1. Общие положения
1.1. Настоящие методические указания являются руководством для осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора за шумовым режимом на территории жилой застройки при эксплуатации самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения.
1.2. Методические указания предназначены для учреждений санитарно-эпидемиологической службы, учреждений и организаций, занимающихся вопросами проектирования и размещения взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения (предприятия гражданской авиации, выполняющие агрохимические работы), а также разработки мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия шума и возможного загрязнения окружающей среды населенных пунктов пестицидами (ядохимикатами) при эксплуатации подобных объектов.
1.3. В методических указаниях представлены санитарно-гигиенические требования к установлению допустимых уровней авиационного шума, создаваемого на местности самолетами малой авиации, к размещению взлетно-посадочных площадок авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным пунктам, к организации воздушных операций по условиям создаваемого шума на территории жилой застройки, методика измерения и расчета ожидаемых уровней авиационного шума.
2. Оценка и нормирование авиационного шума
2.1. По характеру изменения уровней звука во время воздушных и наземных операций авиационный шум является непостоянным, прерывистым.
2.2. Нормируемыми параметрами авиационного шума, создаваемого на территории жилой застройки при взлете, посадке и пролете самолетов и вертолетов любого типа согласно ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" являются эквивалентный уровень звука LAэкв. в дБ А и максимальный (пиковый уровень звука LА в дБ А при каждом пролете, оба параметра соответственно для дневного - с 7.00 до 23.00 ч. и ночного времени - с 23.00 до 7.00 ч.
2.3. С учетом акустических характеристик самолетов легкой весовой категории и специфических условий их эксплуатации на ВПП сельскохозяйственного назначения, допустимые значения уровней звука на территории жилой застройки сельских населенных пунктов не должны превышать:
Время суток | LAэкв., дБ А | LА, дБ А |
День (7.00-23.00) Ночь (23.00- 7.00) |
55 45 |
75 65 |
2.4. Оценка измеренных максимальных (пиковых) уровней звука LA в дБ А проводится путем сопоставления наибольшего значения LA, зарегистрированного в любой точке на территории жилой застройки при отдельных воздушных операциях (взлет, посадка, пролет), с величиной допустимого максимального уровня звука в соответствующий период суток.
2.5. Эквивалентный уровень звука в дБ А, зарегистрированный на территории жилой застройки или полученный расчетным методом за время измерения, сравнивается с величиной допустимого эквивалентного уровня звука в соответствующий период суток и зависит от величины максимальных уровней звука при пролете самолетов и суммарной интенсивности их полетов за период измерения.
3. Измерение авиационного шума и расчет эквивалентного уровня звука
3.1. Для измерения уровней звука, создаваемых на территории жилой застройки при пролете самолетов применяют измерительные системы, включающие шумомер 1-го класса, отвечающий требованиям ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования" и СТ СЭВ 1351-78 "Шумомеры".
3.2. Измерительная система должна иметь действующее свидетельство о государственной или ведомственной поверке.
3.3. Измерения уровней звука шумомером производят с использованием временной характеристики "медленно" по методике, характерной для всех типов самолетов и изложенной в ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения".
3.4. При измерениях уровней звука микрофон следует устанавливать на открытой площадке на высоте 1,2 м над уровнем поверхности Земли. Главная ось микрофона направляется вертикально вверх.
3.5. С целью уменьшения погрешностей нецелесообразно проводить измерения авиационного шума в точках с высоким уровнем шумового фона, создаваемого наземным или водным транспортом, производственными площадками, детскими играми и т.п.
3.6. При каждом пролете самолета регистрируют максимальный уровень звука по шкале А, который определяют по максимальному отклонению стрелки шумомера.
3.7. Измерения следует проводить в дневной и ночной период суток в часы наиболее интенсивной эксплуатации самолетов. Продолжительность измерения шума - не менее 2 ч.
3.8. Точки измерения шума располагаются: вблизи основного источника шума - ВПП (против ее середины, взлетного и посадочного торцов), на границе существующей жилой застройки, в глубине жилой застройки в 2 м от жилых зданий и у защищаемых объектов (детские дошкольные учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения).
3.9. Эквивалентный уровень звука (LAэкв.) на местности может определяться:
1) методом измерения эквивалентных уровней звука в ДБ А за время не менее 2 ч в дневной и ночной (ранние утренние часы) периоды суток с помощью шумоинтегратора ШИН-1 Ленинградского ВНИКИ МЛТ (СССР); интегрирующего шумомера, тип 00026, фирмы RFT (ГДР); измерительного тракта, состоящего из микрофона и анализатора уровней звука, тип 4426, фирмы "Брюль и Къер" (Дания); интегрирующего прецизионного измерителя уровня шума, тип 7178, фирмы "Вяртсиля" (Финляндия).
