город Москва |
|
30 января 2015 г. |
Дело N А40-41667/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Газпром энерго": Сарван Н.В. (дов. N 09 от 01.01.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) УФАС России по Курской области: не явились, извещены;
рассмотрев 27 января 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Газпром энерго" на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2014 г., принятое судьей Немовой О.Ю., на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2014 г., принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., по делу N А40-41667/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (ОГРН 1027739841370; 119526, г. Москва, проспект Вернадского, д. 101, корп. 3)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123; 305000, г. Курск, ул. Марата, д. 9)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 04-02-03-2014 от 26 февраля 2014 г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (далее - ООО "Газпром энерго", общество, заявитель), владеющее на праве собственности (ином законном основании) объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых им оказываются услуги по передаче электрической энергии потребителям, в силу Федерального закона N 35-ФЗ от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике"), пункта 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства N 442 от 04 мая 2012 г., является субъектом розничного рынка электрической энергии - сетевой организацией, что предусматривает обязанность данного хозяйствующего субъекта раскрывать информацию в порядке, объеме и сроки, предусмотренные Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 24 от 21 января 2004 г. (далее - Стандартов раскрытия информации).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС России по Курской области, антимонопольный орган, ответчик) в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации произведен осмотр Интернет-сайта ООО "Газпром энерго" по адресу: http://www.energo.gazprom.ru/.
В ходе проведения осмотра должностными лицами УФАС России по Курской области было установлено, что на официальном сайте ООО "Газпром энерго" не раскрыта информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Стандартов раскрытия информации.
По результатам проверки составлен акт осмотра интернет-сайта ООО "Газпром энерго" от 17 октября 2013 г.
Из письма ООО "Газпром энерго" N АС-07/5845 от 21 ноября 2013 г., представленного на основании запроса УФАС России по Курской области о раскрытии обществом информации (исх. N 5259 от 21 октября 2013 г.), следует, что вышеуказанная информация на сайте ООО "Газпром энерго" (http://www.energo.gazprom.ru/) размещена не была.
На основании полученных данных 11 февраля 2014 г. в отношении ООО "Газпром энерго" был составлен протокол об административном правонарушении N 04-02-03-2014.
26 февраля 2014 г. УФАС России по Курской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 04-02-03-2014, которым ООО "Газпром энерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Газпром энерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к УФАС России по Курской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2014 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Газпром энерго" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС России по Курской области просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Газпром энерго" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители УФАС России по Курской области в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий) (абзац 1).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей (абзац 2).
Согласно Стандартам раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом (пункты 1, 2 Стандартов раскрытия информации).
Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации (пункт 3).
Субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме (пункт 3 (1)).
Пунктом 11 Стандартов раскрытия информации определен перечень информации, подлежащей размещению в открытом доступе в официальном печатном издании и на своем официальном сайте в сети Интернет.
В соответствии с названным пунктом Стандартов раскрытия информации сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает информацию о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости (если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса) (подпункт "и"); о лицах, намеревающихся перераспределить максимальную мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц, включая: наименование лица, которое намеревается осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих ему энергопринимающих устройств, и его контактные данные; объем планируемой к перераспределению максимальной мощности; наименование и место нахождения центра питания (подпункт "к").
Согласно пункту 12 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в подпункте "и" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, предоставляется потребителям путем размещения в печатном виде в центрах очного обслуживания и обновляется в течение 10 дней со дня вступления в силу изменений.
Действия, связанные с нарушением субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, поскольку обществом в установленном порядке не раскрыта требуемая информация и не соблюдены установленные сроки ее раскрытия.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "Газпром энерго" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ООО "Газпром энерго" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 9.15 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального права, а излагается несогласие с выводом судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Довод кассационной жалобы о наличии противоречий между выводами суда первой инстанции, поскольку в описательной части решения указано на удовлетворение требований заявителя, а резолютивная часть содержит отказ в удовлетворении заявленных требований, подлежит отклонению.
В судебном заседании, состоявшемся 05 июня 2014 г., в присутствии представителя заявителя была оглашена резолютивная часть решения, согласно которой в удовлетворении требований общества отказано.
Указание в описательной части решения суда первой инстанции на удовлетворение требований заявителя суд кассационной инстанции считает опечаткой, которая может быть исправлена в соответствии со статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции трехдневного срока направления копии решения лицам, участвующим в деле, предусмотренного частью 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку такое нарушение не способно привести к принятию неправильного решения.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2014 г. по делу N А40-41667/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Газпром энерго" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.