г. Москва |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А40-128289/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии:
от истца Брель Н.А., дов. от 03.09.2014 N 221
рассмотрев 18 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - ответчиков
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26 июня 2014 года,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 18 сентября 2014 года,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.
по делу N А40-128289/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "АДМ" (г. Москва) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "МОК-центр"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АДМ" (далее - ООО "АДМ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском (с учетом уточнения) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1002 общей площадью 28 353 кв.м., расположенного по адресу г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл. 6, равной его рыночной стоимости в размере 223 876 000 руб. по состоянию на 01.01.2013. Также просило обязать кадастровую палату внести сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка равной его рыночной стоимости в указанном выше размере в государственный кадастр недвижимости.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "МОК-центр".
Решением названного арбитражного суда от 26.06.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014, иск удовлетворен частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1002, равная его рыночной стоимости в размере 223 876 000 руб.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Правительство Москвы и департамент подали кассационную жалобу, в которой просят их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослались на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В отзыве на жалобу ООО "АДМ" просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, указав на неосновательность доводов заявителей кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель общества выразил согласие с данной судами двух инстанций оценкой обстоятельств по делу. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 19.11.2014 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными.
Как установлено судами двух инстанций, ООО "АДМ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1002.
Согласно данным кадастрового паспорта от 19.03.2013 кадастровая стоимость земельного участка составляет 436 741 956 руб. 69 коп., удельный показатель кадастровой стоимости участка - 15 403 руб. 73 коп. за кв.м.
Указанная кадастровая стоимость установлена постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2012.
Посчитав, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Как установили суды, на момент рассмотрения дела постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, рассчитанные по состоянию на 01.01.2013.
С учетом данного обстоятельства общество уточнило заявленные исковые требования, представив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.04.2014 N 2014-01/99, составленный ООО "Бюро оценки бизнеса" по состоянию на 01.01.2013.
Суды оценили представленный обществом отчет и признали его надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность заявленного искового требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной.
Довод жалобы о том, что Правительство Москвы и департамент не являются надлежащими ответчиками, подлежит отклонению. Привлечение названных лиц к участию в деле в качестве ответчиков не свидетельствует о допущенном процессуальном нарушении, влекущим за собой безусловную отмену принятых по делу судебных актов.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, Правительство Москвы в силу постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и утверждает полученные результаты государственной кадастровой оценки. В свою очередь Департамент городского имущества города Москвы является уполномоченным органом по разработке и внесению в Правительство Москвы правовых актов об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков и проведение государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Ссылка в жалобе на нарушение статьи 49 АПК РФ ввиду изменения обществом и предмета и основания иска неосновательна. Как верно отметил суд апелляционной инстанции, уточняя иск, общество лишь изменило основание иска, что было вызвано объективными обстоятельствами - необходимостью оспаривания актуальной на момент рассмотрения дела кадастровой стоимости. При этом предмет заявленных требований остался неизменным - установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной.
Довод об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права подлежит отклонению.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
При этом установлены альтернативные способы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - как в комиссии, так и в судебном порядке.
Поскольку общество как собственник земельного участка является плательщиком земельного налога, обращение в суд с настоящим иском обусловлено целью защиты его права и согласуется с положениями вышеуказанной правовой нормы.
Мнение заявителей кассационной жалобы о том, что представленный обществом отчет об оценке не является надлежащим доказательством, неосновательно. Как указал апелляционный суд, сославшись на экспертное заключение от 19.05.2014 N 418/03-14, отчет об оценке от 15.04.2014 N 2014-01/99 соответствует требованиям законодательства и подтверждает рыночную стоимость объекта оценки.
С учетом изложенного основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года по делу N А40-128289/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.