Приказ Минздрава СССР от 14 июня 1974 г. N 555
"О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению офтальмологической помощи детям"
Дальнейшее улучшение организации медицинской помощи детям с заболеваниями глаз и расстройствами зрения является одной из важных задач здравоохранения.
За последние годы органами и учреждениями здравоохранения проделана значительная работа по созданию детских глазных стационаров, глазных кабинетов и кабинетов охраны зрения детей в составе детских поликлиник.
Число детских глазных коек в стране увеличилось за последние 5 лет в 1,5 раза и составило к 1 января 1973 г. - 3770.
Получили развитие новые организационные формы восстановительного лечения детей с косоглазием. В РСФСР, Украинской, Молдавской, Латвийской, Таджикской, Казахской ССР в системе органов народного образования созданы специализированные детские сады для детей с косоглазием и амблиопией, в которых воспитательная работа сочетается с восстановительным лечением. В г. Москве, Ленинграде, Молдавской, Казахской ССР организованы санатории для детей с косоглазием. Во всех республиках созданы школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей.
Значительно улучшилась работа по раннему выявлению детей с расстройствами зрения и заболеваниями органа зрения. Ежегодно в плановом порядке в детских поликлиниках, школах, школах-интернатах, детских дошкольных учреждениях обследуется 93 - 95% детей, подлежащих профилактическим осмотрам. За последние годы повысилось качество и объем оказания офтальмологической помощи детям, уровень диагностических исследований.
Внедрены в практику: система комплексного лечения содружественного косоглазия у детей, новые методы лечения амблиопии, злокачественных опухолей; методы хирургического лечения врожденных катаракт, врожденной глаукомы.
В целях предупреждения и снижения инвалидности детей по зрению на базе Московского НИИ глазных болезней им.Гельмгольца создан Всесоюзный научно-методический центр восстановительного лечения детей с заболеваниями органа зрения.
Большую работу по подготовке кадров, внедрению новых достижений детской офтальмологии в практику проводят Московский НИИ глазных болезней им.Гельмгольца, кафедра глазных болезней педиатрического факультета II Московского медицинского института, Воронежского, Кемеровского, Куйбышевского, Днепропетровского и ряда других медицинских институтов. Важную роль в подготовке кадров офтальмологов и совершенствовании организационно-методических форм работы в области охраны зрения детей сыграли "Всесоюзные школы передового опыта" в г. Москве и Красноярске.
В ряде территорий РСФСР, УССР, Латвийской, Таджикской ССР при местных Советах депутатов трудящихся созданы специальные комиссии по охране зрения детей.
Во всех республиках работают внештатные главные детские офтальмологи, осуществляющие лечебно-консультативную и организационно-методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения по организации медицинской помощи детям с расстройствами зрения и патологией глаз.
Наряду с определенными достижениями в организации медицинской помощи детям с патологией глаз и расстройствами зрения имеют место недостатки. В ряде республик, краев, областей сеть детских глазных отделений, кабинетов не удовлетворяет потребности детского населения, в связи с чем в 1972 году лечилось в глазных отделениях взрослой сети около 57% детей.
Не созданы детские офтальмологические отделения в БССР, Эстонской, Литовской, Туркменской ССР, ниже среднесоюзного уровня обеспеченность офтальмологическими койками для детей в Казахской, Молдавской, Армянской ССР.
НИИ глазных болезней им.Гельмгольца, являющийся Всесоюзным центром восстановительного лечения детей с расстройствами зрения, имеет всего 35 детских коек.
Органы здравоохранения недостаточно уделяют внимания укреплению амбулаторно-поликлинической помощи детям с глазной патологией: в ряде территорий РСФСР, Узбекской, Молдавской, Азербайджанской, Эстонской, Литовской ССР в глазных кабинетах детских поликлиник штатные должности врачей-офтальмологов укомплектованы не полностью или заняты совместителями, уровень подготовки которых по вопросам детской офтальмологии не всегда соответствует предъявляемым требованиям.
В ряде детских глазных отделений больниц и в глазных кабинетах детских поликлиник медленно еще внедряются современные методы ранней диагностики глазных заболеваний и зрительных расстройств у детей, страдает качество экстренной помощи детям при травмах глаз, недостаточно применяются физиотерапевтические методы лечения.
