г. Москва |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А40-177713/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца - Изотовой Надежды Александровны - Чургулия Э.В. - дов. от 17.05.2014
от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Правительства Москвы - Решетников Д.К. - дов. от 01.09.2014 N 4-47-736/4
2) Департамента городского имущества города Москвы - Решетников Д.К. - дов. от 27.12.2013 N 33-Д-959/13
3) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
4) открытого акционерного общества "Городской кадастр" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 23 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
Изотовой Надежды Александровны
на решение от 13 июля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Белицкой С.В.,
на постановление от 21 октября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кораблевой М.С., Тихоновым А.П., Левиной Т.Ю.,
по делу N А40-177713/13
по иску Изотовой Надежды Александровны
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; открытое акционерное общество "Городской кадастр"
УСТАНОВИЛ:
Изотова Надежда Александровна обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Москве со следующими требованиями:
- признать недостоверной (не соответствующей рыночной стоимости) с даты ее установления кадастровую стоимость земельного участка площадью 3714 +/- 21 кв.м с кадастровым номером 77:03:0004010:1784, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов", расположенного по адресу: Москва, ул. 2-я Энтузиастов, вл. 5, корп. 4, в размере 184 730 757 руб. 42 коп.;
- обязать Кадастровую палату исключить из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка;
- установить с 25.09.2013 (с даты оценки) кадастровую стоимость данного участка в размере его рыночной стоимости, равной 28 748 900 руб. 74 коп. и определенной по состоянию на 15.01.2013, а также внести в ГКН соответствующие изменения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и открытое акционерное общество "Городской кадастр".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Изотова Н.А., ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 13.07.2014 и постановление от 21.10.2014 и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, а представитель Правительства Москвы и Департамента просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент (арендодатель), Изотова Н.А. и Боярчук Д.М. (арендаторы) заключили договор от 17.06.2013 N М-03-042021 аренды с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка площадью 3714 +/- 21 кв.м с кадастровым номером 77:03:0004010:1784, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов", расположенного по адресу: Москва, ул. 2-я Энтузиастов, вл. 5, корп. 4, для эксплуатации помещений в здании под общественно-деловые и производственные цели сроком до 25.02.2062.
Изотова Н.А. является собственником доли в размере 1/2 в праве общей долевой собственности на помещения в здании, расположенном на указанном земельном участке (свидетельства о государственной регистрации права от 05.07.2010 серии 77АМ N 028837 и серии 77АМ N 028838).
В силу пункта 3.2 договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в том числе в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор аренды.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (далее - Постановление N 670-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2013.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 670-ПП, определена по состоянию на 01.01.2012.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 установлена в размере 184 730 757 руб. 42 коп.
В соответствии с отчетом от 18.10.2013 N 0131-ОЦ/2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца закрытым акционерным обществом "Мегаполис Траст", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15.01.2013 составляет 28 748 900 руб. 74 коп.
Истец обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка, установленная Постановлением N 670-ПП, существенно превышает его рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что имеются расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, посчитали, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не может быть установлена на основании отчета от 18.10.2013 N 0131-ОЦ/2013, выполненного ЗАО "Мегаполис Траст" по заказу истца, поскольку указанный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка, и отказали в иске. Кроме того, в качестве основания для отказа в удовлетворении требований суды указали, что истец, являющийся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества.
Кассационная инстанция полагает, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в связи с тем, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны на основании неполного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Судами при разрешении настоящего спора не учтены толкования норм права, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в ГКН органом кадастрового учета на основании Постановления N 670-ПП в 2013 году, просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых устанавливается на основании кадастровой стоимости.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу Постановление N 670-ПП утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП).
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 01.01.2014 на официальном сайте правительства Москвы, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 возросла до 222 404 496 руб. 36 коп.
Уведомлением от 14.01.2014 Департамент сообщил арендатору об увеличении с 01.01.2014 размера ежегодной арендной платы в связи с вступлением в силу Постановления N 751-ПП.
В связи с указанными обстоятельствами при рассмотрении спора в суде первой инстанции с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в котором по существу попросил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной по состоянию на дату новой оценки, утвержденной Постановлением N 751-ПП.
С учетом того, что представленный истцом в материалы дела отчет от 18.10.2013 N 0131-ОЦ/2013 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, выполнен по состоянию на 15.01.2013, в то время как кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013, т.е. расхождение дат определения стоимости этого объекта является минимальным, суд первой инстанции необоснованно отказал истцу в уточнении исковых требований.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2013 Постановлением N 751-ПП, и его рыночной стоимостью, определенной в представленном истцом отчете, выполненном по состоянию на 15.01.2013, а также отсутствие доказательств того, что на 15.01.2013 рыночная стоимость спорного земельного участка существенно изменилась, судам в целях разрешения спора по существу надлежало назначить судебную экспертизу для определения рыночной стоимости участка по состоянию на 01.01.2013 (дату последней кадастровой оценки), либо предложить истцу представить сведения экспертного учреждения, проводившего оценку спорного земельного участка, о величине его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013, и в порядке статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ назначить экспертизу отчета оценщика в целях его проверки на соблюдение законодательства об оценочной деятельности и соответствие федеральным стандартам оценки.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что истец, являющийся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества.
Между тем, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у истца права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное; устранить отмеченные недостатки; предложить истцу уточнить исковые требования на основании доказательств рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату последней кадастровой оценки, а сторонам - провести судебную экспертизу для определения рыночной стоимости данного участка; исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; дать им надлежащую оценку; решить вопрос о распределении между участвующими в деле лицами судебных расходов по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2014 года по делу N А40- 177713/13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.