город Москва |
|
26 ноября 2014 г. |
Дело N А40-26257/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Росгазификация": Васьковой М.В. (дов. N 131 от 23.09.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального банка Российской Федерации: Артемовой Е.О. (дов. от 23.01.2014 г. в порядке передоверия по дов. N 1/1 от 23.01.2014 г.);
от третьего лица ОАО "Газпром-газораспределение Белгород": не явились, извещены;
рассмотрев 20 ноября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Росгазификация"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2014 г.,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2014 г.,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-26257/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Росгазификация" (ОГРН 1027739033410; 127238, г. Москва, 3-й Нижнелихоборский проезд, д. 1а, стр. 6)
к Центральному Банку Российской Федерации (ОГРН 1037700013020; 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 50-1-14-10/пн от 13 января 2014 г.,
третье лицо: открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Белгород" (ОГРН 1023101647106; 308023, г. Белгород, 5-й Заводской переулок, д. 38)
УСТАНОВИЛ: 10 июня 2013 г. открытое акционерное общество "Производственное предприятие по газоснабжению Белгородской области "Белгородоблгаз" (далее - ОАО "Белгородоблгаз", в настоящее время - ОАО "Газпром газораспределение Белгород") направило в адрес открытого акционерного общества "Росгазификация" (далее - ОАО "Росгазификация", общество, заявитель) требование (запрос) N КГ-06/2374 о предоставлении копий документов общества (документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; протоколы заседаний ревизионной комиссии за 2010-2013 года; списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров за 2010-2013 года).
В указанном требовании также содержалась просьба направить вышеуказанные копии документов в течение семидневного срока с момента получения требования экспресс-почтой по адресу (месту нахождения) ОАО "Белгородоблгаз" - 308023, г. Белгород, ул. 5-й Заводской пер., д. 38, и гарантировалась оплата за изготовление документов и доставку документов экспресс-почтой.
К требованию также была приложена выписка из реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "Росгазификация" от 07 июня 2013 г., выданная закрытым акционерным обществом "Иркол" (далее - ЗАО "Иркол"), подтверждающая наличие на лицевом счете ОАО "Белгородоблгаз" 12356 обыкновенных именных акций ОАО "Росгазификация".
Указанный запрос был получен ОАО "Росгазификация" 01 июля 2013 г., о чем свидетельствует штамп общества (вх. N 300).
Поскольку документы не были представлены, ОАО "Белгородоблгаз" направило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в ЦФО) обращение за исх. N АК-06/3268 от 02 августа 2013 г.
В целях проверки сведений, изложенных в обращении, РО ФСФР России в ЦФО в адрес ОАО "Росгазификация" направило предписание о предоставлении документов от 21 августа 2013 г. (исх. N 73-13-ЭМ-07/35258), которым у общества были запрошены все ответы общества на требование с приложением документов, подтверждающих направление/вручение указанных ответов ОАО "Белгородоблгаз" (почтовые квитанции, описи вложения, уведомления о вручении и пр.), а также документы, подтверждающие направление/вручение ОАО "Белгородоблгаз" копий документов в соответствии с требованием (в том числе почтовые квитанций, описи вложения, в случае их вручения ОАО "Белгородоблгаз" - документы, содержащие отметку об их получении ОАО "Белгородоблгаз").
На основании полученных РО ФСФР России в ЦФО документов и объяснений, должностными лицами было установлено, что в ответ на требование в адрес ОАО "Белгородоблгаз" обществом было направлено письмо от 20 августа 2013 г. (исх. N 01-268), подписанное и.о. генерального директора ОАО "Росгазификация", что подтверждается копиями квитанции отправки почтового отправления N 14978 (почтовый идентификатор N 12723865149787), описи вложения, а также выпиской из электронного журнала регистрации исходящих документов ОАО "Росгазификация".
Согласно письму от 20 августа 2013 г. (исх. N 01-268) общество отказало ОАО "Белгородоблгаз" в предоставлении копий документов по пункту 2 требования (о предоставлении копий протоколов заседаний ревизионной комиссии за 2010-2013 года), в связи с тем, что заключения Ревизионной комиссии ОАО "Росгазификация" ранее уже предоставлялись в ОАО "Белгородоблгаз", в том числе в рамках подготовки к проведению общих собраний акционеров за 2010-2012 года по вопросам утверждении годового отчета общества и утверждения годовой бухгалтерской отчетности.
