Приказ Минздравмедпрома РФ от 23 июня 1994 г. N 130
"Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях
промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях
обязательного медицинского страхования населения"
Приказом Минздрава РФ и Российской академии медицинских наук от 28 января 2000 г. N 33/9 и приказами Минздрава РФ от 16 июля 1999 г. N 285 и от 21 марта 2003 г. N 119 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящее время в Российской Федерации количество работающих составляет около 50% от общей численности всего населения. От состояния здоровья и работоспособности трудящихся в значительной степени зависит социально-экономическое развитие страны.
Одним из факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья работающих, являются условия труда, которые на многих предприятиях промышленного и сельского хозяйства не отвечают санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Средства индивидуальной защиты используются не всегда.
В 1993 году на работах с вредными и неблагоприятными условиями труда во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства работало около 4,9 млн.человек, в том числе 1,6 млн.женщин. Из них в условиях повышенного шума - около 2 млн.человек, повышенных уровней вибрации - 0,4 млн.человек, повышенной запыленности и загазованности - 2,4 млн.человек. Кроме того, в условиях тяжелого физического труда работало около 0,7 млн.человек.
В результате воздействия вредных и неблагоприятных условий труда в 1991-1993 г.г. вновь выявлено соответственно 12.219; 10.624 и 10.069 случаев острых и хронических профессиональных заболеваний и отравлений.
В настоящее время на предприятиях промышленности и в сельском хозяйстве большая часть эксплуатируемого оборудования изношена и морально устарела, а значительная доля вновь выпускаемого оборудования не соответствует нормам и требованиям по охране труда. Количество работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, - свыше 0,3 млн.человек, в том числе более 94 тыс.женщин. В следствии этого ежегодно в России регистрируется около 400 тыс.случаев производственного травматизма, из них 8 тыс. со смертельным исходом. Доля производственного травматизма в структуре травм и отравлений составляет около 23%. Травмы, полученные на производстве, занимают первое место среди травм со смертельным исходом.
Наиболее высоки показатели профессиональной заболеваемости и травматизма на предприятиях угольной, авиационной, легкой промышленности, металлургии, Главалмаззолото, автосельскохозяйственного и общего машиностроения, энергетики.
Средний возраст, при котором выявляются профессиональные заболевания, 40-45 лет, а при некоторых заболеваниях и меньше. В связи с чем накопленный контингент составляет за 20 лет ориентировочно 180-200 тыс. больных профессиональными заболеваниями.
Вместе с тем, уровни профессиональной заболеваемости в России не отражают истинной ситуации. Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены несовершенством законодательства по охране труда, отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональной заболеваемости, недостатками организации и качества проведения профилактических осмотров работающих.
Вследствие того, что организационно-правовые основы выявления, учета, регистрации и расследования профессиональных заболеваний и отравлений в России существенно отличаются от принятых ВОЗ, рассчитываемые показатели не сопоставимы с мировыми.
При достаточно устойчивых показателях общей заболеваемости безусловным последствием воздействия неблагоприятных условий труда является также рост ряда общих заболеваний, в том числе бронхо-легочных, неврологических, онкологических, болезней крови и кроветворных органов, иммунной и опорно-двигательной системы, а также травм и отравлений.
С 1989 г. в России отмечается ежегодный рост показателя средней длительности заболеваний с временной утратой трудоспособности, что связанно с увеличением доли и частоты хронических заболеваний в общей структуре заболеваний с временной утратой трудоспособности. При этом от 20 до 40% трудопотерь по болезни связанно с условиями труда.
Отмечается также рост показателя первичного выхода на инвалидность среди трудоспособного населения. В 1992 г. каждый пятый (20%) среди впервые признанных инвалидами утратил трудоспособность в возрасте моложе 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). Показатель первичной инвалидности в сельской местности выше и составляет 66,1 на 10 тыс. трудоспособного населения, что на 17,1 больше, чем в городах.
С 1992 г. в России наблюдается естественная убыль населения. В 1993 г. превышение смертности над рождаемостью наблюдалось в 62 территориях страны, при этом смертность населения в трудоспособном возрасте растет опережающими темпами. В 1992 г. от различных заболеваний, травм и отравлений скончалось более 457 тыс.человек трудоспособного возраста, что составило 27% всех умерших. Потери трудоспособного населения в результате смертности возросли на 13% по сравнению с 1991 годом и на 33% по сравнению с 1987 годом. Самое неблагоприятное воздействие на формирование и состав трудовых ресурсов оказывает выше отмеченный опережающий рост травм и отравлений, являющихся причиной смерти каждого третьего умершего в трудоспособном возрасте.
Вредные условия труда существенно влияют на состояние здоровья работающих женщин, что отрицательно сказывается на их детородной функции.
Высокая частота нарушений течения беременности и родов является негативным медицинским и социальным последствием вредного воздействия профессиональных факторов на организм женщины. Особую опасность представляет опосредованное воздействие профессиональных вредностей через материнский организм на плод.
