г. Москва |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А41-221/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Кузнецова А.М., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев 12 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ленинского муниципального района Московской области
на решение от 15 апреля 2014 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 15 июля 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Камаз-Транссервис"
о признании недействительными пунктов договора купли-продажи земельного участка
к Администрации Ленинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025000661421)
третьи лица: Финансовое управление Администрации Ленинского муниципального района; Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камаз-Транссервис" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Ленинского муниципального района Московской области (далее - администрация, ответчик) о:
- признании недействительным пункта 2 договора купли-продажи земельного участка (купчая) N 522 от 02.08.2011 (далее - договор N 522), заключенного между обществом и администрации;
- признании недействительным условия пункта 3 договора N 522 в части превышения стоимости земельного участка сверх суммы в 1 382 213 руб. 63 коп.;
- взыскании с Муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области в пользу ООО "Камаз-Транссервис" неосновательного обогащения в сумме 6 911 068 руб. 12 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих о самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Финансовое управление администрации Ленинского муниципального района Московской области и Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.04.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014, исковые требования общества удовлетворены, поскольку в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 214-ФЗ, которым внесены изменения в пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Вводный закон), истец с 22.07.2011, то есть до заключения договора купли-продажи N 522 от 02.08.2011, стал относится к субъектам применения льготного режима выкупа земельного участка.
В кассационной жалобе администрация просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые с неправильным применением норм материального права - статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание после отложения дела не явились, от общества поступили письменные объяснения в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и дополнения к ним, которые приобщены к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы с учетом доводов и возражений, приведенных представителями сторон в судебном заседании 28.10.2014, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Судами установлено, что общество 26.11.2009 обратилось с заявлением в администрацию о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080306:14 общей площадью 39 500 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Горки Ленинские, вблизи дер. Горки, занятого находящимися в собственности истца объектами недвижимости.
Постановлением Первого заместителя главы Администрации Ленинского района Московской области N 432 от 20.07.2011 земельный участок с кадастровым номером 50:21:0080306:14 предоставлен истцу в собственность с оплатой стоимости земельного участка, установленной в соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 "О регулировании земельных отношений на территории Московской области" в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Во исполнение указанного постановления 02.08.2011 между Муниципальным образованием Ленинский муниципальный район Московской области (Продавец) и ООО "Камаз-Транссервис" (Покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка (купчая) N 522, по которому Продавец обязался передать в собственность Покупателя земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности, с кадастровым номером 50:21:0080306:14, площадью 39 500 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Горки Ленинские, вблизи дер. Горки, разрешенное использование - размещение производственной технической базы, категория земель - земли промышленности и иного специального назначения.
В соответствии с пунктом 2 договора N 522 земельный участок продается по цене, установленной Вводным законом N 137-ФЗ и Законом Московской области N 23/96-ОЗ, в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Стоимость земельного участка составляет 8 293 281 руб. 75 коп. (п. 3 договора).
Платежным поручением N 356 от 04.08.2011 общество перечислило в Финансовое управление администрации Ленинского муниципального района Московской области 8 293 281 руб. 75 коп. в счет оплаты выкупной цены земельного участка.
Право собственности истца на спорный земельный участок зарегистрировано 24.11.2011.
10.01.2014 общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском со ссылкой на то, что на момент заключения договора N 522 от 02.08.2011 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 214-ФЗ, которым пункт 1 статьи 2 Вводного закона дополнен абзацем 4, распространяющим право на выкуп земельных участков по льготной цене на юридических лиц, являющихся собственникам и расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, к которым относится истец. В связи с этим общество посчитало, что пункты договора купли-продажи N 522, устанавливающие стоимость земельного участка, существенно превышающую и определенную в нарушение требований действовавшего на тот момент земельного законодательства, являются недействительными (ничтожными) в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем разница в цене подлежит взысканию в пользу истца как неосновательное обогащение.
Суды согласились с доводами общества, посчитав, что включение в договор купли-продажи иного определения цены выкупа земельного участка, чем установленного абзацем 4 пункта 1 статьи 2 Вводного закона, действовавшего на момент заключения договора, противоречило действовавшему на тот момент законодательству.
Между тем, суды не учли следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В силу пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка указанным лицам и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения, должна приниматься во внимание необходимость обеспечения гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключения для них негативных последствий возрастания выкупной цены земельного участка до принятия правомочным органом решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заявление о выкупе земельного участка является основанием для начала процедуры оформления его купли-продажи.
Обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащего все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, ограничена сроками для принятия решения соответствующим органом, и не связана с моментом заключения договора купли-продажи, в связи с этим, выкупную цену земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
Определение стоимости земельного участка на другую дату (например, на дату заключения договора купли-продажи земельного участка), противоречит сложившейся судебной арбитражной практике. К тому же такой подход может привести к нарушению прав иных лиц, например, собственников зданий (сооружений и т.п.), обратившихся с заявлениями о приватизации земельных участков, стоимость которых для целей выкупа определяется исходя из кадастровой стоимости, и которая на момент заключения договора купли-продажи может существенно превышать размер кадастровой стоимости, определенной на дату подачи заявления о выкупе.
Как правильно установлено судами, в соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на дату подачи истцом заявления о выкупе земельного участка, а также на дату принятия постановления администрации о предоставлении данного участка в собственность истцу, его цена была определена в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что выкупная цена земельного участка может быть определена на дату заключения договора купли-продажи, основан на ошибочном применении и толковании положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 137-ФЗ о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, что привело к принятию неправильных судебных актов.
Кроме того, поскольку Федеральный закон N 214-ФЗ от 18.07.2011, на который ссылается истец, был опубликован в Российской газете 22.07.2011, истец, в случае несогласия с ценой, указанной в постановлении Администрации и в проекте договора купли-продажи, мог отказаться от заключения данного договора, однако, он 02.08.2011 подписал договор купли-продажи земельного участка без возражений, то есть согласился с размером выкупной цены, и уплатил ее в полном объеме.
С учетом вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как вынесенные при неправильном применении норм материального права.
Поскольку установления по делу фактических обстоятельств не требуется, суд кассационной полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Камаз-Транссервис".
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2014 года по делу N А41-221/14 отменить.
ООО "Камаз-Транссервис" в удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.