г. Москва |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А41-22699/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Борзыкина М.В., Волкова С.В.
при участии в заседании:
от истца - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН-1025004060014)-Покатилова Л.Г. дов. от 31.12.2014 гг
от ответчика ООО "ЮАССтрой" (ОГРН-1025003532234)-Макарова И.П.дов. от от 25.09.2014 г.
рассмотрев 14 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
на решение от 30 июня 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатыревой Г.И.,
на постановление от 30 сентября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "ЮАССтрой"
о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "ЮАССтрой" о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года в сумме 2 358 040 руб. 48 коп. пени за нарушение срока внесения арендной платы за период с 16 марта 2013 года по 31 декабря 2013 года в сумме 230 274 руб. 85 коп., а всего 2 588 315 руб.33 коп. (л.д. 2 - 5).
Иск заявлен на основании статей 309, 310, 614, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года исковые требования удовлетворены частично, с ООО "ЮАССтрой" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области взыскано : 388 591 руб.-задолженности по арендной плате за период с 01.01.13 по 31.12.13, пени в сумме 39 636 руб. 28 коп. за нарушение срока внесения арендной платы за период с 16.03.13 по 31.12.13, всего - 428 227 руб. 28 коп. в остальной части заявленных требований было отказано (л.д. 81 - 83).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 г. решение арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района-без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области подал кассационную жалобу, в которой просит отменить решение арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 г. по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы истец указал, что во исполнение Постановления Главы Одинцовского района от 27.05.2002 года N 1138 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района с ООО "ЮАССтрой" был заключен договор от 09.08.2002.N 1100 на аренду земельного участка площадью 0,3979 га, расположенного по адресу: Московская область, Одинцово, 6-й микрорайон.
При заключении договора аренды от 09.08.2002 N 1100 ООО "ЮАССтрой" приняло на себя обязательство вносить арендную плату за пользование земельным участком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Московской областной Думой принят Закон "О регулировании земельных отношений в Московской области", которым установлен порядок исчисления размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" не отменен и не признан недействующим. Следовательно, порядок исчисления размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленный статьей 14 Закона Московской области" О регулировании земельных отношений в Московской области" является обязательным и истец правомерно руководствовался при определении размера арендной платы требованиями, содержащимися в указанном Законе.
Однако, суды в судебных актах указывают, что при определении размера арендной платы Комитет должен был руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также ссылаются на разъяснения, содержащиеся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/2011.
В соответствии с указанным Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/2011 нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.д.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам. Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса РФ и статье 13 Арбитражно-процессуального кодекса РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки с точно зрения их соответствия этим принципам и ориентирам при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" в части статьи 14 не был обжалован ответчиком в арбитражный суд, а судом не была дана ему оценка.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении ссылается на принципы, установленные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а именно - принцип экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного пользования землей.
При этом судами не принято во внимание Определение Верховного Суда РФ от 16.04.2014 N 4-АПГ14-5 об оставлении без изменения решения Московского областного суда от 09.12.2013, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично не действующим Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В указанном определении ВС РФ приходит к следующим выводам:
- в силу пункта 10 статьи 3 Закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- региональный законодатель, устанавливая порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и в связи с этим вводя коэффициенты, учитывающие вид разрешенного использования земельного участка, действовал в пределах нормотворческой компетенции в сфере земельных отношений;
- коэффициент Кд равный 4,2 не может расцениваться как нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений, поскольку данное значение коэффициента Кд предусмотрено для всех хозяйствующих субъектов, занимающихся жилищным строительством, в том числе индивидуальным жилищным строительством, а также комплексным освоением территории в целях жилищного строительства.
Таким образом, Верховный суд РФ делает вывод о том, что статья 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" не противоречит принципам, установленным Постановлением Правительства РФN 582.
К таким же выводам пришла судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации при проверки законности решения Московского областного суда от 15 июля 2014 г. по делу"3-68\14 по иску Межрегионального общественного фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев "С" о признании частично недействующим Закона Московской области" О регулировании земельных отношений в Московской области".
В свою очередь, Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" неверно истолковано судом первой инстанции.
Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Ссылка же на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 15837/11 от 17.04.2012 г. не имеет правовой значимости ввиду того, что указанный орган не наделен полномочиями законодателя, он может лишь толковать применение законов.., а земельный участок, являющийся предметом данного договора аренды не находится в собственности Российской Федерации, а, следовательно, не попадает под правовое регулирование Постановления Правительства РФ N 582.
При этом суды указывают, что применительно к рассматриваемому случаю размер арендной платы должен составлять 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно абз. 8 - 10 п. 15 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, ежегодная арендная плата за земельный участок устанавливается: в размере не менее двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка; в размере не менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, положениями п. 15 ст. 3 Закона N 137-ФЗ определены предельные сроки и условия предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В случае,если договор аренды заключен в соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, размер ежегодной арендной платы за соответствующие земельные участки устанавливается органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом размер ежегодной арендной платы не может быть меньше размеров, установленных данным пунктом.
Таким образом, указанные нормы, не определяют порядок исчисления арендной платы, а лишь устанавливают минимально возможный размер арендной платы в год и не вступают в противоречие с нормами законодательства Московской области, которым Комитет руководствовался при заключении данного договора.
Согласно пункту 15 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", арендная плата за земельный участок, предоставленный в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для жилищного строительства, устанавливается в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи (то есть по формуле Алл = Аб х Кд х Пкд х Км х S). В случае, если объекты недвижимости на таком земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка, арендная плата не может быть менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" определил, что арендная плата, в указанном случае, должна рассчитываться по формуле, указанной в п.3 ч. 1 ст. 15 данного закона, но при этом она не должна быть меньше пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Именно с учетом данных требований и был произведен расчет размера арендной платы Комитетом по управлению муниципальным имуществом.
Судами не дана оценка значению Аб, равному 58,22 руб.\кв.м., на 2013 г.,которое установлено Законом Московской области от 26.12.2012 г. N 203\2013-ОЗ"Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2013год",значению Кд, равному 1,5,которое установлено в строке 40 Приложения к Закону Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области"., значению Пкд, равному 3, и значению Км, равному 1,56,которые установлены Советом Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 28.04.2009 г. N 14\32( в редакции решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 12.03.2013 г. N 6\22)
С 1 апреля 2013 года сторонами договора аренды изменен вид разрешенного использования земельного участка на "для строительства школы", ввиду чего суд первой инстанции в обжалуемом решении ссылается на возможность применения размер арендной платы за земельный участок в размере, равному земельному налогу.
Согласно п. 18. ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", размер арендной платы за земельные участки, для которых установлены виды разрешенного использования, являющиеся социально значимыми (социально значимые виды деятельности), устанавливается в размере, равном земельному налогу.
Виды разрешенного использования земельных участков, являющихся социально значимыми (социально значимые виды деятельности), устанавливаются Правительством Московской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 24.12.2013 N 1109/56 "Об установлении видов разрешенного использования земельных участков, являющихся социально значимыми (социально значимые виды деятельности)" строительство школы действительно является социально-значимым видом разрешенного использования земельного участка. Однако, в соответствии с пунктом 3 данного Постановления Правительства Московской области указанный акт вступил в силу 24 декабря 2013 года, следовательно, он не может применяться для определения видов разрешенного использования земельных участков, являющихся социально значимыми ранее указанной даты (с 1 апреля 2013 года).
Поскольку с 1 апреля 2013 года по 24 декабря 2013 года Правительством Московской области не были определены социально значимые виды деятельности, то п. 18. ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", не может быть применен к правоотношениям в указанный период.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом поддержал доводы кассационной жалобы.
Ответчик, Общество с ограниченной ответственностью "ЮАССтрой" в судебное заседание явился, с доводами кассационной жалобы не согласен, решение арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 г. находит законными и обоснованными.