Происходящий в настоящее время процесс перехода на новые формы собственности и хозяйствования, а также реорганизация ряда предприятий и производств, по прогнозам, еще более обострят имеющиеся проблемы и окажут негативное влияние на санитарно-гигиенические условия труда работающих, замедлят реконструкцию производства и приведение рабочих мест в соответствие с гигиеническими нормами и требованиями.
Все это требует усиления медицинского контроля за состоянием здоровья работающих, адаптации учреждений здравоохранения к новым задачам и экономической ситуации.
В настоящее время медицинская помощь работающим оказывается специалистами 757 медико-санитарных частей, 791 врачебных и около 17 тыс. фельдшерских здравпунктов. Всего в промышленном здравоохранении занято около 70 тыс. врачей, из них около 9,5 тыс. врачей-терапевтов участковых цеховых врачебных участков.
Подготовка и переход к медицинскому страхованию населения и к системе оказания первичной медицинской помощи единым лечащим врачом, исключение дублирования финансирования медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи, а также изменение форм собственности промпредприятий (организаций) неизбежно приводят к структурной и функциональной реорганизации лечебно-профилактических учреждений и медицинских служб, оказывающих медицинскую помощь трудящимся.
За последние два года количество медико-санитарных частей уменьшилось на 162, в большинстве случаев вследствие реорганизации в территориальные лечебно-профилактические учреждения.
Ряд медико-санитарных частей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 8 от 10.01.93 г. акционирован в составе промышленных предприятий с негосударственными организационно-правовыми формами собственности.
Более чем на 3 тыс. сократилось количество цеховых врачебных участков, имеется тенденция к сокращению сети врачебных и фельдшерских здравпунктов (за два года более, чем на 7 тыс.).
Вместе с тем приведение сети указанных учреждений в соответствие с требованиями не должно снизить объем и ухудшить качество оказания медицинской помощи работающим.
В целях повышения медицинского контроля за состоянием здоровья трудящихся и обеспечения целенаправленной деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи:
Утверждаю:
1. Положение о медико-санитарной части (приложение 1).
2. Положение о враче-терапевте участковом цехового врачебного участка (приложение 2).
3. Положение о врачебном здравпункте (приложение 3).
4. Положение о враче здравпункта (приложение 4).
5. Положение о фельдшерском здравпункте (приложение 5).
6. Положение о фельдшере здравпункта (приложение 6).
7. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала врачебных и фельдшерских здравпунктов (приложение 7).
8. Дополнение номенклатуры врачебных специальностей и врачебных должностей в учреждениях здравоохранения (приложение 8).
9. Положение о враче-профпатологе (приложение 9).
10. Квалификационную характеристику врача-профпатолога (приложение 10).
11. Инструктивно-методические указания по аттестации на квалификационную категорию врача-профпатолога (приложение 11).
12. Положение о центре профпатологии (приложение 12).
13. Положение о федеральном центре профпатологии (приложение 13).
Приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга; начальнику Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем (Рева В.Д.), начиная с 1994 года:
1.1. Совместно с заинтересованными ведомствами (центрами санэпиднадзора, медицинскими и научно-исследовательскими институтами, управлениями статистики и др.) ежегодно поводить анализ состояния здоровья работающих (в том числе женщин и подростков), трудопотерь по болезни, инвалидности, профессиональной заболеваемости на предприятиях промышленности (строительства, транспорта, связи) с различными организационно-правовыми формами собственности и осуществлять целевые меры по охране здоровья трудящихся.
1.2. Разработать и реализовать совместно с медицинскими службами министерств и ведомств региональные и отраслевые программы организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи, включив в них:
1.2.1. Мероприятия по упорядочению деятельности медико-санитарных частей с определением перспективы развития, формы собственности, порядка финансирования и функционирования каждой медико-санитарной части с учетом предлагаемых вариантов:
- медико-санитарные части федерального или ведомственного подчинения, являющиеся государственной (федеральной) собственностью, находящиеся на балансе промышленных предприятий, не подлежащие акционированию и приватизации и финансируемые из средств государственного бюджета, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и средств предприятий;
- медико-санитарные части открытого типа, реорганизуемые в территориальные лечебно-профилактические учреждения, являющиеся государственной (муниципальной) собственностью, находящиеся на балансе территориальных (местных) органов управления и финансируемые из средств бюджета и территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- медико-санитарные части открытого типа, являющиеся муниципальной собственностью, находящиеся на балансе предприятий, не подлежащие акционированию и приватизации и финансируемые из средств местного бюджета, территориального фонда обязательного медицинского страхования и предприятий;
- медико-санитарные части закрытого типа, подлежащие акционированию и приватизации, являющиеся структурным подразделением (дочерним предприятием) предприятий с негосударственными организационно-правовыми формами собственности и финансируемые из средств предприятий сверх отчислений от заработной платы работающих в фонд обязательного медицинского страхования.
1.2.2. Мероприятия по упорядочению функционирования цеховой службы с учетом предлагаемых вариантов:
- сохранение цеховых врачебных участков в медико-санитарных частях федерального или ведомственного подчинения;
- сохранение цеховых врачебных участков в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на договорной основе за счет средств предприятий, учреждений, организаций;
- поэтапная реорганизация цеховой службы, находящейся на бюджетном финансировании, в общую врачебную практику, либо в участковую территориальную службу с перераспределением контингентов обслуживания.
