г. Москва |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А40-173970/13-85-1562 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Борзыкина М.В., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
от истца Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) - Бицоев В.В. дов. от 18.12.2013 N 33-Д-848\13-(0)-0
от ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822) - Арутюнян Б.С. дов. от 30.12.2013 N 33486/2013
от третьих лиц: 1. ООО "Лига 2С" (ОГРН 1027700498077) - Панасюк В.И. дов. 14.08.2014 г.
2.Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московское имущество" (ОГРН 1047727021198) - Новикова Н.В. дов. от 28.05.2014
рассмотрев 24 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 06 августа 2014 года,
принятое судьями Д.Е. Лепихиным, Ж.В. Поташовой, Л.Г. Яковлевой,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Лига 2С", Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московское имущество",
о признании незаконным решения от 16.10.2013 N 09/091/2013-670 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.06.2013 к договору аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: город Москва, Бескудниковский бульвар, д. 15, корпус 1, заключенного с ООО "Лига 2С"; обязании произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 19.06.2013 к договору аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 в отношении объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 16.10.2013 N 09/091/2013-670, об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.06.2013 к договору аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: город Москва, Бескудниковский бульвар, д. 15, корпус 1 (далее - объект недвижимости), заключенного с ООО "Лига 2С", обязать управление произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 19.06.2013 к договору аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 в отношении объекта недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2014 заявление Департамента удовлетворено.
Девятый арбитражный апелляционный суд, придя к выводу о том, что решение арбитражного суда г. Москвы от 3 апреля 2014 г. принято о правах и обязанностях ГУП "Московское имущество", не привлеченного к участию в деле определением от 23 июня 2014 г. на основании п.6.1 ст. 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 3 апреля 2014 г. отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департаментом городского имущества г. Москвы подала кассационная жалоба, в которой заявитель просит отменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 г. по основаниям неправильного применения норм материального права, оставить в силе решение арбитражного суда г. Москвы от 3 апреля 2014 г.
В обоснование доводов жалобы Департамент городского имущества г Москвы указал, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.07.2013 объект недвижимости зарегистрирован за ГУП "Московское имущество" на праве хозяйственного ведения.
Между Департаментом городского имущества г. Москвы и ООО"ЛИГА-2С" 30.05.2008 г. заключен договор аренды N 02-00227\08 нежилого помещения общей площадью 1392,4 кв.м. по адресу: г.Москва, Бескудниковский бульвар.д.15.корп.1 на срок с 14.05.2008 г. по 14.05.2013г.Договор прошел процедуру государственной регистрации.
19.06.2013 г. стороны заключили дополнительное соглашение к договору от 30.05.2008 г. N N02-00227\08 об изменении срока действия договора аренды, установив срок аренды по 30.06.2015 г. на основании ч.4 ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ"О защите конкуренции"
Письмом от 16.10.2013 г. N 09\091\2013-670 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г.Москва уведомило департамент об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения дополнительного соглашения от 19.06.2013 к договору от 30.05.2008 N 02-002227\08 со ссылкой на абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с не представлением документов, подтверждающие проведение торгов в отношении передаваемого в аренду имущества, либо наличие оснований заключения договора без проведения торгов согласно положениям ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Апелляционный суд признал правомерным отказ Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве в регистрации дополнительного соглашения от19.06.2013 г. к договору аренды от 30.05.2008 г. N 02-00227\08 по основаниям, приведенным Управлением.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что при заключении указанного дополнительного соглашения не был соблюден установленный законом порядок заключения договоров аренды на новый срок, заявителем не представлены документы, подтверждающие проведение торгов в отношении передаваемого в аренду имущества, либо наличие оснований заключения договора без проведения торгов согласно положениям ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Указанный вывод апелляционного суда Департамент городского имущества г. Москвы находит ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных настоящим законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в ч. 1 ст. 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Указанная норма введена в целях расширения случаев заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без торгов, и предоставления возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства заключать договоры аренды на новый срок без проведения торгов (заключение от 14.10.2008 N 2.2-1/3804 по проекту Федерального закона N 51207-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции").
ООО "ЛИГА 2С" является лицом, в отношении которого законодателем закреплено право предоставления в аренду объектов недвижимости на бесконкурсной основе, поскольку заявитель внесен в реестр субъектов малого предпринимательства.
Дополнительное соглашение от 19.06.2013 заключено в отношении объекта недвижимости, являющегося предметом договора аренды N 02-00227/08, заключенного 30.05.2008, т.е. до 01.07.2008 года.