Диспансеризация детей с глазной патологией нередко сводится к взятию их на учет без проведения последующего лечения. Особенно неудовлетворительно в ряде мест решаются вопросы профилактики близорукости, косоглазия, хирургии врожденной патологии органа зрения (Коми АССР, Якутская АССР, Азербайджанская, Эстонская, Армянская ССР).
В ряде территорий органы здравоохранения еще недостаточно уделяют внимания контролю за организацией режима дня, учебных занятий в школе и в детских дошкольных учреждениях; недостаточно предъявляют требований к органам народного образования по созданию в школах и дошкольных учреждениях достаточной искусственной освещенности.
Неудовлетворительно решаются вопросы организации медицинской помощи и комплектования школ для слепых и слабовидящих детей.
Министерства здравоохранения Узбекской, Азербайджанской, Литовской, Эстонской, Киргизской, Туркменской республик не проявляют должной настойчивости в постановке вопроса перед Министерством просвещения об организации школ-интернатов и дошкольных учреждений для детей с расстройствами зрения.
Особенно недостаточно организована специализированная помощь детям с расстройствами зрения в сельской местности.
Большинство детских глазных отделений, глазных кабинетов детских поликлиник плохо оснащены диагностическим, лечебным оборудованием, особенно для лечения косоглазия, недостаточно хирургического инструментария, аппаратуры.
Существуют еще трудности в обеспечении детей средствами оптической коррекции зрения. Заявки на оптические стекла во многих республиках удовлетворяются не полностью. Сроки изготовления очков детям в ряде случаев затягиваются до 2 - 3 месяцев, особенно это относится к астигматическим очкам. Мал ассортимент удобных красивых детских очковых оправ.
Научно-исследовательские институты глазных болезней, НИИ педиатрии, кафедры глазных болезней медицинских институтов недостаточно углубленно изучают врожденные и наследственные заболевания органа зрения, мало уделяют внимания возрастным особенностям, клинике и лечению детской глазной патологии, а также разработке эффективных организационных форм профилактики зрительных расстройств, повреждений органа зрения, методам восстановительного лечения слабовидящих и слепых детей.
Имеются недостатки в работе по подготовке и повышению квалификации врачей-офтальмологов. Недостаточно проводится подготовка врачей по детской офтальмологии в институтах усовершенствования врачей, а также в медицинских и научно-исследовательских институтах через аспирантуру и клиническую ординатуру.
В целях дальнейшего улучшения офтальмологической помощи детям приказываю:
I. Министрам здравоохранения союзных республик:
- до 1 апреля 1975 года проверить состояние помощи детям с расстройствами зрения и заболеваниями глаз, итоги обсудить на коллегии. Разработать план мероприятий по улучшению охраны зрения детей, имея в виду решение следующих задач:
1. Организовать детские офтальмологические отделения не менее чем на 40 коек в составе вновь строящихся детских многопрофильных республиканских, краевых, областных (городских) больниц, научно-исследовательских институтов глазных болезней, специализированных глазных больниц.
2. Обеспечить в течение 1974 - 1975 гг. концентрацию детских офтальмологических коек в самостоятельные детские глазные отделения не менее чем на 40 коек в составе детских многопрофильных республиканских, краевых, областных (городских) больниц, научно-исследовательских институтов глазных болезней, специализированных глазных больниц.
3. Создать в течение 1975 года республиканские, межреспубликанские, межобластные центры детской офтальмологии и обеспечить их работу в соответствии с положением.
4. В течение 1975-76 гг. укомплектовать штатные должности врачей-офтальмологов в первую очередь в детских республиканских, краевых, областных, городских больницах (отделениях), поликлиниках (отделениях) при полной укомплектованности должностей врачей участковых педиатров.
5. Обеспечить систематическое повышение квалификации врачей-офтальмологов, оказывающих соответствующую медицинскую помощь детскому населению, в соответствии с перспективным планом усовершенствования и специализации указанных специалистов.