В обоснование возражений ответчик указал, что арбитражными судами обоснованно применена правовая позиция, сформулированная Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 г. N 15837\11, согласно которой общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации(п.4 ст.22 Земельного Кодекса РФ).Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена,п.10ст.3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ" О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного Кодекса РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582 от 16.07.2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящихся в собственности Российской Федерации"(действующее с 04.08.2009 г. )
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного(бессрочного)пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшее свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер арендной платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанный земельный участок осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте,имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из ставок,установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Таким образом, правовая позиция в отношении установления размера арендной платы публичными образованиями РФ сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. N 15837\11-размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности( в том числе муниципальной собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственности на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 и подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
В соответствии с подп."д" п.3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации(утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582) арендная плата за земельные участки, предоставленные в установленном порядке под жилищное строительство без проведения торгов, в том числе, по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, не может превышать два процента от кадастровой стоимости.
Уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства.
Согласно ст. 65 Земельного Кодекса РФ, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога.
Пункт 15 статьи 3 Вводного Закона к Земельному Кодексу,допуская при определенных условиях предоставление дол 30.12.2007 г. земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставке арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух и трех лет соответственно с момента заключения договора аренды.
Указанное подтверждается и нормами п.15 ст.14 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23\96-ОЗ.
Исчисление размера подлежащей взысканию арендной платы, исходя из ставок, методик,формул,установленных на основании нормативных актов соответствующих публичных образований, противоречит как принципу экономической обоснованности, так и принципу предсказуемости определения размера арендной платы.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов вдела следует, что Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 27.05.2002 г N 1138 ООО "ЮАССтрой" в аренду на 3 года для строительства жилых домов из городских земель в г. Одинцово, 6-й микрорайон, были предоставлены земельный участок площадью 0,3374 га и земельный участок площадью 0,3979 га (л.д. 31).
Во исполнение названного постановления 09.08.02г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (арендодатель) и ООО "ЮАССтрой" (арендатор) был заключен договор N 1100 аренды земельного участка, по условиям которого земельный участок общей площадью 3 979 кв. м, кадастровый номер 50:20:0030106:120, по адресу: Московская область. Одинцовский район, г. Одинцово, мкр. N 6 был передан обществу в аренду сроком на 3 года с 15.08.02 по 15.08.05 для строительства жилых домов (л.д. 32 - 33).
Согласно п.4 договора арендная плата на время строительства в соответствии с решением Совета депутатов Одинцовского района от 18.043.2002 г. N 9\12 устанавливается на уровне налога на землю и по состоянию на 9 августа 2002 г. составляла 19,44 руб. за 1 кв.м. Общая годовая плата : Ап= 19,44х3979=77351,76 руб. или 6445,98 руб. в месяц.
Арендная плата меняется в зависимости от уровня инфляции и корректируется пор мере изменения минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Перерасчет арендной платы производится арендатором самостоятельно.
Арендная плата вносится арендатором ежемесячно равными долями, безналичным порядком, с оплатой до 5 числа отчетного месяца.
15.06.05 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (арендодатель) и ООО "ЮАССтрой" (арендатор) заключено дополнительное соглашение,в соответствии с которым арендная плата должна рассчитываться по формуле, установленной Законом Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области"- АП = Аб х Кд х Пкд х Км хS (л.д. 40).,где :
Аб-базовый размер арендной платы, Кд-коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке, Пкд-повышающий коэффициент, Км-коэффициент. Учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, S-площадь арендуемого земельного участка.
В соответствии с постановлением 28.04.06 Главы Одинцовского района Московской области было издано от 28.04.2006 г. N 1021 срок аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030106:120 продлен на три года (л.д. 42).
Дополнительным соглашением от 16.05.06 срок действия договора аренды N 1100 от 09.08.02 был установлен до 14.08.08 (л.д. 43).
Дополнительным соглашением от 9 января 2008 г. стороны установили, что размер арендной платы с 1 января 2008 г. устанавливается в размере 1061466,69 руб. в год или 265 366,66 руб. в квартал в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 г. N 23\96-ОЗ" О регулировании земельных отношений в Московской области", Законом Московской области от24.10.2007 г. N 186\2007-ОЗ"О бюджете Московской области на 2008 г., ", решениями Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 26.10.2004 г. N 1\34 от 27.05.2005г.N 10\44 и от 21.12.2007 г.