2) расчетным методом на основе измерения максимальных (пиковых) уровней звука в дБ А шумомером любого типа при каждой воздушной операции самолета за время не менее 2 ч. Эквивалентный уровень звука LAэкв. точке измерения вычисляется по формуле согласно ГОСТ 22283-76:
1 N
LAэкв.= 10lg(--- сумма tn х 10(0,1 LAn)) дБ А,
Т n=1
где LAn- максимальный уровень звука при каждом пролете самолета (вертолета) в дБ А;
tn- эффективное время воздействия шума при каждом пролете самолета вертолета), с;
Т - период наблюдения (общая продолжительность времени измерений) с, равный не менее 7200 с для дневного (с 7.00 до 23.00 ч) и ночного времени (с 23.00 до 7.00 ч);
n - номер пролета;
N - общее число пролетов в период наблюдения;
Примечание: эффективное время воздействия шума при пролете самолета определяется приближенно по секундомеру в момент пролета самолета непосредственно над микрофоном - при измерениях под трассой пролетов; во всех других случаях измерения (боковое расположение точки измерения по отношению к оси пролета самолетов и т.д.) - по специальной формуле согласно ГОСТ 22283-76.
Если эффективное время воздействия шума не измерялось и известны только максимальные уровни звука в дБ А при каждом пролете самолета за период наблюдения, то эквивалентный уровень звука приближенно может быть вычислен следующим образом:
по максимальному уровню звука LAn для каждого пролета и по типу самолета по таблице 3.1 определяют параметр формулы tn х 10(0,1 LAn);
суммируют (сумма) полученные значения tn х 10(0,1 LAn); от всех самолетов за время измерения;
по номограмме на рис.1 определяют значение L Aэкв. в зависимости от
N
суммы сумма tn х 10(0,1 LAn) за время измерения при наибольшей
n=1
интенсивности полетов.
Таблица 3.1.
3начения параметра tn х 10(0,1 LAn) для расчета ориентировочного
(ожидаемого) эквивалентного уровня звука в дБ А
Максимальный уровень звука для каждого пролета LAn, дБ А |
Параметр tn х 10(0,1 LAn) |
Винтовые самолеты, вертолеты | |
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 |
0,024х10(9) 9 0,029х10(9) 9 0,033х10(9) 0,039х10(9) 0,045х10(9) 0,054х10(9) 0,063х10(9) 0,073х10(9) 0,086х10(9) 0,103х10(9) 0,12х10(9) 0,14х10(9) 0,17х10(9) 0,20х10(9) 0,24х10(9) 0,27х10(9) 0,32х10(9) 0,37х10(9) 0,44х10(9) 0,51х10(9) 0,60х10(9) 0,71х10(9) 0,83х10(9) 0,98х10(9) 1,15х10(9) 1,35х10(9) 1,58х10(9) 1,86х10(9) 2,18х10(9) 2,57х10(9) 3,02х10(9) |
3) Расчет ожидаемого эквивалентного уровня звука в дБ А производится для вновь проектируемых ВПП сельскохозяйственного назначения вблизи жилой застройки и мест отдыха. Расчеты выполняются на основе ориентировочных уровней звука, создаваемых на местности применяемыми типами самолетов (вертолетов) - приложение 1 - и представленных в проекте исходных данных об интенсивности их полетов (количество взлетно-посадочных операций в дневное и ночное время) с использованием номограммы на рис.1.
3.10. Измерения авиационного шума проводятся:
для определения в конкретных условиях размера санитарно-защитной зоны между источником шума (ВПП) и границей существующей жилой застройки;
для разработки и оценки эффективности мероприятий по снижению авиационного шума на жилой территории;
при отводе земельных участков в строительстве новых жилых домов, больниц, школ, детских учреждений, домов и баз отдыха, пионерских лагерей вблизи существующей ВПП;
при выборочном санитарном контроле шумового режима на территории жилой застройки.
3.11. Результаты измерений уровней авиационного шума следует представить в виде протокола измерений (форма протокола дана и приложении 3) с указанием типа самолета (вертолета), времени измерения и общего количества пролетов.
Рис.1. Номограмма для определения LA экв.
/--------------------------------------------------\
| |LA экв, дБа |
| Сумма tn х 10(0,1 LAn) х 10(-9)|-----------------|
| | день | ночь |
\--------------------------------+---------+-------/
500,0-| |
| 70 |
-| |
| |
300,0-| |
| |-70
| |
| |
200,0-| |
|-65 |
| |
| |
100,0-| |
| |-65
80,0-| |
| |
| |
| |
| |
|-60 |
50,0-| |
40,0-+ |
30,0-| |
| |-60
| |
| |
| |
| |
20,0-| |
|-55 |
| |
| |
10,0-| |
| |-55
-| |
| |
| |
| |
| |
|-50 |
5,0-| |
4,0-+ |
3,0-+ |
| |-50
| |
| |
| |
| |
2,0-| |
|-45 |
| |
| |
1,0-| |
| |-45
| |
| |
| |
| |
0,6-| |
|-40 |
0,5-| |
0,4-| |
0,3-| |
| |-40
| |
| |
| |
| |
0,2-| |
|-35 |
| |
| |
| |
| |-35
0,1-/
4. Основные требования к расположению ВПП малой авиации сельскохозяйственного назначения и организации воздушных операций
4.1. Взлетно-посадочные площадки малой авиации сельскохозяйственного назначения необходимо располагать на местности с учетом ситуационных условий и длительности их эксплуатации, а также факторов, оказывающих влияние на акустический режим и состояние окружающей среды населенных пунктов (сезонность применения, планировочные особенности сельских населенных пунктов, природные и метеофакторы - рельеф, лесные массивы, водоемы, роза ветров и т.д.).