6. Ежегодно представлять в Главное управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР сводные заявки по республике на специализацию и усовершенствование врачей по детской офтальмологии на базе институтов усовершенствования врачей с учетом потребности в этой подготовке.
7. Разработать перспективный план подготовки врачей-офтальмологов детских лечебно-профилактических учреждений и подразделений на 1976 - 1980 годы в целях удовлетворения полной потребности в них и обеспечить их подготовку.
8. Повысить качество медицинской помощи детям с расстройствами зрения и патологией глаз в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях, для чего:
- обеспечить в детских глазных отделениях республиканских, краевых, областных (городских) больниц условия для осуществления глазных операций у детей по показаниям, предусмотрев кондиционирование воздуха в операционных, систематический бактериологический контроль за стерильностью воздуха, инструментов, медикаментов, перевязочного материала, одежды, рук хирурга и др., а также смену одежды хирургов и персонала;
- создавать в составе детских поликлиник глазные кабинеты и кабинеты охраны зрения детей, определив работу последних в соответствии с положением (приложение N 1);
- усилить работу по профилактике, раннему выявлению расстройств зрения и заболеваний глаз у детей, широко привлекая к этой работе педагогов, актив Красного Креста и др.; повысить эффективность диспансеризации детей с патологией глаз, ответственность врачей-педиатров школ по вопросам профессиональной ориентации учащихся, страдающих расстройствами зрения.
9. В целях улучшения работы по профилактике травм глаз у детей и лечебной помощи детям с повреждениями глаз:
- сосредоточить оказание неотложной помощи детям с травмами глаз в глазных отделениях стационаров;
- ввести в состав межведомственных комиссий по предупреждению и снижению детского травматизма врача-офтальмолога для организации и планирования мероприятий по профилактике глазного травматизма среди детей;
- обеспечить проведение месячников по профилактике травм глаз у детей.
10. Считать целесообразным для обеспечения этапности в лечении детей с расстройствами зрения и заболеваниями глаз:
- создание санаторных отделений для детей с патологией органа зрения;
- организацию в летний период стационаров для лечения детей с косоглазием, особенно из сельской местности, на базе школ-интернатов (по договоренности с органами народного образования) с укомплектованием их штатами на период функционирования по нормативам, утвержденным для глазных отделений в составе детских больниц в соответствии с приказом Министра здравоохранения СССР от 26 декабря 1955 года N 282-М - приложение N 1;
11. Подготовить не позднее 1 кв. 1975 года совместно с органами народного образования предложения о расширении сети специализированных дошкольных учреждений для детей с расстройствами зрения и школ-интернатов для слабовидящих детей с целью удовлетворения полной потребности в них.
12. Предусмотреть, начиная с 1975 года, полное и внеочередное обеспечение детей с расстройствами зрения всеми видами оптической коррекции и глазного протезирования.
13. Обязать главных детских офтальмологов министерств здравоохранения союзных (автономных) республик, обл. (гор.) крайздравотделов, заведующих детскими глазными отделениями, заведующих оргметодотделами республиканских, областных, краевых больниц:
- усилить организационно-методическое руководство и повысить качество лечебной и консультативной помощи детям с заболеваниями глаз, особенно в сельских районах;
- в течение 1974 - 1975 годов провести анализ причин расстройств зрения у школьников, разработать мероприятия по их предупреждению и лечению.
14. Обязать директоров профильных научно-исследовательских институтов, ректоров медицинских институтов:
- расширить и углубить исследования по актуальным вопросам детской офтальмологии;
- обеспечить подготовку медицинских сестер по ортоптическому лечению;
- оказывать помощь практическому здравоохранению в подготовке кадров, организационно-методической и лечебно-консультативной работе.
15. Обязать главных врачей республиканских, областных, краевых, городских, районных домов санитарного просвещения усилить санитарно-просветительную работу по охране зрения детей, уделив особое внимание использованию в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино).
16. В течение 1974 г. определить потребность в следующей офтальмологической аппаратуре: большие безрефлексные офтальмоскопы, синоптофоры, щелевые лампы, операционные микроскопы, ручные электрические офтальмоскопы, наборы микрохирургического инструментария, хирургические иглы, шовный материал и др. и к 1 января 1975 года представить данные в Министерство здравоохранения СССР;
- принять меры к наиболее полному удовлетворению потребности из выделенных фондов детских глазных отделений, глазных кабинетов детских поликлиник, кабинетов охраны зрения детей, специализированных дошкольных учреждений и школ-интернатов в офтальмологической аппаратуре для диагностики и восстановительного лечения органа зрения у детей.
