г. Москва |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А41-45679/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Крекотнева С.Н.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца - Никонова Т.С. по дов. 01.08.2014, Куцерова Е.Н. по дов. от 02.06.2014
от ответчика - Крук Е.Е. по дов.N 50 от 13.01.2014
от третьего лица - Крук Е.Е. по дов. N 17102014 N 1992
рассмотрев 10 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета по управлению имуществом Истринского района Московской области, Администрации Истринского муниципального района московской области
на решение от 28 августа 2014 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
на постановление от 28 августа 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Коротковой Е.Н., Коноваловым С.А., Огурцовым Н.А.,
по иску ОАО "Онуфриевский" (ОГРН: 1035003057770)
к Комитету по управлению имуществом Истринского района Московской области (ОГРН: 1025001812340)
об обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельных участков с определением цены каждого участка в п. 2.1 договоров купли продажи
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Онуфриевский" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитету по управлению имуществом Истринского муниципального района с исковыми требованиями (уточненными в порядке ст.49 АПК РФ) об обязании Комитета по управлению имуществом Истринского муниципального района заключить договоры купли-продажи земельных участков с определением цены каждого участка в п. 2.1. договоров купли-продажи в следующем размере:
для земельного участка 50:08:060235:9 площадью 31312 кв. м - 140 904 руб.;
для земельного участка 50:08:060213:427 площадью 749 478 кв. м - 3 372 651 руб.;
для земельного участка 50:08:060221:46 площадью 112 432 кв. м - 505 944 руб.;
для земельного участка 50:08:060213:428 площадью 641 508 кв. м - 2 886 786 руб.;
для земельного участка 50:08:060213:429 площадью 501 484 кв. м - 2 256 6782 руб.;
для земельного участка 50:08:060204:61 площадью 357 124 кв. м - 1 607 058 руб.;
для земельного участка 50:08:060202:19 площадью 360 132 кв. м - 1 620 594 руб.;
для земельного участка 50:08:060204:59 площадью 220 578 кв. м - 992 601 руб.;
для земельного участка 50:08:090212:144 площадью 107 863 кв. м - 485 384 руб.;
для земельного участка 50:08:060238:41 площадью 558 841 кв. м - 2 514 785 руб.;
для земельного участка 50:08:060415:260 площадью 57 177 кв. м - 257 297 руб.;
для земельного участка 50:08:090223:8 площадью 29 847 кв. м - 134 312 руб.;
для земельного участка 50:08:060239:19 площадью 723 975 кв. м - 3 257 888 руб.;
для земельного участка 50:08:060433:74 площадью 85 078 кв. м - 382 851 руб.;
для земельного участка 50:08:060202:22 площадью 56 561 кв. м - 254 525 руб.;
для земельного участка 50:08:090236:56 площадью 49 696 кв. м - 223 632 руб.;
для земельного участка 50:08:060204:60 площадью 207 635 кв. м - 934 358 руб.;
для земельного участка 50:08:060433:73 площадью 287 501 кв. м - 1 293 755 руб.;
для земельного участка 50:08:060213:426 площадью 233 532 кв. м - 1 050 894 руб.;
для земельного участка 50:08:090223:10 площадью 36 930 кв. м - 166 185 руб.;
для земельного участка 50:08:060202:21 площадью 141 853 кв. м - 638 339 руб.;
для земельного участка 50:08:090220:325 площадью 48 499 кв. м - 218 246 руб.;
для земельного участка 50:08:090223:9 площадью 46 026 кв. м - 207 117 руб.;
для земельного участка 50:08:060434:47 площадью 424 745 кв. м - 1 911 353 руб.;
для земельного участка 50:08:060231:18 площадью 130 645 кв. м - 587 903 руб.;
для земельного участка 50:08:060231:17 площадью 670 259 кв. м - 3 016 166 руб.;
для земельного участка 50:08:060235:10 площадью 103 525 кв. м - 465 863 руб.;
для земельного участка 50:08:090209:45 площадью 62 618 кв. м - 281 781 руб.;
для земельного участка 50:08:060229:58 площадью 119 381 кв. м - 537 215 руб.;
для земельного участка 50:08:090229:3 площадью 36 844 кв. м - 165 798 руб.;
для земельного участка 50:08:090227:10 площадью 95 749 кв. м - 430 871 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2014 года по делу N А41-45679/13 заявленные ОАО "Онуфриевский" требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2014 года решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2014 года по делу N А41-45679/13 изменено, цена спорных земельных участков установлена с учетом результатов повторной оценочной экспертизы в следующем размере:
для земельного участка 50:08:060235:9 площадью 31 312 кв. м - 161 570 руб.;
для земельного участка 50:08:060213:427 площадью 749 478 кв. м - 3 867 306 руб.;
для земельного участка 50:08:060221:46 площадью 112 432 кв. м - 580 149 руб.;
