Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вход
Приложение 19
к приказу Минздрава РФ
от 25 декабря 1997 г. N 380
Аттестационные требования к биологу для аттестации на вторую, первую
и высшую квалификационную категории
Об аттестации биологов см. также инструктивно-методические указания, утвержденные приказом Минздрава РФ от 17 декабря 1998 г. N 368
В соответствии с требованиями специальности биолог должен знать и уметь:
вторая первая высшая
кате- кате- кате-
гория гория гория
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан; + + +
- основы законодательства о здравоохранении и дирек-
тивные документы, определяющие деятельность орга-
нов и учреждений здравоохранения, правовые вопро-
сы; - - +
- основы медицинской статистики, учета и анализа ос-
новных клинико-диагностических показателей; - - +
- основы медицинского страхования и деятельности
клинико-диагностических лабораторий в условиях
бюджетно-страховой медицины; + + +
- основы анатомии и физиологии человека, особеннос-
ти, соответствующие полу и возрасту; + + +
- основы и клиническое значение лабораторных иссле-
дований в диагностике заболеваний; + + +
- основы первичной профилактики заболеваний и сани-
тарно-просветительной работы; + + +
- основы международной классификации болезней; - + +
- современные направления развития медицины. - + +
2. Специальные знания:
- директивные документы, определяющие деятельность
лабораторной службы; + + +
- система организации лабораторной службы в стране,
задачи и ее структура; - + +
- организация работы лабораторий, обслуживающих от-
деления реанимации, службы крови, кожно-венероло-
гических, онкологических, туберкулезных и др. дис-
пансеров; - - +
- основные принципы работы централизованной лабора-
тории, в том числе медицинских диагностических
центров; - + +
- основы первичной профилактики заболеваний и сани-
тарно-просветительной работы; + + +
- положение об аккредитации клинико-диагностических
лабораторий; - + +
- основы техники безопасности в клинико-диагности-
ческих лабораториях; + + +
- современные методы лабораторной диагностики; + + +
- краткие сведения о структуре и функциях органов
кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, ды-
хательной, мочевыделительной, половой и др. сис-
тем; строении и функциях желез внутренней секре-
ции, серозных оболочек, опорно-двигательного аппа-
рата, кожи; + + +
- структура и функции клетки, возрастные особенности
клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; + + +
- правила и способы получения биоматериала для мор-
фологических, биохимических, генетических, иммуно-
логических, бактериологических, серологических и
др. исследований; + + +
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для
морфологического исследования; + + +
- консервирование и хранение биоматериалов; + + +
- краткие сведения о лабораторной диагностике основ-
ных заболеваний системы кровообращения, кроветво-
рения, дыхания, мочеполовой системы, системы пище-
варения, печени и желчных путей, опорно-двигатель-
ной системы, соединительной ткани, мышечной ткани,
эндокринной системы; + + +
- изменение лабораторных показателей под влиянием
лечения; - + +
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, меди-
цинских процедур и др. на результаты лабораторных
исследований; - + +
- лабораторная диагностика неотложных состояний (ин-
фаркт миокарда, инсульт, черепно-мозговая травма,
"острый живот", внематочная беременность, гипогли-
кемия и диабетическая кома, сепсис, геморрагичес-
кий, трансфузионный, анафилактический шок, острые
аллергические реакции и др.); + + +
- лабораторная диагностика инфекционных и паразитар-
ных болезней; - + +
- лабораторная диагностика онкологических заболева-
ний; - + +
- диагностика ВИЧ-инфекций; + + +
- влияние биологических факторов (возраст, пол,
дневные ритмы, месячные циклы, сезонные вариации и
др.) на результаты лабораторных исследований; + + +
- принципы и методы лабораторного контроля за кон-
центрацией лекарственных средств в организме боль-
ных; - - +
- организация внутри- и межлабораторного контроля
качества лабораторных исследований. - + +
По гематологическим исследованиям:
- теория кроветворения (кинематика клеток гемопоэза,
функции, место пребывания в организме); + + +
- понятия "эффективный", "неэффективный" эритропоэз,
нейтропоэз; + + +
- морфология клеток гемопоэза в норме; + + +
- понятия эритроцитоз и эритроцитопения, лейкоцитоз
и лейкоцитопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; + + +
- изменение показателей гемограммы и миелограммы при
реактивных состояниях; + + +
- основные клинические и лабораторные признаки внут-
риклеточного и внутрисосудистого гемолиза и забо-
леваний, сопровождающихся гемолизом; + + +
- понятие об апоптозе, некрозе; - + +
- особенности изменения гемограммы, миелограммы и
лимфоцитограммы при заболеваниях органов кроветво-
рения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах
и др. заболеваниях); + + +
- понятие о миеолидной дисплазии; - + +
- основные и дополнительные лабораторные исследова-
ния, необходимые в дифференциальной диагностике
заболеваний органов кроветворения; + + +
- основные принципы цитохимического и иммунологичес-
кого анализа. - + +
По общеклиническим исследованиям:
- морфологию клеточных и других элементов в мокроте; + + +
- особенности характера мокроты при различных инфек-
ционно-воспалительных, аллергических, паразитарных
заболеваниях легких; + + +
- морфология клеточных и др. элементов мочи; + + +
- мочевые синдромы и их значение в диагностике забо-
леваний органов мочевой системы; + + +
- основные методы определения физических и химичес-
ких показателей мочи; + + +
- изменение анализа мочи при наиболее часто встреча-
ющихся заболеваниях почек и мочевого пузыря; + + +
- элементы кала, копрограмма; + + +
- копрологические синдромы и их значение в диагнос-
тике заболеваний пищеварительной системы, печени,
поджелудочной железы; + + +
- основные методы определения физических и химичес-
ких показателей кала; + + +
- изменения копрологического анализа при наиболее
частой патологии органов пищеварительной системы; + + +
- физико-химический и морфологический состав содер-
жимого желудка и двенадцатиперстной кишки; + + +
- изменения состава содержимого желудка и двенадца-
типерстной кишки при различных заболеваниях пище-
варительной системы; + + +
- ликвор и выпотные жидкости: морфологический сос-
тав, физико-химические свойства, лабораторные по-
казатели при инфекционно-воспалительных процессах,
травме и др.; + + +
- морфология и клеточный состав отделяемого женских
и мужских половых органов, цитограмма при различ-
ных заболеваниях; + + +
- понятие о бактериальных вагинозах; - + +
- гормональная цитология; - + +
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ног-
тей и их изменение при различных патологических
процессах. + + +
По цитологическим исследованиям:
- клетка, ткани. Краткие сведения об особенностях
строения, функции и эмбриогенезе различных тканей; + + +
- рост, развитие и клинические признаки опухолей
различных локализаций; + + +
- классификация опухолей; + + +
- морфологическая картина острого и хронического
воспалительного процесса, в том числе гранулема-
тозного; + + +
- основные признаки пролиферации, гиперплазии, ме-
таплазии и других фоновых процессов; + + +
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сох-
ранения (поддержания) гомеостаза; + + +
- нормальная физиология и патология обмена белков,
углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-ми-
нерального, кислотно-основного состояния, системы
гемостаза и др.; + + +
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ
при наиболее часто встречающихся заболеваниях; + + +
- основные методы исследования обмена веществ, гор-
монов, ферментов, системы гемостаза и др. + + +
По паразитологическим исследованиям:
- способы взятия, доставки, сохранения материала для
паразитологических исследований; + + +
- основные методы паразитологических исследований
крови, фекалий, дуоденального содержимого, желчи,
мочи, мокроты; + + +
- специальные методы паразитологических исследований
(окраска фиксированных препаратов фекалий, иссле-
дование ликвора и др.); - - +
- основные морфологические характеристики гельмин-
тов; + + +
- количественные методы паразитологических исследо-
ваний; - + +
- основные морфологические характеристики и диффе-
ренцированная диагностика гельминтов (взрослых
особей, яиц, личинок), заболевания, вызываемые
ими; + + +
- основные морфологические характеристики и диффе-
ренциальная диагностика простейших кишечника и за-
болевания, вызываемые ими; + + +
- морфология малярийных паразитов в тонком мазке и
толстой капле крови; + + +
- морфология возбудителей тропических и редких пара-
зитозов (филярии, лейшмании, трипаносомы, циклос-
поры, изоспоры, акантамебы, неглерии и пр.) и за-
болевания, вызываемые ими; - - +
