г. Москва |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А40-173352/13-131-1615 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе
председательствующего-судьи Волкова С.В.,
судей Дербенева А.А., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Предприятие комплексной утилизации "Арсенал" - Бецков Ю.А., доверенность N 11 от 15.11.2013 г., сроком до 15.11.2015 г.
от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Ермилов Д.В., доверенность N 212/1/4165 от 27.11.2014 г., сроком до 21.01.2015 г.,
от третьих лиц: 1. Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
2. Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
3. Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации - Зенкин М.В., доверенность N 561/6677 от 30.08.2014 г., сроком на 1 год,
4. ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" - не явился, извещен,
рассмотрев 13 января 2015 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (ответчик) на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 апреля 2014 года принятое судьей Жбанковой Ю.В. на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года принятое судьями Сазоновой Е.А., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Предприятие комплексной утилизации "Арсенал" (ОГРН 1027739194713, г. Москва, Оружейный пер., 15,1)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва, Знаменка ул., 19)
3-и лица: 1. Департамент вооружения Министерства обороны Российской Федерации, 2. Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, 3. Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны Российской Федерации, 4. ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
об обязании исполнить договор в полном объеме
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие комплексной утилизации "Арсенал" (далее - ООО "ПКУ "Арсенал") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, об обязании Министерства обороны Российской Федерации исполнить договор N 148/ДМ/117 от 30 июля 2009 года в полном объёме и выдать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу органу военного управления Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации и обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие комплексной утилизации "Арсенал"" предписание (или иной обязывающий документ) на заключение договора(ов) обществом с ограниченной ответственностью "Предприятие комплексной утилизации "Арсенал"" с воинскими частями (с указанием воинских частей и порядок заключения с ними договоров), дислоцированными на территории Западного военного округа на поставку лома и отходов драгоценных металлов, с содержанием драгоценных металлов - не менее 47884 гр. золотого эквивалента.
Требование, предъявленное со ссылкой на нормы статей 6,12,309,310,314,431,432,447,450,508,511,523 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивировано тем, что ответчиком не исполнены обязательства по заключенному с истцом договору и не выданы предписания на основании договора N 148/ДМ/117 от 30 июля 2009 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент вооружения Министерства обороны Российской Федерации, Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа".
Решением от 15 апреля 2014 года Арбитражный суд города Москвы иск удовлетворил.
Суд первой инстанции сделал вывод о правомерности требований истца и отклонил довод ответчика о пропуске срока исковой давности.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года решение оставлено без изменения, с поддержанием выводов суда первой инстанции.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации, которое не согласно с судебными актами, просит их отменить, как принятые при неправильном применении норм материального права и не соответствием выводов судов обстоятельствам дела, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что он не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку договор был заключен от имени и в интересах ФГУ "Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации" (ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО"), которое являлось генеральным заказчиком. При этом, в настоящее время ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО" ликвидировано, доказательств передачи прав и обязанностей по договору Министерству обороны Российской Федерации не предоставлено. Более того, Министерство обороны Российской Федерации не являлось стороной договора, не получало денежной выгоды за счет истца, поэтому его требования к Министерству обороны Российской Федерации необоснованны.
По мнению заявителя, ввиду ликвидации ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО" обязательства по договору в соответствии со статьей 416 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращены.
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил судебные акты отменить.
Представитель ООО "ПКУ "Арсенал" в судебном заседании суда кассационной инстанции возражал против доводов кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Представитель Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационным судом направлены в адрес Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации, Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" копии определения о назначении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, однако их представители в суд не явились.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте суда. В деле имеется информация с сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о публикации судебного акта.
С учетом принятых судом мер по надлежащему извещению указанных лиц, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций на основании предоставленных в материалы дела доказательств, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 декабря 2003 года N 425 "Об организации сбора и сдачи лома, отходов драгоценных металлов, драгоценных камней и премировании военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации за их сбор и сдачу" и введённой этим приказом инструкцией (приложение к Приказу раздел II) определены полномочия участников сбора и сдачи на переработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней.
Контроль за выполнением Приказа возложен на начальника Главного финансово-экономического управления - заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе.
Особенности учёта денежных средств, бухгалтерского учёта определяются Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации (раздел IV приложения к Приказу).
