Приказ Минздравмедпрома РФ от 30 апреля 1996 г. N 179
"О серьезных недостатках в работе органов и учреждений здравоохранения Нижегородской области по передаче детей на усыновление"
Приказом Минздрава РФ от 23 декабря 2002 г. N 397 настоящий приказ признан утратившим силу
Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации проведена проверка деятельности органов и учреждений здравоохранения Нижегородской области по факту нарушения действующего законодательства и незаконной передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление.
Проверка выявила целый ряд негативных явлений в работе органов и учреждений здравоохранения, свидетельствующих об отсутствии системы взаимодействия между органами и учреждениями здравоохранения, образования, отделами записи актов гражданского состояния и низкой правовой грамотности в части оформления и передачи на воспитание в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что в родильных домах нарушался порядок регистрации новорожденных, оставшихся без попечения родителей, передачи сведений о них в отделы ЗАГС, органы образования, (службу опеки и попечительства), оформления и выдачи родильницам и женщинам, усыновившим детей, листков нетрудоспособности в связи с родами или усыновлением ребенка и "Медицинского свидетельства о рождении" (уч.ф. N 103у/84); хранения указанных документов. Это обусловило возможность "фиктивной" выдачи листков нетрудоспособности в связи с родами, "Медицинского свидетельства о рождении", а вследствие этого передачу детей на усыновление без оформления юридических документов, постановлений администрации территорий об усыновлении.
C 1 января 1999 г. действует форма 103/у-98 "Медицинское свидетельство о рождении", утвержденная приказом Минздрава РФ от 7 августа 1998 г. N 241
Отсутствие контроля со стороны руководителей родовспомогательных и лечебно-профилактических учреждений позволило необоснованно, без медицинских показаний, переводить здоровых новорожденных в государственный Центр "Нижегородская областная детская клиническая больница" (ГЦ "НОДКБ").
В ГЦ "НОДКБ" в нарушение действующего законодательства лица, незаконно передававшие детей на усыновление, имели беспрепятственный доступ в отделение, где находились дети, в любое время суток, в том числе с так "называемыми усыновителями", и к историям болезни, где имели возможность подменять необходимые документы.
Все вышеизложенное еще раз свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны руководителей органов и учреждений здравоохранения за порядком передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, отсутствии планомерной работы по проблемам усыновления с подведомственными учреждениями.
Как показали проверки порядка усыновления детей, проведенные Генеральной Прокуратурой Российской Федерации в ряде территорий, в учреждениях здравоохранения допускаются грубые нарушения действующих нормативно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность органов и учреждений здравоохранения по усыновлению детей:
- приказа Министерства здравоохранения СССР N 1300 от 19.11.84. "О дальнейшем совершенствовании ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождений и смертей",
- приказа Министерства образования РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР N 85/51 от 28.03.91. "О введении в действие инструктивно-методических рекомендаций по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних и применении их в практической деятельности органов народного образования и здравоохранения",
- приказа Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 31.08.94. N 342/184 "О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами",
- указаний Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 22.02.94. N 63-у "О деятельности учреждений здравоохранения по усыновлению детей" и от 19.11.94. N 377-у "Об оформлении медицинских документов детей, передаваемых на усыновление",
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указания N 377-у следует читать как "9 ноября 1994 г."
- приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 03.07.95. N 195 "О утверждении медицинской карты на ребенка, направляемого во Всероссийские детские центры "Океан", "Орленок", и медицинского заключения на ребенка, оформляющегося на усыновление (удочерение)",
- приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 24.11.95. N 326 "Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам".
В целях повышения ответственности руководителей органов здравоохранения за порядком передачи детей-сирот на воспитание в семью, соблюдения действующего законодательства по вопросам усыновления, приказываю:
1. Принять к сведению, что Прокуратурой Советского района г.Нижнего Новгорода возбуждено уголовное дело, приказами Департамента здравоохранения администрации Нижегородской области от 18.01.96. за N 34-В и Управления здравоохранения администрации Нижнего Новгорода от 15.02.96. за N 12 руководители органов здравоохранения, допустившие нарушения действующего законодательства, наказаны в административном порядке.
2. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации:
2.1. Определить ответственного руководителя, персонально отвечающего за порядок передачи детей на воспитание в семью в части компетенции органов здравоохранения.
2.2. Настоящий приказ довести до сведения руководителей всех лечебно-профилактических учреждений.
2.3. В течение II-III квартала 1996 года провести проверку выполнения действующего законодательства по вопросам усыновления в лечебно-профилактических учреждениях, обратив особое внимание на родильные дома. Обсудить вопросы передачи детей на воспитание в семьи на коллегии.
2.4. Обеспечить контроль:
- за учетом, хранением и выдачей "Медицинского свидетельства о рождении" (уч.ф. N 103у/84), листков нетрудоспособности в связи с родами;
- за порядком передачи сведений о детях, подлежащих усыновлению, в отделы опеки и попечительства органов образования;
- за режимом работы лечебно-профилактических учреждений, исключающим доступ посторонних лиц и подмену документов;
- за оформлением документов на детей, передаваемых на усыновление.
3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И.Зелинская) провести в июне 1996 года методическое совещание для руководителей службы охраны здоровья матери и ребенка территорий Российской Федерации "О порядке передачи детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, на воспитание в семью".
4. О проведенных мероприятиях доложить к 01.09.96., далее информацию о ходе выполнения приказа направлять в Минздравмедпром России ежегодно к 01 февраля.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Н.Н. Ваганова.
Министр |
А.Д. Царегородцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздравмедпрома РФ от 30 апреля 1996 г. N 179 "О серьезных недостатках в работе органов и учреждений здравоохранения Нижегородской области по передаче детей на усыновление"
Текст приказа опубликован в сборнике "Приказы: Минздрав России./Сборник. 1996 год - Часть I", М.:"Интерсэн", 1999 г.
Приказом Минздрава РФ от 23 декабря 2002 г. N 397 настоящий приказ признан утратившим силу