г. Москва |
|
02 февраля 2015 г. |
Дело N А41-26411/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Зверевой Е.А., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истца - никто не явился, извещен;
от ответчика - никто не явился, извещен;
от третьего лица - никто не явился, извещено,
рассмотрев 26 января 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Росреестра по Иркутской области
на решение от 15 июля 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 09 октября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
по заявлению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
к Управлению Росреестра по Иркутской области,
об оспаривании действий и обязании осуществить государственную регистрацию,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о: признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, улица Чкалова, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-431 от 11.03.2014; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, улица Чкалова; признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - сеть водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-429 от 11.03.2014; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - сеть водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова; признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - тепловые сети, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по пер. Черемховский до здания по ул. Чкалова, 14, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-433 от 11.03.2014; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - тепловые сети, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по пер. Черемховский до здания по ул. Чкалова, 14; признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-432 от 11.03.2014; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова; признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - линия наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, от ТП по пер. Черемховский; от ТП до ул. Чкалова, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-434 от 11.03.2014; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - линия наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, от ТП по пер. Черемховский; от ТП до ул. Чкалова. К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.07.2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 года, заявленные требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 15.12.2008 Мэром города Иркутска было принято постановление N 031-06-3370/8, в соответствии с которым Федеральному арбитражному суду Восточно-Сибирского округа в постоянное (бессрочное) пользование для строительства здания Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа предоставлялся земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 5518 кв. м, с кадастровым номером 38:36:000034:1732, расположенный в Кировском районе города Иркутска по ул. Чкалова. Право постоянного (бессрочного) пользования ФАС ВСО на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1732 было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 20.03.2014. При этом строительство здания осуществлялось на основании выданного разрешения в соответствии с разработанной проектной документацией. Здание ФАС ВСО введено в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию 20.11.2012 N RU38303000-95/12. Свидетельствами о государственной регистрации права от 25.12.2012, 20.03.2014 подтверждается, что собственником здания, расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Чкалова, д. 14, является Российская Федерация, и указанное здание предоставлено Федеральному арбитражному суду Восточно-Сибирского округа на праве оперативного управления. При этом из письма Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 13.12.2013 усматривается, что одновременно с вводом здания в эксплуатацию были введены в эксплуатацию объекты инженерных коммуникаций, необходимые для обслуживания вновь построенного здания, в том числе тепловые сети, трансформаторная подстанция, сети ливневых канализаций, сети канализации, сети водопровода, линии наружного освещения, здание дизельной станции, строительство которых осуществлялось в соответствии с проектной документацией и техническими условиями от 14.09.2012 N 135, от 06.10.2008 N 8, от 03.08.2011 N 252, от 19.09.2012 N 1401/08-ЮЭС. Причем в отношении инженерных сетей были составлены технические и кадастровые паспорта.
После ввода объектов в эксплуатацию заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления в отношении следующих объектов недвижимости: сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, улица Чкалова; сети водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова; тепловые сети, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по пер. Черемховский до здания по ул. Чкалова, 14; сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова; линия наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, от ТП по пер. Черемховский; от ТП до ул. Чкалова.
Однако, сообщениями: об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-431 от 11.03.2014 заявителю было отказано в регистрации права оперативного управления в отношении сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:15941, который не принадлежит ни на каком-либо предусмотренном законом праве заявителю; об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-434 от 11.03.2014 заявителю было отказано в регистрации права оперативного управления в отношении линии наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:15941, 38:36:000034:67, 38:36:000034:1732, которые не принадлежат ни на каком-либо предусмотренном законом праве заявителю; об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-432 от 11.03.2014 заявителю было отказано в регистрации права оперативного управления в отношении сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:15941, 38:36:000034:1732, которые не принадлежат ни на каком-либо предусмотренном законом праве заявителю; об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-433 от 11.03.2014 заявителю отказано в регистрации права оперативного управления в отношении тепловых сетей, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:1404, 38:36:000034:1732, 38:36:000034:1467, которые не принадлежат ни на каком-либо предусмотренном законом праве заявителю; об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-429 от 11.03.2014 заявителю было отказано в регистрации права оперативного управления в отношении сети водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:15941, 38:36:000034:1732, которые не принадлежат ни на каком-либо предусмотренном законом праве заявителю.