По истечении срока действия договор аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ был возобновлен на неопределенный срок.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции вступила в действие 02.07.2008 г. (Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ). Договор аренды от 30.05.2008 N02-00227/08 заключен до вступления в силу указанной нормы.
В соответствии с п. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Таким образом, на момент заключения дополнительного соглашения к договору аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 закон предоставлял право заключить договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок без проведения торгов на условиях, предусмотренных как п. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, т.е. по рыночной ставке арендной платы на срок не менее 3-х лет без ограничений по субъектному составу, так и предусмотренных п. 4 ст. 53 указанного Закона, лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеющим таким имуществом по договорам аренды, заключенным до 01.07.2008 года, и на срок до 01.07.2015 года.
Поскольку договор аренды с ООО "ЛИГА 2С" заключен до 01.07.2008 года, общество является субъектом малого предпринимательства, основания для досрочного расторжения договора аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 отсутствовали, стороны вправе были заключить соглашение о возобновлении данного договора аренды на новый срок на условиях, предусмотренных п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции.
Вывод судов о том, что в целях заключения договора аренды (дополнительного соглашения) на новый срок, заявителю необходимо провести оценку рыночной стоимости объекта недвижимости, передаваемого в аренду, непосредственно перед заключением нового договора аренды (дополнительного соглашения), основан на неверном толковании положений п. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, согласно которому, договор аренды может быть заключен на новый срок при одновременном соблюдении условий о цене и сроке договора, установленных настоящей частью статьи. Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.
На момент заключения дополнительного соглашения к договору аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 закон предусматривал для субъектов, соответствующих критериям, установленным п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов при соблюдении условия только о сроке договора - до 01.07.2015 года.
Таким образом, закон на момент заключения дополнительного соглашения к договору допускал установление иного порядка определения размера арендной платы по договорам аренды, заключаемым на новый срок с субъектами малого предпринимательства.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе и имущественная. Имущественная поддержка осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе... нежилых помещений... на льготных условиях в соответствии с программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правительством Москвы приняты постановления от 30.12.2008 N 1218-ПП, от 29.12.2009 N 1479-ПП, от 25.12.2012 NN 800-ПП, 809-ПП, от 15.04.2013 N 236-ПП о мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы на различные периоды, в том числе 2010-2012 годы. На 2011-2012 ставка арендной платы для субъектов малого предпринимательства была установлена в размере 1800 руб., на 2013 год - в размере 3500 руб. за кв.м в год.
В соответствии с п. 6.1 договора аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 величина арендной платы за объект аренды определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на момент заключения договора и не может быть снижена.
В Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" указано, что субъектам малого бизнеса, устанавливается минимальная ставка арендной платы согласно правовым актам Правительства Москвы.
Кроме того, согласно п. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции определение размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта необходимо при заключении договора на новый срок по истечении срока договора аренды.
Срок действия договора аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08, заключенного с ООО "ЛИГА 2С", на момент заключения сторонами дополнительного соглашения от 19.06.2013 не истек, договор был возобновлен на неопределенный срок, и ни одна из сторон не отказывалась от договора в установленном законом (ст. 610 ГК РФ) порядке, следовательно, положения п. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции к отношениям сторон по заключению дополнительного соглашения от 19.06.2013 не применимы.
Вывод судов о неприменении положений ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции к рассматриваемому дополнительному соглашению от 28.06.2013 не обоснован.
Федеральным законом от 02.07.2013 N 144-ФЗ ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции была признана утратившей силу с 01.07.2013.
Вместе с тем, волеизъявление сторон на продление срока действия договора аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 отражено в дополнительном соглашении, подписанном сторонами 19.06.2013.
Таким образом, ссылка на нормы права, вступившие в силу после подписания указанного соглашения, не обоснована, а положения Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ в рассматриваемой ситуации не подлежат применению. Кроме того, положения настоящего Федерального закона не распространяют действия на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к числу таких документов относятся: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Департаментом городского имущества города Москвы в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для государственной регистрации договора, в связи с чем, оспариваемый отказ в государственной регистрации не соответствует требованиям ст. 20 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судом апелляционной инстанции неправильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела,. а именно, судом не учтено, что 11.04.2014 в Арбитражном суде города Москвы возбуждено дело N А40-42215/14-60-359 по заявлению ООО "ЛИГА 2С" в отношении ГУП "Московское имущество" об оспаривании расторжения в одностороннем порядке договора аренды от 30.05.2008 N 02-00227/08 и о признании сделки по закреплению в хозяйственное ведение за ГУП "Московское имущество" недействительно.
