г. Москва |
|
29 января 2015 г. |
Дело N А40-149721/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Завирюха Л.В., Чалбышевой И.В.
при участии в заседании:
от истца - Тарасов П.Е., дов. от 08.09.2014
от ответчиков: Минфин России - Соснина М.В., дов. от 15.12.2014 N 01-10-08/75
рассмотрев в судебном заседании 22 января 2015 года кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Тверской области
на решение от 01 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Козловским В.Э.
и постановление от 16 октября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яремчук Л.А., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.
по делу по иску открытого акционерного общества "Сандовское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1066906031884, Тверская обл., п.Сандово)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, Москва), Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области (ОГРН 1026900508557, г. Тверь)
третье лицо - Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области
о взыскании 2 265 248 руб. 17 коп.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сандовское автотранспортное предприятие" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик 1) за счёт казны Российской Федерации убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан в сумме 275 132 руб. 85 коп., а также с Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области (ответчик 2) за счёт казны Тверской области в сумме 1 990 115 руб. 32 коп. на основании ст.ст. 8, 12, 15, 16, 125, 790, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерацией (с учетом уточнения исковых требований в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 01 сентября 2014 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 16 октября 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Не согласившись с указанными судебными актами, ответчики обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика 1 поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Ответчик 2, третье лицо, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование исковых требований истец указал, что, являясь коммерческой организацией, осуществляющей регулярные перевозки пассажиров городским и пригородным автомобильным транспортом на платной основе в городе Твери и пригороде, оказал за период 2010-2012 года услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ), в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов Российской федерации на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 275 132 руб. 85 коп., а также убытков в виде некомпенсированных затрат Тверской области на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в сумме 1 990 115 руб. 32 коп.
При рассмотрении дела суд исходил из положений статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 44, 63 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 23.08.2006 года N 207-па "Об уполномоченном органе по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом", государственное регулирование тарифов осуществляется Региональной энергетической комиссией Тверской области.
Для ОАО "Сандовское автотранспортное предприятие" в 2010-2012 году тарифы определены приказами РЭК Твесркой области от 27.02.2007 года N 09-нп, от 16.05.2011 года N 0312-28П01-нп, от 25.05.2012 года N177-нп.
Постановлением Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па на территории Тверской области введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ) и утверждены стоимость ЕСПБ, порядок их распространения среди населения Тверской области, а также утверждены перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, порядок компенсации транспортным предприятиям расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Пунктом 3.3 вышеназванного постановления установлено, что размер компенсации за каждый ЕСПБ определяется как разница между стоимостью льготного проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином. Размер компенсации по каждому муниципальному образованию определяется из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество выданных ЕСПБ в муниципальном образовании.
Постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 года N 262-па, в редакции от18.12.2012 года, "Об утверждении Долгосрочной целевой программы Тверской области "Социальная поддержка населения Тверской области на 2009 - 2014 годы" действие льготы в виде единого социального проездного билета было продлено до 2014 года.
Согласно Постановлению Администрации Тверской области от 16.05.2005 г. N 32-па ЕСПБ предоставляет право проезда на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршруты), включенных в установленное расписание движения транспорта. Полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ в месяц на дачном пригородном маршруте устанавливается в размере полной стоимости проезда одного пассажира по ЕСПБ в соответствующем городском округе.
Пунктом 4 вышеназванного постановления, было утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан.
Продажу ЕСПБ населению производят территориальные отделы социальной защиты населения через отделения связи ФГУП "Почта России".
Согласно пунктам 1.2-1.3 Раздела 1 "Общие положения" вышеуказанного Положения правом приобретения ЕСПБ по цене 64 руб. обладают граждане, включённые в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Льготники регионального регистра покупают ЕСПБ за счёт ежемесячной денежной выплаты из бюджета Тверской области (Закон Тверской области от 29.12.2004 года N 80-30 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", Закон Тверской области от 29.12.2004 года N 84-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу...").
Раздел 3 Положения представляет собой регламент перечисления компенсации транспортным предприятиям.
