Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за мероприятиями по снижению шума при размещении взлетно-посадочных площадок малой авиации сельскохозяйственного назначения вблизи населенных пунктов (утв. Госкомсанэпиднадзором СССР 22 марта 1983 г. N 2683-83)

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие методические указания являются руководством для осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора за шумовым режимом на территории жилой застройки при эксплуатации самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения.

1.2. Методические указания предназначены для учреждений санитарно-эпидемиологической службы, учреждений и организаций, занимающихся вопросами проектирования и размещения взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения (предприятия гражданской авиации, выполняющие агрохимические работы), а также разработки мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия шума и возможного загрязнения окружающей среды населенных пунктов пестицидами (ядохимикатами) при эксплуатации подобных объектов.

1.3. В методических указаниях представлены санитарно-гигиенические требования к установлению допустимых уровней авиационного шума, создаваемого на местности самолетами малой авиации, к размещению взлетно-посадочных площадок авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным пунктам, к организации воздушных операций по условиям создаваемого шума на территории жилой застройки, методика измерения и расчета ожидаемых уровней авиационного шума.

2. Оценка и нормирование авиационного шума

 

2.1. По характеру изменения уровней звука во время воздушных и наземных операций авиационный шум является непостоянным, прерывистым.

2.2. Нормируемыми параметрами авиационного шума, создаваемого на территории жилой застройки при взлете, посадке и пролете самолетов и вертолетов любого типа согласно ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" являются эквивалентный уровень звука LAэкв. в дБ А и максимальный (пиковый уровень звука LА в дБ А при каждом пролете, оба параметра соответственно для дневного - с 7.00 до 23.00 ч. и ночного времени - с 23.00 до 7.00 ч.

2.3. С учетом акустических характеристик самолетов легкой весовой категории и специфических условий их эксплуатации на ВПП сельскохозяйственного назначения, допустимые значения уровней звука на территории жилой застройки сельских населенных пунктов не должны превышать:

 

Время суток LAэкв., дБ А LА, дБ А
День (7.00-23.00)
Ночь (23.00- 7.00)
55
45
75
65

2.4. Оценка измеренных максимальных (пиковых) уровней звука LA в дБ А проводится путем сопоставления наибольшего значения LA, зарегистрированного в любой точке на территории жилой застройки при отдельных воздушных операциях (взлет, посадка, пролет), с величиной допустимого максимального уровня звука в соответствующий период суток.

2.5. Эквивалентный уровень звука в дБ А, зарегистрированный на территории жилой застройки или полученный расчетным методом за время измерения, сравнивается с величиной допустимого эквивалентного уровня звука в соответствующий период суток и зависит от величины максимальных уровней звука при пролете самолетов и суммарной интенсивности их полетов за период измерения.

3. Измерение авиационного шума и расчет эквивалентного уровня звука

 

3.1. Для измерения уровней звука, создаваемых на территории жилой застройки при пролете самолетов применяют измерительные системы, включающие шумомер 1-го класса, отвечающий требованиям ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования" и СТ СЭВ 1351-78 "Шумомеры".

3.2. Измерительная система должна иметь действующее свидетельство о государственной или ведомственной поверке.

3.3. Измерения уровней звука шумомером производят с использованием временной характеристики "медленно" по методике, характерной для всех типов самолетов и изложенной в ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения".

3.4. При измерениях уровней звука микрофон следует устанавливать на открытой площадке на высоте 1,2 м над уровнем поверхности Земли. Главная ось микрофона направляется вертикально вверх.

3.5. С целью уменьшения погрешностей нецелесообразно проводить измерения авиационного шума в точках с высоким уровнем шумового фона, создаваемого наземным или водным транспортом, производственными площадками, детскими играми и т.п.

3.6. При каждом пролете самолета регистрируют максимальный уровень звука по шкале А, который определяют по максимальному отклонению стрелки шумомера.

3.7. Измерения следует проводить в дневной и ночной период суток в часы наиболее интенсивной эксплуатации самолетов. Продолжительность измерения шума - не менее 2 ч.

3.8. Точки измерения шума располагаются: вблизи основного источника шума - ВПП (против ее середины, взлетного и посадочного торцов), на границе существующей жилой застройки, в глубине жилой застройки в 2 м от жилых зданий и у защищаемых объектов (детские дошкольные учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения).

3.9. Эквивалентный уровень звука (LAэкв.) на местности может определяться:

1) методом измерения эквивалентных уровней звука в ДБ А за время не менее 2 ч в дневной и ночной (ранние утренние часы) периоды суток с помощью шумоинтегратора ШИН-1 Ленинградского ВНИКИ МЛТ (СССР); интегрирующего шумомера, тип 00026, фирмы RFT (ГДР); измерительного тракта, состоящего из микрофона и анализатора уровней звука, тип 4426, фирмы "Брюль и Къер" (Дания); интегрирующего прецизионного измерителя уровня шума, тип 7178, фирмы "Вяртсиля" (Финляндия).