Дополнительным соглашением от 20 января 2009 г. установлен размер арендной платы с 1 января 2009 г. в размере 1 061 466,69 руб. в год или 265 366,66 руб. в квартал в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 г. N 23\96-ОЗ"О регулировании земельных отношений в Московской области", Законом Московской области от 19.09.2008 г. N126\2008-ОЗ"Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2009 г.",Решением Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 26.10.2004 г. N1\34.(л.д.49)
Дополнительным соглашением от 12 января 2011 г. стороны установили, что с 01.01.2011 г. арендная плата рассчитывается в соответствии с законом Московской области от 07.06.1996 г N 23\96"О регулировании земельных отношений в Московской области", Законом Московской области от 15.07.2010 г. N 92\2010-ОЗ"Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области,на 2011 г.".Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28.04.2009 N 14\32 и составляет 1 137 285.74 руб. в год или 284 321,43 руб. в квартал.(л.д.50)
Дополнительным соглашением к договору аренды от 26.03.13 г. установлено, что арендная плата рассчитывается в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 г. N 23\96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", закона Московской области от 26.12.2012 г. N 203\2012-ОЗ"Об установлении базового размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2013 г.,решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28.04.2009 N 14\32 и составляет с 01.01.13 4 553 457 рублей 46 копеек в год или 1 138 364 рубля 37 копеек в квартал. Арендная плата вносится арендатором до 15 числа последнего месяца текущего квартала (л.д. 51).
Дополнительным соглашением от 01.07.13 была изменена цель предоставления земельного участка в аренду с "для строительства жилых домов" на "для строительства школы", арендная плата с 01.04.13 была установлена в размере 1 626 234 рубля 81 копейка в год или 406 558 рублей 70 копеек в квартал (л.д. 55 - 56).
ООО "ЮАССтрой" принятые на себя обязательства по внесению арендных платежей исполняло ненадлежащим образом, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 2 358 040 рублей 48 копеек за период с 01.01.13 по 31.12.13, наличие которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том указал, что размер арендной платы был рассчитан истцом с нарушением норм действующего законодательства. Согласно выводам судов, Комитет по управлению имуществом должен был руководствоваться Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582.;расчет арендной платы, произведенный истцом на основании п.3 ч.1 ст. 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений Московской области" противоречит нормативному акту, имеющим большую юридическую силу-Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009г.N 582"Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Суды также сослались на Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. N 15837\11 по делу N А47-7623\2010 г., согласно которому размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности( в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582.
Указанные выводы судов не могут быть признаны правильными по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ст.22 Земельного Кодекса РФ общие начала определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст. 65 Земельного Кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п.10 ст. 3 Федерального Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г." О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности : экономической обоснованности, предсказуемости, предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного пользования землей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее-земельные участки) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющих в отношении таких земельных участков а полномочия собственника (далее- федеральные органы исполнительной власти),если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а)на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б)по результатам торгов(конкурсов, аукционов);
в)в соответствии со ставками арендной платы или методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития РФ;
г)на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы,утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 касаются только земельных участков, находящиеся в собственности Российской Федерации, предельный предел размера арендной платы за земельные участки, находящиеся и в государственной и в муниципальной собственности, не установлен Правительством Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 г.
Вопрос о том, не противоречит ли способ определения арендной платы,установленный п.3 ч.1 статьи 14 Закона Московской области N 2396-ОЗ, положениям Постановления Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 г., не нарушает ли принципов определения арендной платы, установленных данным Постановлением,был предметом судебного разбирательства.
Решением Московского областного суда от 09.12.2013 г. по делу N 3-91\13 отказано в удовлетворении заявления МО Фонд "Статут" о признании частично недействующим Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23\96-ОЗ2О регулировании земельных отношений в Московской области" в редакции Закона Московской области от 26.12.2012 г. N 220\2012-ОЗ, которым увеличены с 1 января 2013 г. применяющиеся для расчета арендной платы значения коэффициентов Кд, учитывающих вид разрешенного использования для жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства. Московский областной суд отклонил доводы заявителя о том, что при установлении на 2013 г. значения Кд, равного 4,2, в строках 23 и 24 Приложения к Закону Московской области" О регулировании земельных отношений в Московской области" были нарушены принципы арендной платы, указанные в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ от 16.04.2013 г. согласилась с выводами Московского областного суда.
