препаратах; - - +
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить количество, характер, цвет, прозрач-
ность, относительную плотность; + + +
- обнаружить и определить белок; + + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование; - + +
исследование мокроты:
- определить физические свойства; + + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования; + + +
- микроскопическое исследование; - + +
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; - + +
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения
микобактерии туберкулеза; + + +
- обнаружить микобактерий туберкулеза; - - +
исследование отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследо-
вания; + + +
- определить степень чистоты влагалищного содержимо-
го; - + +
- обнаружить трихомонады и гонококки; - + +
- определить гормональный профиль; - - +
- исследовать секрет простаты; - + +
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН
эякулята; - + +
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования эякулята; - + +
- определить подвижность сперматозоидов; - - +
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического иссле-
дования из кожи, волос, ногтей; + + +
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, во-
лос, ногтей. - - +
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители; + + +
- окрасить цитологические препараты; + + +
- цитохимическое исследование цитологического мате-
риала (PAS-реакция, липиды, ферменты); + + +
- отбор доставленного материала, приготовление и ок-
раска препаратов для цитологического исследования
(пунктаты из опухолей различной локализации,
транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокро-
та, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, сви-
щей, материал гинекологических осмотров, материал,
полученный при эндоскопических исследованиях и
др.); + + +
- микроскопическое исследование материала, получен-
ного при гинекологических профилактических осмот-
рах (скрининг); + + +
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий бе-
лок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту,
креатинин и др.); + + +
- определить показатели липидного обмена (липопроте-
иды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипи-
ды и др.); + + +
- показатели углеводного обмена; + + +
- определить белки острой фазы воспаления (серомуко-
ид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); + + +
- определить показатели минерального обмена в плазме
крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, же-
лезо и др.); + + +
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР)
крови; + + +
- определить активность ферментов в сыворотке крови
и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминот-
рансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы,
липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); + + +
- определить показатели гормонального профиля:
17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и
др.; + + +
показания состояния гемостаза:
- определить активированное время рекальцификации
плазмы (разными методами); + + +
- определить протромбиновое (тромбопластиновое) вре-
мя разными методами; + + +
- определить содержание фибриногена в плазме крови; + + +
- определить растворимые комплексы фибриномономеров
(РКФМ) или др. паракоагуляционные тесты; - - +
- определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсуль-
фатом и раптилазное время; - - +
- определить фибринолитическую активность плазмы; - + +
- определить плазменные факторы; + + +
- определить толерантность плазмы к гепарину или оп-
ределить антитромбин III; + + +
- определить время кровотечения; + + +
- определить время свертывания цельной крови; + + +
- определить степень ретракции кровяного сгустка или
определить степень ретракции плазменного сгустка; + + +
- аутокоагуляционный тест. - + +
По паразитологическим исследованиям:
- различать на препаратах представителей класса чле-
нистоногих; - + +
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; - + +
- идентифицировать малярийных паразитов в препаратах
крови; - - +
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гель-
минтов в кале. + + +
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики не-
инфекционных болезней и реакций неспецифического
иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО; + + +
- определить резус-фактор; + + +
- прямая проба Кумбса; - + +
- непрямая проба Кумбса; - + +
- определить антилейкоцитарные антитела (лейколизи-
ны, лейкоагглютинины); - - +
- определить антитромбоцитарные антитела (тромбоци-
толизины); - - +
серологические исследования для диагностики сифи-
лиса; серологические реакции:
- агглютинация на стекле; + + +
- развернутая агглютинация; - + +
- пассивная агглютинация; - + +
- торможение агглютинации; - - +
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в
геле); - + +
- связывание комплемента; - - +
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в перифе-
рической крови; + + +-
- определить концентрацию различных классов иммуног-
лобулинов; + + +-
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов; + + +
- определить комплементарную активность сыворотки
крови;
- определить С-реактивный белок; + + +
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови; + + +
- определить антитела в ДНК; - - +
- определить антинуклеарный фактор; - + +
- определить циркулирующие иммунные комплексы; - - +
- определить альфа-фетопротеин; - - +
- определить активности анти-О-стрептолизина в сыво-
ротке крови; + + +
- определить активность антигиалуронидазы в сыворот-
ке крови. + + +
Начальник Управления организации |
А.И. Вялков |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На исследование выпотных жидкостей врачу: 20 мин. на исследование одного препарата и 8 мин. на исследование каждого последующего препарата данного больного.
(2) Время на одно исследование методом ИФА дано при условии выполнения двух параллельных определений в каждой сыворотке (для всех показателей, определяемых методом ИФА).
(3) Расчетные нормы времени для методик бактериологической диагностики дисбактериоза кишечника, предложенной Р.В.Эпштейн-Литвак, Ф.Л.Вильшанской.
(4) Использовались анаэродиски и коммерческие тест-системы (визуальное считывание)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.