2) расчетным методом на основе измерения максимальных (пиковых) уровней звука в дБ А шумомером любого типа при каждой воздушной операции самолета за время не менее 2 ч. Эквивалентный уровень звука LAэкв. точке измерения вычисляется по формуле согласно ГОСТ 22283-76:

 

                          1    N
            LAэкв.= 10lg(--- сумма tn х 10(0,1 LAn)) дБ А,
                          Т   n=1

 

где LAn- максимальный уровень звука при каждом пролете самолета (вертолета) в дБ А;

tn- эффективное время воздействия шума при каждом пролете самолета вертолета), с;

Т - период наблюдения (общая продолжительность времени измерений) с, равный не менее 7200 с для дневного (с 7.00 до 23.00 ч) и ночного времени (с 23.00 до 7.00 ч);

n - номер пролета;

N - общее число пролетов в период наблюдения;

Примечание: эффективное время воздействия шума при пролете самолета определяется приближенно по секундомеру в момент пролета самолета непосредственно над микрофоном - при измерениях под трассой пролетов; во всех других случаях измерения (боковое расположение точки измерения по отношению к оси пролета самолетов и т.д.) - по специальной формуле согласно ГОСТ 22283-76.

Если эффективное время воздействия шума не измерялось и известны только максимальные уровни звука в дБ А при каждом пролете самолета за период наблюдения, то эквивалентный уровень звука приближенно может быть вычислен следующим образом:

по максимальному уровню звука LAn для каждого пролета и по типу самолета по таблице 3.1 определяют параметр формулы tn х 10(0,1 LAn);

суммируют (сумма) полученные значения tn х 10(0,1 LAn); от всех самолетов за время измерения;

     по номограмме на рис.1 определяют значение L Aэкв. в  зависимости от

 

           N
суммы    сумма tn х 10(0,1 LAn)   за   время   измерения  при  наибольшей
          n=1
интенсивности полетов.

 

Таблица 3.1.

 

3начения параметра tn х 10(0,1 LAn) для расчета ориентировочного
(ожидаемого) эквивалентного уровня звука в дБ А

 

Максимальный уровень звука
для каждого пролета LAn, дБ А
Параметр tn х 10(0,1 LAn)
Винтовые самолеты, вертолеты
60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90
0,024х10(9)
9
0,029х10(9)
9
0,033х10(9)

0,039х10(9)

0,045х10(9)

0,054х10(9)

0,063х10(9)

0,073х10(9)

0,086х10(9)

0,103х10(9)

0,12х10(9)

0,14х10(9)

0,17х10(9)

0,20х10(9)

0,24х10(9)

0,27х10(9)

0,32х10(9)

0,37х10(9)

0,44х10(9)

0,51х10(9)

0,60х10(9)

0,71х10(9)

0,83х10(9)

0,98х10(9)

1,15х10(9)

1,35х10(9)

1,58х10(9)

1,86х10(9)

2,18х10(9)

2,57х10(9)

3,02х10(9)

 

3) Расчет ожидаемого эквивалентного уровня звука в дБ А производится для вновь проектируемых ВПП сельскохозяйственного назначения вблизи жилой застройки и мест отдыха. Расчеты выполняются на основе ориентировочных уровней звука, создаваемых на местности применяемыми типами самолетов (вертолетов) - приложение 1 - и представленных в проекте исходных данных об интенсивности их полетов (количество взлетно-посадочных операций в дневное и ночное время) с использованием номограммы на рис.1.

3.10. Измерения авиационного шума проводятся:

для определения в конкретных условиях размера санитарно-защитной зоны между источником шума (ВПП) и границей существующей жилой застройки;

для разработки и оценки эффективности мероприятий по снижению авиационного шума на жилой территории;

при отводе земельных участков в строительстве новых жилых домов, больниц, школ, детских учреждений, домов и баз отдыха, пионерских лагерей вблизи существующей ВПП;

при выборочном санитарном контроле шумового режима на территории жилой застройки.

3.11. Результаты измерений уровней авиационного шума следует представить в виде протокола измерений (форма протокола дана и приложении 3) с указанием типа самолета (вертолета), времени измерения и общего количества пролетов.

 

Рис.1. Номограмма для определения LA экв.

 

/--------------------------------------------------\
|                                |LA экв,   дБа    |
| Сумма tn х 10(0,1 LAn) х 10(-9)|-----------------|
|                                | день    | ночь  |
\--------------------------------+---------+-------/
                           500,0-|         |
                                 | 70      |
                                -|         |
                                 |         |
                           300,0-|         |
                                 |         |-70
                                 |         |
                                 |         |
                           200,0-|         |
                                 |-65      |
                                 |         |
                                 |         |
                           100,0-|         |
                                 |         |-65
                            80,0-|         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |-60      |
                            50,0-|         |
                            40,0-+         |
                            30,0-|         |
                                 |         |-60
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                            20,0-|         |
                                 |-55      |
                                 |         |
                                 |         |
                            10,0-|         |
                                 |         |-55
                                -|         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |-50      |
                             5,0-|         |
                             4,0-+         |
                             3,0-+         |
                                 |         |-50
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                             2,0-|         |
                                 |-45      |
                                 |         |
                                 |         |
                             1,0-|         |
                                 |         |-45
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                             0,6-|         |
                                 |-40      |
                             0,5-|         |
                             0,4-|         |
                             0,3-|         |
                                 |         |-40
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                             0,2-|         |
                                 |-35      |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |
                                 |         |-35
                             0,1-/