Девятый арбитражный апелляционный суд в нарушение положение ст. 143 АПК РФ вынес судебный акт до рассмотрения спора по существу по иску ООО "ЛИГА 2С" к ГУП "Московское имущество" по делу N А40-42215/14-60-359 об оспаривании расторжения договора аренды в одностороннем порядке.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Департамент городского имущества г. Москвы заявил отказ от жалобы.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ГУП "Московское имущество" не возражали против удовлетворения ходатайства Департамента городского имущества г.Москвы об отказе от кассационной жалобы.
ООО"ЛИГА 2С" возражало против принятия от Департамента городского имущества г. Москвы отказа от кассационной жалобы, полагая, что в случае удовлетворения указанного ходатайства и прекращения производства по жалобе будут нарушены его права.
Рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции определил не принимать отказ Департамента городского имущества г. Москвы от кассационной жалобы в соответствии со ст. ст. 49, 282 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с доводами кассационной жалобы не согласно, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 г. находит законным и обоснованным.
В обоснование возражений Управление указало, что в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 02.07.2013 г. N 144-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" положения ч.4 ст.53 Закона о конкуренции, предоставляющие преференцию на пролонгацию действия договора аренды без проведения конкурса субъектам малого и среднего предпринимательства, утратил силу с 01.07.2013 г.
Как видно из материалов дела, Департамент городского имущества г. Москвы подал документы на государственную регистрацию 04.10.2013 г., то есть после того, как положения ч.4 ст.53 Закона о защите конкуренции, которые позволяли заключить догов аренды на новый срок без проведения конкурсов или аукционов до 1 июля 2015 г.. утратили силу.
Таким образом, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является законным.
ГУП "Московское имущество" в удовлетворении жалобы просит отказать, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 г. находит законным и обоснованным., указав нежилое помещение общей площадью 1 391 кв.м., расположенное по адресу :г Москва. Бескудниковский бульвар,д.15.корп1,являвшейся объектом аренды по договору "02-00227\08 от 30.05.2008 г.,закреплено за ним на праве хозяйственного ведения Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N 17831 от29 марта 2013 г., 1 июля 2013г.ГУП"Московское имущество" на указанное помещение выдано право хозяйственного ведения.
По мнению ГУП "Московское имущество",Департамент городского имущества г. Москвы не вправе было без его согласия подписывать 19.июня 2013 г. дополнительное соглашение к договору аренды N 02-00227\08 от 30.05.2008 г. с ООО"ЛИГА 2С"
ООО"ЛИГА-2С" просит отменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 г., решение арбитражного суда г. Москвы от 3 апреля 2014 г. оставить в силе.
ООО"ЛИГА-2С" также указало, что в соответствии с ч.1 ст. 17.1 Федерального Закона N 135-ФЗ"О защите конкуренции" заключение договоров аренды_ и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и(или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Из содержания данной нормы следует, что в отношении объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения, конкурсный порядок передачи в аренду не применяется.
Дополнительное соглашение к договору аренды было подписано 19.06.2013 г., обращение в Управление Росреестра по г. Москве по поводу регистрации данного соглашения состоялось 04.10.2013 г.
В то же время спорный объект недвижимости уже был закреплен на праве хозяйственного ведения в ГУП "Московское имущество".
Учитывая изложенное,правило ч.1 ст.17.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" о том, что заключение дополнительного соглашения к договору аренды спорного объекта с ООО"ЛИГА-2С" может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов, в данном случае, применению не подлежит.
ООО"ЛИГА-2С" представила в Департамент городского имущества г. Москвы все необходимые документы для подписания дополнительного соглашения 21.03.2013 г..дополнительное соглашение было подписано сторонами 19.06.2013г.Передача Департаментом городского имущества г. Москвы документов для регистрации дополнительного соглашения к договору аренды в Управление Росреестра только 04.10.2013г.не является, по мнению общества, основанием для не применения закона, действовавшего на момент подписания дополнительного соглашения.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы. выслушав лиц. участвующих в дел, проверив материалы дела. суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 г.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что 30.05.2008 между Департаментом имущества г. Москвы (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЛИГА 2С"(арендатор) заключен договор аренды N 02-00227\08 нежилого помещения общей площадью 1392,4 кв.м. (подвал, пом.1 ком1-18,18а,19-2541 этаж, пом.1.ком.1-2,7-12,15-29,31) по адресу :г.Москва, Бескудниковский бульвар,д.15 для розничной торговли, бытового обслуживания населения.
Технические характеристики объекта и иные сведения об объекте указаны в техническом паспорте(л.дю.15-24т.1).