- морфология возбудителей грибковых заболеваний; - + +
- морфология возбудителей венерических заболеваний. + + +
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета; + + +
- функциональная организация иммунной системы; + + +
- неспецифические факторы иммунной реактивности ор-
ганизма; + + +
- фагоцитарная система; + + +
- естественные киллерные клетки, происхождение,
свойства, механизмы активации, иммунобиологическая
функция в норме и патологии; + + +
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммун-
ной защиты; + + +
- структура и функция лимфоидной системы; + + +
- Т- и В-клеточные системы иммунитета; + + +
- антигены и иммуногены; + + +
- иммуноглобулины (антитела); + + +
- клиническое применение иммуноглобулинов; - + +
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного от-
вета; - + +
- гормоны и цитокины иммунной системы; + + +
- физиология и регуляция иммунной системы; + + +
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет; + + +
- методы исследования клеточных и гуморальных факто-
ров иммунной системы; + + +
- клиническое значение исследования содержания и
функциональной активности гранулоцитов, моноцитов
крови, естественных киллеров и Тк-лимфоцитов; - + +
- клиническое значение исследования содержания и
функциональной активности неспецифических гумо-
ральных факторов: белков системы комплемента, ли-
зоцима, острофазных белков; - + +
- клиническое значение исследования содержания и
функциональной активности Т- и В-лимфоцитов и их
субпопуляций; - + +
- клиническое значение исследования содержания имму-
ноглобулинов разных классов и субклассов; + + +
- механизмы протективного иммунитета при различных
инфекционных заболеваниях; - + +
- иммунотропность инфекционных агентов и инфекции
иммунной системы; - - +
- иммунодиагностика инфекционных болезней; + + +
- лабораторно-клинические исследования в прогнозиро-
вании характера течения инфекционных заболеваний; - + +
- иммунитет при пересадке органов и тканей; - + +
- наследственные (первичные) и приобретенные (вто-
ричные) иммунодефицитные состояния; - + +
- принципы лабораторной диагностики иммунодефицитов; + + +
- антигенные системы эритроцитов человека (АВО и др.
системы); + + +
- иммунологический конфликт матери и плода по анти-
генам клеток крови; - + +
- иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии
(прямая и непрямая пробы Кумбса и др. методы); - + +
- антигены лейкоцитов человека; - + +
- антилейкоцитарные антитела и их роль в патологии
(осложнения при переливании крови, лейкопении,
нейтропении новорожденных); - + +
- аллергические заболевания, иммунодиагностика ал-
лергических реакций немедленного типа; + + +
- иммунодиагностика аллергических реакций замедлен-
ного типа; - - +
- иммунодиагностика системных заболеваний соедини-
тельной ткани; - - +
- иммунодиагностика аутоиммунных заболеваний эндок-
ринной системы; + + +
- иммунная система при опухолевых заболеваниях и их
иммунодиагностика; - + +
- изменение иммунореактивности онкологических боль-
ных; - - +
- неоплазмы иммунной системы; - - +
- иммунодиагностика моноклональных гаммапатий; - + +
- иммунология болезней нервной системы и иммунологи-
ческие методы их исследования; - + +
- организация работы иммунологических лабораторий; - - +
- современное техническое оборудование для выполне-
ния тестов. - - +
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики; + + +
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с
наследственной предрасположенностью; + + +
- роль нуклеиновых кислот в хранении и реализации
генетической информации; - + +
- генетический код: основные характеристики, этапы
расшифровки; - + +
- генетика человека: молекулярные и цитологические
основы наследственности: роль ядра и цитоплазмы,
хромосомы и хромосомный набор, структурно-функцио-
нальная организация хромосом, структурные перест-
ройки хромосом, их типы и хромосомный дисбаланс; - + +
- гены и признаки: законы передачи наследственных
признаков (гомо- и гетерозиготность), генотип и
фенотип; + + +
- основные типы наследования; + + +
- иммуногенетические взаимоотношения макро- и микро-
организма; - + +
- изменчивость: мутационная изменчивость, классифи-
кация мутаций, мутагенные факторы; - - +
- методы диагностики наследственных болезней: цито-
генетические, морфологические, биохимические, пре-
натальные; + + +
- выявление наследственной патологии новорожденных; + + +
- медико-генетическое консультирование (лабораторное