На воинские части возлагается заключение договоров, обеспечение полноты и правильности расчётов и представление по подчинённости служебных документов по формам Д-1 и Д-2 (п.7 раздела II и п.8 раздела II приложения к Приказу).
На органы военного управления возлагается выдача распоряжений и заключение договоров на сдачу и (или) переработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней с организациями (п.6, раздел II приложения к Приказу).
На Федеральное государственное учреждение "Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУ "ЦУМР И ВЭС МО") Министерством обороны Российской Федерации были возложены функции по организации и проведению конкурсов по отбору организаций на право сбора и переработки лома и отходов драгоценных металлов, образующихся в Министерстве обороны Российской Федерации, а также подготовка и согласование с заинтересованными центральными органами договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) для нужд Министерства обороны Российской Федерации (п.4 раздела II приложения к Приказу).
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации 2003 года N 425 ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО", в интересах Министерства обороны Российской Федерации и по его поручению, провело открытый конкурс на право заключения договора на осуществление в воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации сбора и переработки лома и отходов драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных металлов.
Суды обеих инстанций установили, что по результатам конкурсного отбора между Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО" (генеральный заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен договор N 148/ДМ/117 от 30 июля 2009 года/
Предметом этого договора является сбор и переработка исполнителем лома и отходов драгоценных металлов (ЛОДМ), образующихся в Главном ракетно-артиллерийском управлении Министерства обороны Российской Федерации (далее - ГРАУ МО РФ) (Части центрального подчинения, дислоцированные на территории МВО), обеспечение аффинажа драгоценных металлов, а также использование и обращение извлеченных драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 названного договора поставка лома и отходов драгоценных металлов производится на основании договоров, заключенных исполнителем с воинскими частями, именуемыми в дальнейшем заказчиками, по предписаниям генерального заказчика. Объемы поставки лома и отходов драгоценных металлов составляют 72 000 грамм золотого эквивалента. Золотой эквивалент рассчитывается по предписаниям генерального заказчика но ценам на драгоценные металлы по курсу Центрального Банка России на дату подписания Протокола N 3/И/117. Генеральный заказчик по согласованию с исполнителем вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренные договором объемы поставки лома и отходов драгоценных металлов.
В соответствии с пунктом 2.3 вышеназванного договора, он действует до полного исполнения обязательств сторонами.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что взаиморасчеты с заказчиком производятся по согласованному с генеральным заказчиком прейскуранту стоимости переработки лома и отходов драгоценных металлов и условиями заключенных с заказчиками договоров.
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1144 "О военно-административном делении Российской Федерации" Московский военный округ (МВО) преобразован в Западный военный округ.
Суды обеих инстанций также установили, что ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО" не является собственником лома и отходов драгоценных металлов, находящихся в воинских частях.
Полномочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами Российской Федерации и находящегося на балансе ГРАУ МО РФ, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, которое является органом управления Вооружённых Сил Российской Федерации.
Помимо того, как установили суды обеих инстанций, на основании пунктов 2.2., 3.1.2. договора, предписаний N N 200.113.3.256/22 от 21 октября 2009 года, 200.113.3.258/22 от 07 августа 2009 года и 200.113.3.261/22 от 07 августа 2009 года истцом были заключены договоры N395 от 30 ноября 2009 года на поставку лома и отходов драгоценных металлов из войсковой части 71628, N316 на поставку лома и отходов драгоценных металлов из войсковой части 41686 и N90/2010 от 11 ноября 2010 года из войсковой части 11785. Договоры воинскими частями исполнены.
В соответствии с предписанием N 200.113.3.256/22 от 21 октября 2009 года из войсковой части N11785 Министерство обороны Российской Федерации обязалось поставить лом и отходы драгоценных металлов содержащий: золото - 766 гр., серебро - 269587 гр., платину -580 гр., металлы платиновой группы - 5556 гр., золотой эквивалент, которого составляет - 6659 гр.
В соответствии с предписанием N 200.113.3.258/22 от 07 августа 2009 года из войсковой части N41686 Министерство обороны Российской Федерации обязалось поставить лом и отходы драгоценных металлов содержащий: золото - 1254 гр., серебро - 87429 гр., платину - 977 гр., металлы платиновой группы - 8824 гр., золотой эквивалент, которого составляет - 5898 гр.