для земельного участка 50:08:060213:428 площадью 641 508 кв. м - 3 310 181 руб.;
для земельного участка 50:08:060213:429 площадью 501 484 кв. м - 2 587 657 руб.;
для земельного участка 50:08:060204:61 площадью 357 124 кв. м - 1 842 760 руб.;
для земельного участка 50:08:060202:19 площадью 360 132 кв. м - 1 858 281 руб.;
для земельного участка 50:08:060204:59 площадью 220 578 кв. м - 1 138 182 руб.;
для земельного участка 50:08:090212:144 площадью 107 863 кв. м - 556 573 руб.;
для земельного участка 50:08:060238:41 площадью 558 841 кв. м - 2 883 620 руб.;
для земельного участка 50:08:060415:260 площадью 57 177 кв. м - 295 033 руб.;
для земельного участка 50:08:090223:8 площадью 29 847 кв. м - 154 011 руб.;
для земельного участка 50:08:060239:19 площадью 723 975 кв. м - 3 735 711 руб.;
для земельного участка 50:08:060433:74 площадью 85 078 кв. м - 439 002 руб.;
для земельного участка 50:08:060202:22 площадью 56 561 кв. м - 291 855 руб.;
для земельного участка 50:08:090236:56 площадью 49 696 кв. м - 256 635 руб.;
для земельного участка 50:08:060204:60 площадью 207 635 кв. м - 1 071 397 руб.;
для земельного участка 50:08:060433:73 площадью 287 501 кв. м - 1 483 505 руб.;
для земельного участка 50:08:060213:426 площадью 233 532 кв. м - 1 205 025 руб.;
для земельного участка 50:08:090223:10 площадью 36 930 кв. м - 190 559 руб.;
для земельного участка 50:08:060202:21 площадью 141 853 кв. м - 731 961 руб.;
для земельного участка 50:08:090220:325 площадью 48 499 кв. м - 250 255 руб.;
для земельного участка 50:08:090223:9 площадью 46 026 кв. м - 237 494 руб.;
для земельного участка 50:08:060434:47 площадью 424 745 кв. м - 2 191 684 руб.;
для земельного участка 50:08:060231:18 площадью 130 645 кв. м - 674 128 руб.;
для земельного участка 50:08:060231:17 площадью 670 259 кв. м - 3 458 536 руб.;
для земельного участка 50:08:060235:10 площадью 103 525 кв. м - 534 189 руб.;
для земельного участка 50:08:090209:45 площадью 62 618 кв. м - 323 109 руб.;
для земельного участка 50:08:060229:58 площадью 119 381 кв. м - 616 006 руб.;
для земельного участка 50:08:090229:3 площадью 36 844 кв. м - 190 115 руб.;
для земельного участка 50:08:090227:10 площадью 95 749 кв. м - 494 065 руб.
Не согласившись с судебными актами ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Онуфриевский" требований в полном объеме. Указывает на то, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, явились и дали свои объяснения относительно доводов кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда в определении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судами установлено, что 02 апреля 2010 года между Комитетом по управлению имуществом Истринского муниципального района (арендодатель) и ОАО "Онуфриевский" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков в Истринском районе Московской области с кадастровыми номерами 50:08:060235:9, 50:08:060213:427, 50:08:060221:46, 50:08:060213:428, 50:08:060213:429, 50:08:060204:61, 50:08:060202:19, 50:08:060204:59, 50:08:090212:144, 50:08:060238:41, 50:08:060415:260, 50:08:090223:8, 50:08:060239:19, 50:08:060433:74, 50:08:060202:22, 50:08:090236:56, 50:08:060204:60, 50:08:060433:73, 50:08:060213:426, 50:08:090223:10, 50:08:060202:21, 50:08:090220:325, 50:08:090223:9, 50:08:060434:47, 50:08:060231:18, 50:08:060231:17, 50:08:060235:10, 50:08:090209:45, 50:08:060229:58, 50:08:090229:3, 50:08:090227:10.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2013 года по делу N А41-16600/12 утверждено мировое соглашение между Администрацией Истринского муниципального района Московской области и ОАО "Онуфриевский", согласно которому Администрация Истринского муниципального района Московской области признает право ОАО "Онуфриевский" на выкуп указанных выше земельных участков по рыночной стоимости на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 4 мирового соглашения в целях установления рыночной стоимости земельных участков Администрация обязуется после принятия Главой Истринского муниципального района Московской области решения о выкупе ОАО "Онуфриевский" земельных участков и поступления в Комитет по управлению имуществом Истринского муниципального района заявления обеспечить организацию и проведение независимой оценки рыночной стоимости подлежащих выкупу заявителем земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
По заданию администрации оценочной организацией было проведено установление рыночной стоимости спорных земельных участков. Определенная цена была включена в проекты договоров купли-продажи земельных участков, которые были направлены ОАО "Онуфриевский".