При рассмотрении дела N 3-68\14 по заявлению МО "Фонд "С" о признании недействующим п.3 ч.1 ст. 14 Закона МО N 23\96-ОЗ в части формулы расчета арендной платы, в решении от 15.07.12014г. пришел к выводу о том, что способ определения арендной платы на основании установленной Законом Московской области N 23\96-ОЗ( т.е. АП=Аб х Кд х Пкд х Км хS) не противоречит положениям Постановления Правительства РФ 3582 от 16.07.2009 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации признала правильными выводы Московского областного суда, указав в определении от 19.11.2014 г., что поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, законодатель Московской области, действуя в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, был вправе определить способ определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по формуле, указанной в статье 14 Закона Московской области N 23\96-ОЗ, оспариваемая норма субъекта Российской Федерации не противоречит законодательству, а именно, постановлению Правительств Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 и не нарушает принципов определения арендной платы, установленных данным постановлением, в том числе, принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы.
Формула расчета арендной платы, установленная ст. 14 Закона Московской области N 23\96-ОЗ" О регулировании земельных отношений в Московской области" экономически обоснована, поскольку учитывает все существенные факторы: вид разрешенного использования земельного участка, местоположение земельного участка на территории муниципального образования, корректирующий коэффициент, площадь земельного участка.
Суд первой и апелляционной инстанции, учитывая вид разрешенного использования земельного участка, пришли к выводу о том, что размер арендной платы должен составлять 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом сослались на п.15 ст3 Федерального Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, согласно которому ежегодная арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставленный лицу до 30.12.07 в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства устанавливается:
в размере не менее двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка;
в размере не менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Аналогичное положение содержится в пункте 15 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которому в случае, если объекты недвижимости на земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка, арендная плата не может быть менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п.15 ст. 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" арендная плата за земельный участок, предоставленный в соответствии с п.15 ст.3 Федерального Закона от 25.10.2001 г N 137-ФЗ" О введение в действие земельного Кодекса Российской Федерации" для жилищного строительства, устанавливается в соответствии с п.3ч.1 настоящей статьи.(то есть по формуле Апл=Аб хКд х Пкд хКм хS)
Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" установил, что арендная плата должна рассчитываться по формуле, указанной в п.3 ч.1 ст.15 данного закона, но при этом не должна быть меньше пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
По утверждению Комитета по управлению имуществом именно с учетом данных требований и был произведен расчет размера арендной платы.
Судами не дана оценка указанным доводам и не проверен расчет исходя из значений Аб,равному 58,22 руб.\кв.м на 2013 г.,установленному Законом Московской области от 26.12.2012 г. N 203\2013-ОЗ"Об установлении базового размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2013 г.", Кд, равному 1,5,устаеновленному в строке40Приложения к Закону Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", Пкд, равному 3 и Км, равному 1,56.установленным решением Совета Депутатов Одинцовского муниципального района от 28.04.2009 N 14\32 в редакции от 12.03.2013 N 6\22
С 01.04.13 в договор аренды N 1100 от 09.08.02 были внесены изменения в части определения цели предоставления земельного участка с "для строительства жилых домов" на "для строительства школы".
В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", размер арендной платы за земельные участки, для которых установлены виды разрешенного использования, являющиеся социально значимыми (социально значимые виды деятельности), устанавливается в размере, равном земельному налогу, за исключением земельных участков, предоставленных на торгах, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ. Виды разрешенного использования земельных участков, являющихся социально значимыми (социально значимые виды деятельности), устанавливаются Правительством Московской области.
Постановлением Правительства Московской области N 1109/56 от 24.12.13 "Об установлении видов разрешенного использования земельных участков, являющихся (социально значимыми (социально значимые виды деятельности)" закреплено, что строительство школы является социально-значимым видом разрешенного использования земельного участка.
На основании указанных норм суды пришли к выводу о том, что расчете арендной платы со второго квартала 2013 года необходимо применять ставку земельного налога.
При этом судами не учтено, что указанное Постановление Правительства Московской области вступило в силу с 24 декабря 2013 г. и нормативно не обосновали его применение с 1 апреля 2013 г.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении суду следует установить обстоятельства, имеющие значение для дела, установить размер арендной платы за земельный участок, правильно применив при этом нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года по делу N А41-22699/14, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.