Указанным письмом ОАО "Росгазификация" также сообщило о том, что в соответствии с внутренними документами ОАО "Росгазификация" повторное представление акционерам документов, которые ранее уже предоставлялись, не предусмотрено. Кроме того, запрашиваемые документы размещены на официальном сайте общества и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
В отношении документов, запрошенных в пункте 3 требования (о предоставлении списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров за 2010-2013 года), общество сообщило, что ОАО "Белгородоблгаз" как акционер было включено в списки лиц, имеющих право на участие в годовых общих собраниях акционеров за 2010 - 2012 года, и в адрес ОАО "Белгородоблгаз" в установленные сроки направлялись сообщения о проведении собраний, а также на то, что ОАО "Белгородоблгаз" принимало участие в годовых общих собраниях акционеров за 2011 - 2012 года.
В отношении документов по пункту 1 требования (о предоставлении копий документов, подтверждающих права общества на имущество, находящееся на его балансе) ОАО "Росгазификация" указало на отнесение документов, подтверждающих права общества на имущество, находящееся на его балансе, к конфиденциальной информации.
На основании полученных данных 20 декабря 2013 г. уполномоченным лицом Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ, административный орган, ответчик) в отношении ОАО "Росгазификация" был составлен протокол об административном правонарушении N 50-1-13-168/пр-ап.
Постановлением ЦБ РФ от 13 января 2014 г. по делу об административном правонарушении N 50-1-14-10/пн ОАО "Росгазификация" привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "Росгазификация" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его отмене.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Белгород" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Белгород", третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2014 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Росгазификация" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.19 КоАП РФ.
Отзывы на кассационную жалобу от ответчика и третьего лица не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Росгазификация" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ЦБ РФ против ее удовлетворения возражал.
Представитель ОАО "Газпром газораспределение Белгород" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Статьей 90 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) предусмотрено, что информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Закона об акционерных обществах общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 указанной статьи документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление. Дополнительные требования к порядку предоставления документов, указанных в настоящем пункте, а также к порядку предоставления копий таких документов устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах установлено, что общество обязано хранить, в том числе, протоколы ревизионной комиссии (ревизора) общества, списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 05 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2.1.11 и 2.1.15 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации N 03-33/пс от 16 июля 2003 г. (далее - Положение), протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), ревизионной комиссии (ревизора) общества, а также списки аффилированных лиц общества, списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах", подлежат постоянному хранению.
Действия, связанные с непредставлением или нарушением эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, образует непредставление либо нарушение порядка и сроков представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг либо представление и раскрытие такой информации не в полном объеме и (или) недостоверно.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", в случае непредоставления, а равно нарушения порядка и (или) сроков предоставления хозяйственным обществом по требованию участника информации такое общество может быть привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.19, части 2 и 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судам при рассмотрении дел об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности за непредставление информации по требованию участника следует иметь в виду, что Закон об акционерных обществах и Закон об обществах с ограниченной ответственностью предусматривают две формы осуществления права участника на информацию: ознакомление с документами и получение копий документов. Выбор конкретной формы реализации права на получение информации осуществляется участником, при этом его право требовать предоставления копий документов не обусловлено необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения хозяйственного общества и ознакомиться с документами. Кроме того, в процессе ознакомления с документами, вне зависимости от того, было ли это оговорено в его требовании о предоставлении информации, участник хозяйственного общества может самостоятельно с использованием личных технических средств (ручной сканер, фотоаппарат и т.д.) производить копирование документов, с которыми он знакомится.
Пунктом 11 названного Информационного письма судам указано на необходимость иметь в виду, что хозяйственное общество обязано исполнить требование участника о предоставлении копий документов в срок, который указан в его требовании, но этот срок не может быть менее сроков, установленных Законом об акционерных обществах или Законом об обществах с ограниченной ответственностью для предоставления документов участнику для ознакомления (пункты 2 и 3 статьи 91 Закона об акционерных обществах, пункт 4 статьи 50 Закона об обществах с ограниченной ответственностью); данные сроки применяются также в случаях, когда в требовании участника отсутствует указание конкретной даты или срока, в который участник просит предоставить копии.
В то же время, оценивая соблюдение обществом срока исполнения обязанности по предоставлению участнику копий запрошенных документов, следует принимать во внимание объективные возможности общества по его соблюдению, в частности в случае значительного объема документов, копирование которых необходимо произвести, а также то, что реализация права участника на информацию путем предъявления требования о предоставлении копий документов не должна приводить к приостановлению или существенному затруднению деятельности общества.
В силу пунктов 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на наличие в действиях ОАО "Росгазификация" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, выразившегося в непредставлении заявителем документов по требованию, поступившему в общество 01 июля 2013 г., в установленный срок.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ОАО "Росгазификация" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ОАО "Росгазификация" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2014 г. по делу N А40-26257/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Росгазификация" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.