исследование, определение генетического риска). - + +
3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин:
- современные методы обследования больного; + + +
- основы первичной реанимации; + + +
- основы дозиметрии ионизирующих излучений; + + +
- основные источники облучения человека, основы ра-
диационной безопасности, гигиенического нормирова-
ния радиационного фактора. - + +
4. Умения:
- оказать помощь на догоспитальном этапе при механи-
ческой асфиксии, утоплении, поражении электричес-
ким током; + + +
- сформулировать лабораторный диагноз с выделением
характерных показателей и сопутствующих изменений; - + +
- владеть методом статистического анализа; - + +
- владеть навыками проведения внутрилабораторного и
межлабораторного контроля качества лабораторных
исследований; - - +
- провести анализ работы лаборатории, определить
способы ее улучшения; - - +
- на основе анализа статистических показателей опре-
делить перечень организационных мероприятий и раз-
работать меры по их выполнению для улучшения диаг-
ностического процесса; - + +
- организовать рабочее место для проведения морфоло-
гических (цитологических), биохимических, иммуно-
логических, генетических и других исследований; + + +
- организовать работу среднего медицинского персона-
ла; + + +
- провести лабораторное обследование больных с по-
мощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых
поражениях, катастрофах, авариях); + + +
- отобрать материал для микроскопического исследова-
ния; + + +
- приготовить, зафиксировать и окрасить препарат для
исследования клеточных элементов; + + +
- отобрать и обработать биоматериал для биохимичес-
кого исследования; + + +
- работать с контрольным материалом (сывороткой,
клеточной суспензией, мазками и др.); + + +
- оценить результаты исследования; + + +
- оформить документацию, предусмотренную директивны-
ми документами МЗ РФ; + + +
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории. + + +
По гематологическим исследованиям:
- идентифицировать клеточные элементы крови, костно-
го мозга, лимфатического узла; + + +
- провести морфологическую, цитохимическую дифферен-
циальную диагностику острых лейкозов; - + +
- провести морфологическую дифференциальную диагнос-
тику хронических лейкозов; - + +
- характеризовать стадии хронических лейкозов и ди-
намику гематологических изменений; - + +
- провести морфологическую дифференциальную диагнос-
тику парапротеинемических гемобластозов и их имму-
нохимическую идентификацию; - + +
- дифференцировать различные формы анемий по лабора-
торным показателям; + + +
- интерпретировать динамику лабораторных показателей
в различные стадии болезни; - + +
- диагностировать агранулоцитоз по гематологическим
показателям; + + +
- интерпретировать динамику лабораторных показателей
периферической крови и костного мозга при аграну-
лоцитозе; - + +
- провести дифференциальную лабораторную диагностику
геморрагических диатезов; - + +
- оценить изменения периферической крови и костного
мозга при миелоидной дисплазии; - - +
- дифференцировать LE-клетки; + + +
- идентифицировать лабораторные показатели при гис-
тиоцитозах. - - +
По общеклиническим исследованиям:
- идентифицировать клеточные и др. элементы в мокро-
те, моче, желудочном и дуоденальном содержимом,
ликворе, экссудатах, транссудатах, отделяемом по-
ловых органов, коже, волосах, ногтях, соскобах и
др. биоматериале; + + +
- оценить лабораторные показатели при заболеваниях
легких, пищеварительной системы, органов мочевыде-
лительной и половой системы, поражениях серозных
оболочек; - + +
- определять клинико-диагностическое значение лабо-
раторных показателей. + + +
По цитологическим исследованиям:
- выявлять клеточные элементы острого и хроническо-
го воспалительного процесса, в том числе грануле-
матозного, элементы грануляционной ткани; + + +
- дифференцировать пролиферацию, гиперплазию, метап-
лазию и др. фоновые процессы; + + +
- цитохимические исследования цитологического мате-
риала (PAS-реакция, липиды, ферменты); + + +
- отбор доставленного материала, приготовление и ок-
раска препаратов для цитологического исследования
(пунктаты из опухолей различной локализации,
транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокро-
та, соскобы с поверхностей эрозий, язв, ран, сви-
щей, материал гинекологических профилактических
осмотров, материал, полученный при эндоскопических
исследованиях и др.); + + +