Посчитав, что отказы Управления Росреестра являются незаконными, заявитель по делу обратился в суд с настоящими требованиями, которые были удовлетворены в полном объеме, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд исходил из следующего.
Так, согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 указано, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, к вещным правам на имущество относится право оперативного управления имуществом. Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Согласно части 1 статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В силу части 1 и 2 статьи 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. При этом к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Согласно части 1 статьи 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Причем представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Однако, Управление Росреестра, отказывая в осуществлении государственной регистрации права, указало, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000034:15941, 38:36:000034:1404, 38:36:000034:1467 и 38:36:000034:67, на которых частично расположены объекты инженерных коммуникаций.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с кадастровыми паспортами на линейные объекты о регистрации прав, на которые обратился заявитель, следует, что: сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, полностью расположены на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:15941; сети водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:173 и 38:36:000034:15941; тепловые сети, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:1404, 38:36:000034:1732, 38:36:000034:1467; сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:173 и 38:36:000034:15941; линия наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:173, 38:36:000034:15941 и 38:36:000034:67.
Как установлено судом, заявителем при подаче документов на государственную регистрацию права оперативного управления на объекты инженерной коммуникации были предоставлены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:173, предоставленном ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В статье 51 Градостроительного кодекса РФ указано, что при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется. В соответствии с положениями статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса РФ, нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций. В соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ, земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Статьей 89 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Кроме того, судом было также установлено, что до момента прокладки сетей ливневой канализации, наружного освещения, канализации, тепловых сетей, сети водопровода, вся проектная документация, документация по земляным работам, сводный план сетей, были согласованы с правообладателями земельных участков, через которые проходят сети. При этом представленные согласия правообладателей земельных участков свидетельствуют об исключении возможности нарушения их прав и законных интересов фактом государственной регистрации права собственности на сети.
Таким образом, принимая во внимание положения статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также то, что инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в строгом соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Росреестра не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по котором проходят инженерные коммуникации, за исключением земельного участка, на котором располагается здание ФАС ВСО.
Отклоняя довод управления о том, что инженерные коммуникации, в отношении которых заявитель просил зарегистрировать право оперативного управления, имеют вспомогательное назначение, в связи с чем права на них не могут быть зарегистрированы, суд в решение и постановлении обоснованно сослался на то, что согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, то вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Кроме того, из положений статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к объектам вспомогательного характера относятся объекты, предназначенные для обслуживания другой, главной, вещи и связанные с ней общим назначением.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда о том, что спорные инженерные коммуникации (тепловые сети, сети ливневых канализаций, сети канализации, сети водопровода, линии наружного освещения) могут быть использованы при подключении к ним посторонних объектов, не только для обслуживания здания ФАС ВСО, но и других объектов, в связи с чем являются самостоятельными объектами недвижимости.
Учитывая изложенное, судом в решении и постановлении был сделан обоснованный вывод о том, что отказы Управления Росреестра являются незаконными, в связи с чем требования Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа об оспаривании действий и обязании осуществить государственную регистрацию подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2014 года и постановление от 09 октября 2014 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-26411/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Росреестра по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
Е.А.Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В статье 51 Градостроительного кодекса РФ указано, что при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется. В соответствии с положениями статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса РФ, нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций. В соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ, земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Статьей 89 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Кроме того, судом было также установлено, что до момента прокладки сетей ливневой канализации, наружного освещения, канализации, тепловых сетей, сети водопровода, вся проектная документация, документация по земляным работам, сводный план сетей, были согласованы с правообладателями земельных участков, через которые проходят сети. При этом представленные согласия правообладателей земельных участков свидетельствуют об исключении возможности нарушения их прав и законных интересов фактом государственной регистрации права собственности на сети.
Таким образом, принимая во внимание положения статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также то, что инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в строгом соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Росреестра не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по котором проходят инженерные коммуникации, за исключением земельного участка, на котором располагается здание ФАС ВСО.
Отклоняя довод управления о том, что инженерные коммуникации, в отношении которых заявитель просил зарегистрировать право оперативного управления, имеют вспомогательное назначение, в связи с чем права на них не могут быть зарегистрированы, суд в решение и постановлении обоснованно сослался на то, что согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
...
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, то вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Кроме того, из положений статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к объектам вспомогательного характера относятся объекты, предназначенные для обслуживания другой, главной, вещи и связанные с ней общим назначением."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2015 г. N Ф05-15943/14 по делу N А41-26411/2014