1.2.3. Меры по сохранению и упорядочению работы врачебных и фельдшерских здравпунктов, организованных в соответствии с рекомендованными штатными нормативами на предприятиях (объектах капитального строительства, в учебных заведениях) с различными организационно-правовыми формами собственности, обеспечив финансирование указанных здравпунктов из средств бюджета. А также меры по упорядочению функционирования врачебных и фельдшерских здравпунктов, организованных на предприятиях (в учреждениях, организациях) в индивидуальном порядке, с финансированием их из средств предприятий.
1.2.4. Организацию центров профпатологии, обеспечив их работу в соответствии с утвержденным положением.
1.2.5. Подготовку врачей профпатологов и специализацию врачей-терапевтов участковых по соответствующим программам по профпатологии, а также подготовку и переподготовку врачей и фельдшеров здравпунктов по программам общей практики или по профпатологии с выдачей соответствующих сертификатов.
1.3. Обеспечить контроль за реализацией программ организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи.
1.4. Обеспечить в пределах компетенции управление, организацию, реорганизацию, а также методическое руководство и статистический учет деятельности учреждений здравоохранения, осуществляющих медицинское обслуживание работающих на предприятиях промышленности (строительства, транспорта, связи) с различными организационно-правовыми формами собственности.
1.5. По согласованию с комиссиями по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности обеспечить:
1.5.1. Лицензирование и аккредитацию деятельности учреждений здравоохранения всех форм собственности, оказывающих медицинскую помощь работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи.
1.5.2. Контроль за соблюдением лицензионных условий в указанных учреждениях.
1.6. Совместно с центрами санэпиднадзора и территориальными фондами обязательного медицинского страхования обеспечить:
1.6.1. Проведение в соответствии с утвержденными нормативами предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров всем работающим, занятым на работах с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами.
О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников см. приказ Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. N 405
1.6.2. Меры по повышению ответственности врачей общей лечебной сети за полноту и качество проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, своевременность выявления и извещения об острых и хронических профессиональных заболеваниях и отравлениях, за проведение в полном объеме необходимых лечебных и оздоровительных мероприятий больным, инвалидам вследствие профзаболеваний и лицам из групп риска по развитию профессиональных заболеваний.
2. Управлению организации медицинской помощи населению (Деменков А.Н.) оказать практическую методическую помощь и обеспечить контроль за реализацией программ организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в субъектах федерации.
3. Управлению организации медицинской помощи населению (Деменков А.Н.) по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать порядок организации медицинской помощи работникам водного транспорта в условиях обязательного медицинского страхования населения.
4. Управлению по медико-санитарному обеспечению работников нефтегазового комплекса (Хорошев В.А.) обеспечить организацию оказания медицинской помощи работникам РАО "Нефтегазстрой" в соответствии с утвержденными положениями и "Ориентировочными нормативами медицинского персонала врачебных и фельдшерских здравпунктов медико-санитарных частей Санитарного управления Минздрава России при Миннефтегазстрое".*
5. Управлению профилактической медицины (Халитов Р.И.), отделу медицинской статистики (Погорелова Э.М.) принять участие в подготовке совместно с Госкомсанэпиднадзором России (Беляев Е.Н.) и НИИ медицины труда РАМН (Измеров Н.Ф.) межведомственной инструкции о порядке извещения, расследования, регистрации, учета и анализа профессиональных заболеваний и отравлений.
6. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) до 01.10.94 г. разработать типовой учебный план и программу подготовки специалиста врача-профпатолога.
7. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) обеспечить ежегодное удовлетворение заявок органов здравоохранения на специализацию и усовершенствование врачей-профпатологов.
8. Российской медицинской академии последипломного образования (Гаврюшов В.В.), ректорам медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей обеспечить подготовку и переподготовку врачей профпатологов с 1995 года по заявкам территорий.
9. По согласованию с Российской академией медицинских наук:
9.1. Возложить функции Федерального центра профпатологии на клинический отдел Научно-исследовательского института медицины труда РАМН (Измеров Н.Ф.).
9.2. Директору НИИ медицины труда РАМН (Измеров Н.Ф.) организовать работу Федерального центра профпатологии в соответствии с утвержденными положением.
10. Считать недействующим на территории Российской Федерации: - приказ Минздрава СССР от 03.01.78 г. N 12 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и транспорта";
- приказ Минздрава СССР от 24.06.85 г. N 846 "Об утверждении Положения о медсанчасти и терапевтическом отделении поликлиники по оказанию медицинской помощи трудящимся".
11. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Царегородцева А.Д.
Разрешается размножить приказ в необходимом количестве.
Министр |
Э.А.Нечаев |
-------------------------------------------------------------------------
* Утверждены Минздравом России 14.05.90 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздравмедпрома РФ от 23 июня 1994 г. N 130 "Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава РФ и Российской академии медицинских наук от 28 января 2000 г. N 33/9 и приказами Минздрава РФ от 16 июля 1999 г. N 285 и от 21 марта 2003 г. N 119 настоящий приказ признан утратившим силу