17. При организации и проведении мероприятий по улучшению медицинской помощи детям с патологией глаз и расстройствами зрения использовать опыт г.Москвы и г.Красноярска по организации мероприятий по охране зрения у детей с активным участием советских и партийных органов.
II. Главным государственным санитарным врачам союзных республик:
- усилить работу по проведению совместно с органами народного образования мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния и содержания детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ; обратить особое внимание на улучшение искусственной освещенности, обеспеченность мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей, соблюдение учебно-воспитательного режима;
- повысить требовательность к главным государственным санитарным врачам автономных республик, краев, областей, округов, городов и районов по обеспечению ими своевременного и качественного санитарного надзора за строительством и эксплуатацией детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.
III. Министру здравоохранения РСФСР Трофимову В.В., директору Московского научно-исследовательского института глазных болезней им.Гельмгольца Трутневой К.В.:
- изыскать возможность расширения детского отделения института до 60 коек;
- с целью активной разработки научных исследований по проблеме врожденной патологии усилить отдел по изучению заболеваний глаз у детей группой по изучению врожденной патологии органа зрения у детей.
IV. Научно-исследовательскому институту гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (т.Сердюковская Г.Н.) в течение 1974 - 1975 гг. разработать гигиенические рекомендации:
- по организации светового режима в групповых помещениях детских садов и учебных помещениях общеобразовательных школ;
- по организации режима обучения в школах для слепых детей.
V. Главному управлению лечебно-профилактической помощи детям и матерям (тов. Никитина М.Н.), Научно-исследовательскому институту глазных болезней им.Гельмгольца (тов. Трутнева К.В.) разработать в 1974 г. положение о республиканском, межреспубликанском, межобластном детском офтальмологическом центре.
VI. Всесоюзному научно-методическому центру восстановительного лечения детей с заболеваниями органа зрения (тов. Аветисов Э.С.):
1. Представить в Министерство здравоохранения СССР в 3-х месячный срок предложения по организации выборочного изучения в течение 1974-1976 гг. распространенности близорукости, врожденной патологии и других расстройств зрения и заболеваний глаз у детей.
2. Разработать в течение 1974 г. комплексный план научных исследований по актуальным проблемам детской офтальмологии, обратив особое внимание на дальнейшую разработку эффективных организационных форм профилактики зрительных расстройств, повреждений органа зрения, изучения патогенеза, методов профилактики и лечения близорукости, врожденной патологии, опухолей, воспалений и дистрофий глаз и др.
3. Разработать в течение 1975 года:
- табель оснащения специализированных детских дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения, школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей;
- методические рекомендации по профессиональной ориентации школьников с дефектами зрения;
- программу специализации и усовершенствования медицинских сестер по ортоптическому лечению детей.
4. В течение 1975 г. определить перечень необходимой офтальмологической аппаратуры, инструментария, наркозных аппаратов для детских глазных отделений.
VII. Главному внештатному детскому офтальмологу Министерства здравоохранения СССР профессору Хватовой А.В.:
- разработать в течение 1974 г. показания и противопоказания к оперативному вмешательству при катаракте, глаукоме и других заболеваниях глаз у детей; определить учреждения в разрезе союзных республик, в которых могут быть проведены указанные оперативные вмешательства детям.
VIII. Главному управлению учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (тов. Исаков Ю.Ф.):
1. Организовать в течение 1975-76 гг. кафедру глазных болезней на педиатрическом факультете в Харьковском медицинском институте и рассмотреть вопрос о возможности организации дополнительно еще 2 - 3 кафедр глазных болезней в медицинских институтах союзного подчинения, имеющих педиатрические факультеты.
2. Рассмотреть вопрос об организации в 1975-76 гг. кафедры детской офтальмологии в Центральном ордена Ленина институте усовершенствования врачей.