Как указал суд, Постановление Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па не даёт представления о том, на основании чего была определена величина "полная стоимость льготного проезда". Указанная величина никак не связана с тарифами на проезд, с фактическими расходами транспортных предприятий. То, что она распределяется между перевозчиками пропорционально транспортной работе, то есть пробегу подвижного состава (пункт 3.8 Положения), позволяет отнести компенсацию, установленную Постановлением N 32-па, к субсидиям юридическим лицам на покрытие убытков (ст.ст. 69. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Функцию по перечислению компенсации транспортным предприятиям Администрация Тверской области возложила на территориальные отделы социальной защиты населения в муниципальных образованиях (пункт 3.7 Положения).
Пунктом 3.1 Положения территориальным отделам социальной защиты населения предписывается выявить предприятия общественного транспорта, на которые распространяется действие ЕСПБ, в конкретном муниципальном образовании, и заключить с ними договоры на перечисление компенсации, предусмотренной Постановлением Администрации Тверской области от 16.05.2005 г. N 32-па.
Исходя из размера тарифа на перевозку пассажиров, а также информации о количестве льготников, которые воспользовались своим правом на проезд по единому социальному билету за период 2010-2012 года, полученных выплат, сумма невыплаченных компенсаций, подлежащая уплате за счет бюджета Тверской области, составляет 1 990 115 руб. 32 коп., Российской Федерации - 275 132 руб. 85 коп.
Предъявленная к взысканию сумма убытков рассчитана истцом в соответствии со ст.ст. 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из тарифов на проезд, утвержденных в установленном порядке, и единообразной судебной практикой по данной категории дел.
Убытки истца представляют собой разницу между суммой не полученной истцом от потребителей - федеральных и региональных льготников провозной платы и суммой компенсации из бюджета.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что ответчиками не представлено доказательств того, что выделенные бюджетом Российской Федерации бюджету Тверской области средства субвенций на равную доступность услуг общественного транспорта, и выделенные бюджетом Тверской области истцу средства компенсации расходов на перевозку федеральных и региональных льготников возместили расходы истца в размере не полученной с потребителей провозной платы.
Суд признал обоснованным размер понесенных истцом расходов, рассчитанный истцом в соответствии со ст.ст. 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, расчетным путем на основании Постановления Росстата от 19.01.2007 г. N 9, поскольку натурные обследования пассажиропотоков в Сандовском районе в спорный период не проводились.
Расчет истца основан на сведениях о количестве выданных и проданных Единых социальных проездных билетах, предоставленных третьим лицом, о сумме полученной истцом компенсации, о доле предприятия в транспортной работе пассажирских предприятий, о стоимости месячного проездного на автобус.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с таким выводами суда.
Как указано выше, право граждан на льготный проезд в общественном транспорте на территории Тверской области предусмотрено постановлением администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" (далее - постановление N 32).
Тверская область приняла на себя данные расходные обязательства и указала источники финансирования расходов по компенсации затрат транспортным предприятиям - средства областного бюджета и дотации из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом финансовые средства на реализацию данного положения выделяются в соответствии с Законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год.
Пунктом 6 постановления N 32-па Департамент финансов Тверской области обязан предусматривать в областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год средства для возмещения транспортным предприятиям расходов, составляющих разницу между стоимостью льготного проезда и стоимостью единого социального проездного билета, оплаченного гражданином.
Между истцом и территориальным органом социальной защиты населения Сандовского района заключен типовой договор на оказание услуг по отрасли "Социальная защита".
Все обязательства территориальным отделом социальной защиты населения Сандовского района в рамках заключенного договора перед истцом выполнены.
Наличие задолженности по компенсационным платежам, произведенным в установленном постановлением N 32-па порядком расчета размера компенсации, материалами дела не подтверждается.
Предъявленные транспортным предприятием расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и должны быть подтверждены документально.
Представленный истцом расчет расходов, произведенный расчетным методом в соответствии с Постановлением Росстата России от 09.01.2007 г. N 9 при наличии действующего на территории области законодательства и сложившейся судебной практики не может быть признан обоснованным.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчики ссылались на указанное обстоятельство.
Судом данный довод ответчика не рассмотрен, не оценен в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления (часть 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, в зависимости от установленного предложить истцу уточнить исковые требования, исходя из представленных сторонами доказательств, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2014 года по делу N А40-149721/13 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Л.В.Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.