4.2. Важнейшие мероприятия по оздоровлению окружающей среды вблизи ВПП сельскохозяйственного назначения является установление санитарно-защитных зон следующих размеров:
при местонахождении населенного пункта или объектов, к которым предъявляются повышенные нормативные требования по шуму, по курсу взлетов самолетов расстояние между торцом ВПП и границей их территории должно составлять не менее 2 км;
при боковом удалении от оси ВПП населенных пунктов и защищаемых объектов зона разрыва должна быть не менее 1,5 км.
4.3. Воздушные операции должны проводиться за пределами жилой зоны. Наиболее благоприятным условием, с гигиенической точки зрения, следует считать организацию направления взлетов самолетов параллельно жилой застройке и защищаемым объектам. Это позволит исключить их перелет через населенные пункты и зоны отдыха, выполнение разворотов над ними и, следовательно, уменьшит зашумленность местности, а также возможность загрязнения атмосферного воздуха пестицидами через неплотности в загрузочных люках, о поверхности самолетов и т.д.
4.4. Большое значение имеет правильная организация санитарно-защитных зон, предусматривающая создание защитных полос озеленения. Снижение уровня звука в дБ полосами зеленых насаждений следует принимать по СНиП П-12-77, ч.11, гл.12 "Защита от шума", таблица 4.1.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка и имеется в виду таблица 36 СНиП II-12-77 "Защита от шума", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 14 июня 1977 г. N 72
4.5. Указанные величины санитарно-защитных зон согласуются с мероприятиями по защите селитебной территории от вредного влияния пестицидов согласно "Санитарным правилам по хранению транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве" и другим ведомственным инструктивно-методическим материалам (приложение 4).
Таблица 4.1.
Снижение уровня звука дельта Азел. в дБ А полосами зеленых насаждений
Полоса зеленых насаждений |
Ширина полосы в м |
Снижение уровня звука дельта LАзел. в дБ А |
1. Однорядная при шахматной посадке деревьев внутри по- лосы 2. То же 3. Двухрядная при расстоя- ниях между рядами 3-5 м; ряды аналогичны однорядной посадке 4. Двух- или трехрядная при расстояниях между рядами 3 м; ряды аналогичны одноряд- ной посадке Примечание: Эффективност соте деревьев не менее 5-8 |
10-15 16-20 21-25 26-30 снижения уровня звука . |
4-5 5-8 8-10 10-12 определяется при вы- |
4.6. Эксплуатация существующих ВПП сельскохозяйственной авиации может представлять определенную опасность для здоровья взрослого и детского населения в населенных пунктах, попадающих в зону воздействия авиации. В связи с этим, органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы, несмотря на относительную кратковременность и сезонность авиационно-химических работ, необходимо принять меры по предотвращению или значительному снижению отрицательного воздействия шума и ядохимикатов, что позволит в дальнейшем обеспечить надлежащие санитарные условия проживания, труда и отдыха населения, т.е. повысить действенность предупредительного и текущего санитарного надзора.
К таким мерам относятся: повышение требовательности к выбору мест и отводу земельных участков для размещения ВПП малой авиации сельскохозяйственного назначения, нового жилого строительства, зон и баз отдыха, пионерских лагерей и т.д., установлению необходимого размера санитарно-защитной зоны, созданию шумозащитных полос озеленения и проведению организационно-административных мероприятий по снижению распространения на жилую территорию вредных факторов, связанных с их эксплуатацией, а также по ограничению зон пролетов самолетов и вертолетов вблизи населенных пунктов.
За соблюдением допустимых уровней звука на территории жилой застройки, за условиями хранения и концентрацией ядохимикатов вблизи складских территорий, распространением их на местности должен осуществляться регулярный санитарный надзор органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Заместитель Главного |
А.И.Заиченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за мероприятиями по снижению шума при размещении взлетно-посадочных площадок малой авиации сельскохозяйственного назначения вблизи населенных пунктов (утв. Госкомсанэпиднадзором СССР 22 марта 1983 г. N 2683-83)
Текст Методических указаний официально опубликован не был