Не согласившись с определенной в проектах договоров ценой участков, общество обратилось в экспертную организацию ООО "Профессиональная группа оценки", которой в экспертном заключении N ЭЗ-13-010731 от 10.07.2013 была установлена иная, меньшая рыночная стоимость земельных участков.
ОАО "Онуфриевский" направило в администрацию протокол разногласий к проектам договоров аренды, в котором указало свою цену за земельные участки.
Администрация отклонила протокол разногласий письмом от 21.08.2013, сославшись на то, что она обеспечила организацию и проведение независимой рыночной стоимости земельных участков в соответствии с пунктом 4 мирового соглашения, утвержденного постановлением апелляционного суда от 18.04.2013. Представленное обществом заключение экспертизы N ЭЗ-13-010731 от 10.07.2013 не является отчетом об оценке рыночной стоимости и не подпадает под Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", следовательно, не может устанавливать рыночную стоимость земельных участков.
Таким образом, администрация посчитала, что определенная ею рыночная стоимость, в отличии от предложенной обществом, соответствует условиям заключенного мирового соглашения.
Для определения рыночной стоимости продаваемых участков администрацией был в мае 2013 года заключен муниципальный контракт на оказание услуг для муниципальных нужд на определение рыночной стоимости объектов недвижимости - спорных земельных участков.
По результатам выполнения контракта исполнителем ООО "БРИО" представлены отчеты, в которых определена рыночная стоимость каждого земельного участка.
Не согласившись с действиями администрации, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
В настоящем случае стороны не достигли согласия по поводу установления цены за земельные участки.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что предметом спора является установление цены за земельные участки, являющиеся предметом договоров купли-продажи на основании утвержденного судом мирового соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1.1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В силу пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 1 июля 2012 года в соответствии с этим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
В настоящем случае мировым соглашением не была установлена цена продажи земельных участков. В мировом соглашении стороны установили, что обязанность по обеспечению организации и проведения независимой оценки рыночной стоимости подлежащих выкупу заявителем земельных участков лежит на администрации, которую она должна выполнить в соответствии с законами об оценочной деятельности и о размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Администрация, выполняя условия мирового соглашения, заключила с оценщиком договор, и представила цену земельных участков, установленную указанным оценщиком в отчетах.
В свою очередь, общество, не согласившись с установленной администрацией на основании отчетов оценщика ценой участков, предложило свою цену за земельные участки, определенную экспертной организацией по заданию общества.
Из отчетов, принятых администрацией, из экспертного заключения по заданию Общества, следует, что ими взята за основу рыночная цена земельных участков. При этом, рыночная цена, определенная отчетами и принятая продавцом, существенно превышает (в 10 раз) рыночную цену участков, установленную заключением и предложенную покупателем.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
В настоящем деле обязанность по совершению сделки купли-продажи земельных участков установлена вступившим в законную силу постановлением об утверждении мирового соглашения.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты за основу в разрешении настоящего спора отчеты о рыночной стоимости земельных участков, представленные истцом и ответчиком.
Определением от 16 декабря 2013 года судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза оценки рыночной стоимости 31 земельного участка.
По результатам проведенной экспертизы в январе 2014 года в суд было представлено экспертное заключение от 09 января 2014 года, составленное ЗАО "Финансовый консультант", в котором определена рыночная цена земельных участков:
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования с учетом проведенной экспертизы и представленного экспертного заключения от 09.01.2014, составленного ЗАО "Финансовый консультант".
Определением апелляционного суда от 23 апреля 2014 года по ходатайству Комитета по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области по делу назначена повторная оценочная экспертиза.
По результатам проведенной экспертизы установлена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 09 апреля 2014 года, которая отличается от стоимости земельных участков, определенной по экспертизе, назначенной судом первой инстанции на ту же дату.
Судом апелляционной инстанции дана оценка имеющимся в материалах дела экспертным заключениям и необходимости проведения еще одной повторной экспертизы в соответствии со статьями 83, 87 АПК РФ наряду с другими доказательствами по делу.
Изменяя решение суда первой инстанции в части установления стоимости спорных земельных участков апелляционный суд правомерно исходил из того, что конфликт между сторонами подлежит разрешению с учетом результатов проведенной повторной судебной оценочной экспертизы с учетом оценки земельных участков по состоянию на 09 января 2014.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иная оценка заявителем установленных судами фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Ссылка заявителя жалобы на то, что к участию в деле в качестве третьего лица не было привлечено ООО "БРИО", отклоняется как необоснованная, поскольку судебные акты не приняты о правах или обязанностях указанного лица, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке доказательств по делу, кассационная инстанция не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2014 года по делу N А41-45679/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Cудьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.