3. Организовать, начиная с 1975 года, циклы специализации и усовершенствования врачей по детской офтальмологии в Центральном ордена Ленина институте усовершенствования врачей, Новокузнецком, Киевском, Белорусском институтах усовершенствования врачей в соответствии с заявками Министерств здравоохранения союзных республик.
IX. Управлению по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники Минздрава СССР (тов. Бабаян Э.А.):
- обеспечить в течение 1975 года размещение заказа на производство следующей офтальмологической аппаратуры: локализатора бинокулярного глубинного зрения ЛБЗ-1, офтальмонографа пневматического ОФТП-1, периметра локализатора по Водовозову.
X. Институту токсикологии Минздрава СССР (тов. Голиков С.Н.) ускорить представление в установленном порядке проекта временной фармакопейной статьи на циклоборин в Управление по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники Минздрава СССР.
XI. Всесоюзному объединению "Союзмедтехника" (тов. Рябченков М.И.):
- принять меры к максимальному удовлетворению заявок союзных республик на офтальмологическую аппаратуру, необходимую для диагностики и восстановительного лечения органа зрения у детей (синоптофоры, большие безрефлексные офтальмоскопы с приспособлением для лечения амблиопии и др.);
- наладить организацию ремонта аппаратуры для диагностики зрительных нарушений и восстановительного лечения в медицинских учреждениях.
XII. Просить Министерство медицинской промышленности СССР (тов. Гусенков П.В.):
- увеличить производство и расширить ассортимент детских очковых оправ, отвечающих современным техническим и эстетическим требованиям, обеспечивая в полной мере заявки В/О "Союзмедтехника";
- принять необходимые меры к максимальному удовлетворению заявок В/О "Союзмедтехника" на линзы, особенно малых рефракций от +-0,25 до +-3,5.
XIII. Центральному научно-исследовательскому институту санитарного просвещения (тов. Лоранский Д.Н.):
- разработать и издать в 1975 году на основании научных исследований методические рекомендации для медицинских работников и педагогов по организации санитарно-просветительной работы среди школьников по профилактике глазного травматизма;
- разработать и обеспечить издание в 1975-76 гг. совместно с Московским научно-исследовательским институтом глазных болезней им.Гельмгольца санитарных бюллетеней, выставок, плакатов и других популярных материалов по вопросам охраны зрения у детей.
XIV. Утвердить:
1. Положение о кабинете охраны зрения детей (приложение N 1).
2. Примерный перечень инструментальных и лабораторных исследований для диагностики основных форм заболеваний глаз у детей (приложение N 2).
3. Рекомендуемый перечень амбулаторных хирургических вмешательств (приложение N 3).
XV. Министрам здравоохранения союзных республик ежегодно к 1 июня представлять в Министерство здравоохранения СССР отчет о ходе выполнения настоящего приказа.
XVI. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям Министерства здравоохранения СССР тов. Никитину М.Н.
XVII. Считать утратившими силу:
1. Служебное письмо "О состоянии и мероприятиях по дальнейшему улучшению офтальмологической помощи детям" N 06-14/8 от 24.V.1968 г.
2. Положение о кабинете охраны зрения детей от 22.VII 1969 года.
Министр здравоохранения СССР |
Б.В.Петровский |
Начальник Главного управления |
М.Н.Никитина |
-------------------------------------------------------------------------
* При невозможности обследования в указанном объеме из-за неполного оснащения глазного кабинета поликлиники рекомендуется при близорукости и других оптических недостатках глаза и косоглазии проводить обследование в кабинете охраны зрения детей.
** Углубленное обследование детей до 5 лет с катарактами, глаукомой и другими заболеваниями органа зрения рекомендуется проводить в стационаре в состоянии углубленного физиологического сна ребенка.
Начальник Главного управления |
М.Никитина |
Главный детский офтальмолог |
А.Хватова |
Начальник Главного управления |
М.Никитина |
Главный детский офтальмолог |
А.Хватова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава СССР от 14 июня 1974 г. N 555 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению офтальмологической помощи детям"
Текст приказа официально опубликован не был
Постановлением Правительства России от 16 ноября 2020 г. N 1850 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 2 декабря 2020 г.