4. Основные требования к расположению ВПП малой авиации сельскохозяйственного назначения и организации воздушных операций

 

4.1. Взлетно-посадочные площадки малой авиации сельскохозяйственного назначения необходимо располагать на местности с учетом ситуационных условий и длительности их эксплуатации, а также факторов, оказывающих влияние на акустический режим и состояние окружающей среды населенных пунктов (сезонность применения, планировочные особенности сельских населенных пунктов, природные и метеофакторы - рельеф, лесные массивы, водоемы, роза ветров и т.д.).

4.2. Важнейшие мероприятия по оздоровлению окружающей среды вблизи ВПП сельскохозяйственного назначения является установление санитарно-защитных зон следующих размеров:

при местонахождении населенного пункта или объектов, к которым предъявляются повышенные нормативные требования по шуму, по курсу взлетов самолетов расстояние между торцом ВПП и границей их территории должно составлять не менее 2 км;

при боковом удалении от оси ВПП населенных пунктов и защищаемых объектов зона разрыва должна быть не менее 1,5 км.

4.3. Воздушные операции должны проводиться за пределами жилой зоны. Наиболее благоприятным условием, с гигиенической точки зрения, следует считать организацию направления взлетов самолетов параллельно жилой застройке и защищаемым объектам. Это позволит исключить их перелет через населенные пункты и зоны отдыха, выполнение разворотов над ними и, следовательно, уменьшит зашумленность местности, а также возможность загрязнения атмосферного воздуха пестицидами через неплотности в загрузочных люках, о поверхности самолетов и т.д.

4.4. Большое значение имеет правильная организация санитарно-защитных зон, предусматривающая создание защитных полос озеленения. Снижение уровня звука в дБ полосами зеленых насаждений следует принимать по СНиП П-12-77, ч.11, гл.12 "Защита от шума", таблица 4.1.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте документа допущена опечатка и имеется в виду таблица 36 СНиП II-12-77 "Защита от шума", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 14 июня 1977 г. N 72

4.5. Указанные величины санитарно-защитных зон согласуются с мероприятиями по защите селитебной территории от вредного влияния пестицидов согласно "Санитарным правилам по хранению транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве" и другим ведомственным инструктивно-методическим материалам (приложение 4).

 

Таблица 4.1.

 

Снижение уровня звука дельта Азел. в дБ А полосами зеленых насаждений

 


Полоса зеленых насаждений

Ширина полосы в м
Снижение уровня
звука дельта LАзел.
в дБ А
1. Однорядная при шахматной
посадке деревьев внутри по-
лосы
2. То же
3. Двухрядная при расстоя-
ниях между рядами 3-5 м;
ряды аналогичны однорядной
посадке
4. Двух- или трехрядная при
расстояниях между рядами 3
м; ряды аналогичны одноряд-
ной посадке
Примечание: Эффективност
соте деревьев не менее 5-8
10-15


16-20
21-25



26-30



снижения уровня звука
.
4-5


5-8
8-10



10-12



определяется при вы-

4.6. Эксплуатация существующих ВПП сельскохозяйственной авиации может представлять определенную опасность для здоровья взрослого и детского населения в населенных пунктах, попадающих в зону воздействия авиации. В связи с этим, органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы, несмотря на относительную кратковременность и сезонность авиационно-химических работ, необходимо принять меры по предотвращению или значительному снижению отрицательного воздействия шума и ядохимикатов, что позволит в дальнейшем обеспечить надлежащие санитарные условия проживания, труда и отдыха населения, т.е. повысить действенность предупредительного и текущего санитарного надзора.

К таким мерам относятся: повышение требовательности к выбору мест и отводу земельных участков для размещения ВПП малой авиации сельскохозяйственного назначения, нового жилого строительства, зон и баз отдыха, пионерских лагерей и т.д., установлению необходимого размера санитарно-защитной зоны, созданию шумозащитных полос озеленения и проведению организационно-административных мероприятий по снижению распространения на жилую территорию вредных факторов, связанных с их эксплуатацией, а также по ограничению зон пролетов самолетов и вертолетов вблизи населенных пунктов.

За соблюдением допустимых уровней звука на территории жилой застройки, за условиями хранения и концентрацией ядохимикатов вблизи складских территорий, распространением их на местности должен осуществляться регулярный санитарный надзор органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Заместитель Главного
государственного санитарного
врача СССР

А.И.Заиченко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

 

Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за мероприятиями по снижению шума при размещении взлетно-посадочных площадок малой авиации сельскохозяйственного назначения вблизи населенных пунктов (утв. Госкомсанэпиднадзором СССР 22 марта 1983 г. N 2683-83)

 

Текст Методических указаний официально опубликован не был