В соответствии с предписанием N 200.113.3.261/22 от 07 августа 2009 года из войсковой части N71628 Министерство обороны Российской Федерации обязалось поставить лом и отходы драгоценных металлов содержащий: золото - 2831 гр., серебро - 284500 гр., платину -2661 гр., металлы платиновой группы - 12199 гр., золотой эквивалент, которого составляет - 11559 гр.
Таким образом, как установили суды обеих инстанций при проверке обоснованности заявленного искового требования, Министерством обороны Российской Федерации не поставлено лома и отходов драгоценных металлов, не выдано предписаний на основании договора N 148/ДМ/117 от 30 июля 2009 года, а воинскими частями не заключены договоры на (в суммарном количестве): 72000 гр. - 6659гр. - 5898гр - 11559гр = 47884 гр. золотого эквивалента.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Удовлетворяя заявленное требование, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что истцом нарушений договора не допущено, уведомлений о расторжении договора в одностороннем порядке истец не получал, договор является действующим, между тем, ответчиком не исполнены обязательства по договору по выдаче предписаний, доказательств надлежащего исполнения обязательства ответчик не предоставил.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем ответчике, а также о том, что стороной заключенного с истцом договора являлось не Министерство обороны Российской Федерации, а ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО", которое в настоящее время ликвидировано и, следовательно, его обязательства прекращены не могут быть приняты.
В соответствии со статьей 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Как установили суды обеих инстанций, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 июля 2010 года N 942 ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО" ликвидировано, о чём 26 ноября 2010 года внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Вместе с тем, его функции (проведение конкурсного отбора и выдачи предписаний) в работе Министерства обороны Российской Федерации по организации сбора и сдачи лома и отходов драгоценных металлов в Вооружённых Силах Российской Федерации перераспределены в соответствии с Директивой Министра обороны Российской Федерации от 06 августа 2010 г. N Д-106дсп и переданы из ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО" (до 25 августа 2010 года), в части переработки лома и отходов драгоценных металлов до окончания принятия ликвидационной комиссией требований кредиторов и ликвидации ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО".
В соответствии с ответом Министерства обороны Российской Федерации исх. 141/16165 от 27 июля 2010 г на запрос Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций исх. N А26-12-384096 от 16 июля 2010 года - функции ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО" передавались и "немедленно после передачи дел, назначенные центральные органы военного управления приступят к осуществлению функций в части переработки и обращения лома и отходов драгоценных металлов" (л.д. 13 т. 1).
Передачу функций и остановку процесса переработки лома и отходов драгоценных металлов подтверждает также Врио руководителя Аппарата Министра обороны Российской Федерации докладной от 16 марта 2012 года исх. N 209/71 (л.д. 14 т.1).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 2013 года N 383, которым утвержден Порядок организации и ведения учета драгоценных металлов, драгоценных камней, материальных ценностей, их содержащих, и формирования по ним отчетности в Вооруженных Силах Российской Федерации - Методологическое обеспечение и руководство деятельностью воинских частей по вопросам, связанным с использованием, обращением, оперативным учетом, хранением драгоценных металлов, драгоценных камней, материальных ценностей, их содержащих, и формированием по ним отчетности в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляет Департамент вооружения Министра обороны Российской Федерации (пункт 2 Порядка - л.д. 16-17 т. 1).
В тоже время, как правильно указали суды, организационные изменения в структуре органов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также изменения, вносимые в ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок сдачи лома металлов, не свидетельствуют о невозможности исполнения и не являются основанием, прекращающим обязанность ответчика исполнить обязательства, предусмотренные договором.
Кроме того, протоколом N 3/И/117 от 14 июля 2009 года и договором N 148/ДМ/117 от 30 июля 2009 года Министерство обороны Российской Федерации определено в качестве заказчика, договор заключался от имени Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО", в связи с чем судами правомерно возложена на ответчика обязанность исполнить заключенный договор.
Таким образом, исследовав и изучив предоставленные в материалы дела доказательства, дав им надлежащую оценку при правильном применении норм материального права, суды сделали обоснованные выводы, изложенные в принятых по настоящему делу судебных актах.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 274, 284, 286, п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года по делу N А40-173352/13-131-1615 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Волков |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.