- микроскопическое исследование материала, получен-
ного при гинекологических профилактических осмот-
рах (скрининг). + + +
По клинической биохимии:
- приготовить биоматериал для исследования; + + +
- приготовить реактивы; + + +
- обработать химическую посуду; + + +
- проводить доступную очистку вещества; + + +
- строить калибровочные кривые; + + +
- проводить биохимические исследования; + + +
- работать на приборах, которыми оснащена лаборато-
рия; + + +
- подобрать соответствующие реактивы для методов
клинической биохимии, адаптировать реактивы для
используемой аппаратуры; - + +
- производить необходимые расчеты; + + +
- владеть методами исследования обмена белков, угле-
водов, липидов, ферментов, гормонов, водно-мине-
рального, кислотно-основного состояния, системы
гемостаза и др.; + + +
- определить последовательность биохимических иссле-
дований; - + +
- проводить контроль качества лабораторных исследо-
ваний; + + +
- владеть методами постановки ориентировочной и рас-
ширенной коагулограммы; - + +
- проводить заменные пробы для выявления дефицита
факторов; - + +
- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого,
плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянт-
ного звена. - + +
По паразитологическим исследованиям:
- дать рекомендации по правилам сбора, доставки,
сохранения материала для паразитологических иссле-
дований; + + +
- приготовить препараты тонкого мазка и толстой кап-
ли с последующей окраской по Романовскому; + + +
- идентифицировать до вида возбудителей малярийных
паразитов в тонком мазке и толстой капле крови и
определить интенсивность паразитемии; + + +
- исследовать пробы фекалий, желчи, дуоденального
содержимого, мочи, мокроты с применением основных
паразитологических методов, идентифицировать в них
возбудителей гельминтозов, протозоозов; + + +
- исследовать биоматериалы с применением специальных
паразитологических методов (окраска фиксированных
препаратов фекалий, мокроты, ликвора) и идентифи-
цировать возбудителей паразитов; - - +
- идентифицировать в исследуемом биоматериале возбу-
дителей тропических и редких паразитов; - - +
- идентифицировать в биоматериале возбудителей вене-
рических заболеваний; + + +
- идентифицировать в биоматериале возбудителей гриб-
ковых заболеваний. - + +
По иммунологическим исследованиям:
- определить групповую и резус-принадлежность; + + +
- проводить исследование совместимости крови донора
и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантаци-
ях; - + +
- владеть навыками постановки методов определения
клеточного и гуморального иммунитета; - + +
- проводить иммунологическое исследование при бесп-
лодии и патологии беременности, эндокринных расс-
тройствах и заболеваниях, острых и хронических ин-
токсикациях и инфекциях, при онкологических забо-
леваниях, болезнях сердечно-сосудистой, кроветвор-
ной, дыхательной, мочевыделительной систем, орга-
нов пищеварения, кожи; - - +
- проводить иммунологические исследования для диаг-
ностики болезней иммунной системы: врожденных и
приобретенных иммунодефицитов, аутоиммунной пато-
логии, аллергических заболеваний. - + +
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину; + + +
- определить Х- и Y-хромосомы; + + +
- исследовать кариотип; + + +
- культивировать лимфоциты крови для хромосомного
анализа; - + +
- приготовить препараты культуры лимфоцитов; - + +
- приготовить хромосомные препараты; - + +
- провести различное специальное окрашивание препа-
ратов; + + +
- провести кариотипирование; - + +
- провести индивидуальную идентификацию хромосом; - + +
- анализировать число и структуру аномалий кариоти-
па; + + +
- владеть полуколичественными методами диагностики
наследственных болезней; - - +
- владеть молекулярно-генетическими методами диаг-
ностики; + + +
- владеть физико-химическими методами диагностики
наследственных болезней; + + +
- владеть методами пренатальной диагностики наследс-
твенных болезней. - - +
5. Манипуляции:
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание,
непрямой массаж сердца); + + +
- промывание желудка через зонд; + + +
- фиксация позвоночника, конечностей при переломах,
травмах; + + +
- остановка кровотечения; + + +
- определение групповой принадлежности крови; + + +
- взятия капиллярной крови для лабораторного анали-
за; + + +
- взятие венозной крови для анализа. + + +
Начальник Управления организации |
А.И. Вялков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.