Срок действия договора аренды установлен с 14.05.2008 до 14.05.2013.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 19.06.2013 г,заключенным Департаментом городского имущества г. Москвы и ООО"ЛИГА 2С"продлен срок договора аренды N 02-00227\08 от 30.05.2008г.по 30.06.2015 г.(л.д.30т.1),изменена также площадь арендуемого помещения в связи с утвержденной в установленном порядке перепланировкой нежилого помещения и размер арендной платы.
29 августа 2013 г. Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление государственной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.06.2013 г. к договору аренды нежилого помещения N 02-00227\08 от 30.05.2008 г.(л.д.100т.1)
17.09.2013 г. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве приостановила государственную регистрацию дополнительного соглашения от 19.06.2013 г. к договору аренды от 30.05.2008 г.(исх. N 09\091\2013-670) по основанию не представления документов, подтверждающих проведение конкурса или аукциона по предоставлению имущества в аренду на новый срок. а также документов, подтверждающих возможность заключения договора без проведения конкурса или аукциона.
04.10.2013г.Департамент городского имущества г.Москвы обратился вновь обратился с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.06.2013 г. к договору аренды от 30.05.2008 г. N 02-00227\08.
16.10.2013 г. Управление Федеральной службы, кадастра и картографии по г. Москве отказало в государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.06.2013 к договору аренды со ссылкой на абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п.1 ст. 17.1-ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции"., указав, что договор аренды на новый срок может быть заключен только по результатам проведения конкурса или аукциона; положения ч.4 ст.53 Федерального Закона от26.07.2006 N 135-ФЗ"О защите конкуренции", предоставлявшие право на пролонгацию договора аренды без проведения конкурса, аукциона с субъектами малого среднего предпринимательства, утратили силу с 01.07.2013 г. в соответствии с Федеральным Законом N 144-ФЗ от 02.07.2013 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства ".
Полагая отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.06.2013 г. к договору аренды N 02-00227\08 от 30.05.2008 г. незаконным, нарушающим права сторон по договору аренды. Департамент городского имущества г. Москвы обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции,признав незаконным отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации указанного дополнительного соглашения сослался на ч.4 ст. 53N 135- ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой до 1 июля 2015 г. разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды,указанных в частях 1 и 3 ст.17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства,за исключением субъектов малого среднего предпринимательства,указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых(кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения. Предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей статьей договоров аренды возможно на новый срок не более чем до 1 июля 2015 г.
ООО"ЛИГА 2С" является субъектом малого и среднего предпринимательства и вправе, согласно выводу суда первой инстанции на основании указанных норм на заключение договора аренды на новый срок до 1 июля 2015 г. без проведения конкурса, аукциона.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований,правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключения из этого правила перечислены в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 9 ст. 17.1 Закон о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Таким образом, исходя из положений ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции (в редакции, действующей до 01.07.2013)разрешалось до 1 июля 2015 года заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Положение ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции признано утратившим силу с 01.07.2013 Федеральным законом N 144-ФЗ от 02.07.2013 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". обращение в управление состоялось 04.10.2013.
Департамент городского имущества г. Москвы обратился с заявлением о государственной регистрации дополнительное соглашения от 19.06.2013 г. к договору аренды от 30.05.2008 гN 02-00227\08 после 01.07.2013 г.
На дату обращения в управление (04.10.2013) положение ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции утратило юридическую силу.
Кроме того, Распоряжением департамента городского имущества г. Москвы от 29.03.2013 N 1831 помещение площадью 1 391 кв.м.. расположенное по адресу: г. Москва, Бескудниковский бульвар,д.15.корп.1, являвшейся аренды по договору от 30.05.2008 г. N 02-00227\08 передан в хозяйственное ведение ГУП "Московское имущество".
21.05.2013 между Департаментом и ГУП "Московское имущество" подписан акт приема-передачи объекта недвижимого имущества. Государственная регистрация права хозяйственного ведения на указанное нежилое помещение за ГУП "Московское имущество " произведена (л.д.52-53т.2) 1 июля 2013 г.
ГУП "Московское имущество" направило ООО"ЛИГА 2С" уведомление от 26.02.2014 N 12-12/925/14 о прекращении действия договора аренды по истечении 30 дней с момента получения уведомления.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.05.2014 N 11/031/2014-350 зарегистрировано прекращение договора аренды от 30.05.2008 N 02-0022/08 на указанный объект недвижимости.
Судом апелляционной инстанции установлены все обстоятельства,имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-173970/13-85-1562 от 06 августа 2014 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.