г. Москва |
|
27 февраля 2015 г. |
Дело N А40-96202/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2015 года.
г. Москва
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" -Баженовой И.А. по дов. от 18.12.2013 N 499, Степанова В.Н. по дов. от 31.12.2014 N 513 (до перерыва),
от заинтересованного лица - Центрального управления Государственного железнодорожного надзора -Векшина В.В. по дов. от 20.02.2015 N 1, Пожидаева К.В. по дов. от 20.02.2015 32 (до перерыва),
от третьего лица - открытого акционерного общества "РЖД" -Кокорева А.А. по дов. от 25.03.2014 N НЮ-3-11/194, Давыдова Д.А. по дов. от 10.12.2014 N 77АБ4511733,
рассмотрев 24-26 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания"
на определение от 12 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.,
о прекращении производства по делу,
на постановление от 18 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,
по делу N А40-96202/14,
по заявлению закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (ОГРН 1026200870321)
о признании незаконными действий Центрального управления Государственного железнодорожного надзора
третье лицо: открытое акционерное общество "РЖД"
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (далее - ЗАО "РНПК", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному управлению Государственного железнодорожного надзора (далее - Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в результатах служебного расследования, зафиксированных в Акте N АП-3 от 19.03.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Определением от 12 сентября 2014 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 года, производство по делу было прекращено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, направив дело на новое рассмотрение по существу заявленных требований.
По делу был объявлен перерыв с 24.02.2015 до 26.02.2015 в 16 час. 50 мин., зал N 6,
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представители Управления и третьего лица просили жалобу отклонить, считая обжалованные судебные акты соответствующими требованиям законодательства, представили отзывы на жалобу.
Отводов составу суда не поступило.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм права при рассмотрении дела и принятии определения и постановления, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как установлено судами, 12.02.2014 в 17 час. 57 мин. на пути необщего пользования ЗАО "РНПК", примыкающего к станции Стенькино-2 Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" произошло транспортное происшествие - после более двухсуточного отстоя самопроизвольное передвижение (уход) 14 цистерн (7 цистерн груженые эфиром, 4 порожние цистерны для перевозки пропана, 1 порожняя цистерна для перевозки бензола, 2 порожние цистерны для перевозки серы) с пути необщего пользования N 201, принадлежащего ЗАО "РНПК", с последующим столкновением с 4 вагонами, стоящими на пути N 19, принадлежащими также ЗАО "РНПК", с последующим их сходом с железнодорожных рельс и возгоранием.
На основании полученного сообщения о данном транспортном происшествии в соответствии с п. п. 4, 6.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, и приказа Минтранса России от 25.12.2006 N 163 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий" (далее - Приказ от 25.12.2006 N 163) руководителем Ространснадзора издано распоряжение от 12.02.2014 N АК-40-р(фс) "О создании комиссии по служебному расследованию транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий". В связи с указанными обстоятельствами начальником Управления издано распоряжение от 13.02.2014 N 22 о создании комиссии по служебному расследованию транспортного происшествия, которым утвержден состав комиссии.
По результатам служебного расследования Управлением составлен акт служебного расследования от 19.03.2014 N АП-3.
Данный акт обжалован обществом в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в адрес общества направила ответ от 14.04.2014, в соответствии с которым указанный акт Управления не противоречит требованиям действующих нормативно-правовых актов.
Действия Управления, выразившиеся в результатах служебного расследования, зафиксированных в Акте N АП-3 от 19.03.2014, послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, вынося определение о прекращении производства по делу, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что требование общества не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку ни указанный акт, ни действия по его оформлению не порождают какие-либо гражданские права и обязанности заявителя и не нарушают его прав и законных интересов.
С данными выводами суда согласился и суд апелляционной инстанции.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, как правильно указано судами, действия Управления облечены в форму Акта служебного расследования N АП-3 от 19.03.2014, в котором указаны обстоятельства, выявленные в ходе служебного расследования транспортного происшествия.
При этом данный Акт не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает права и не возлагает на общество каких-либо обязанностей, не является обязательным для исполнения заявителем.
Возражения общества фактически сводятся к его несогласию с результатами проверки, проведенной Управлением. Доводы относительно иных действий, совершенных Управлением, в заявлении отсутствуют.
Так, согласно Положению о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, утв. приказом от 25.12.2006 N 163 (далее - Положение) (пункты 12-14) по результатам служебного расследования, но не позднее трех суток с момента случившегося, комиссией составляется техническое заключение о причинах транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, подписанное всеми членами комиссии.
Материалы служебного расследования должны содержать следующие документы:
акт служебного расследования;
техническое заключение;
список пострадавших с предварительными диагнозами;
акты о повреждении железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования;
материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации, подтверждающие причины транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, схемы с указанием имеющихся отступлений от норм содержания и повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в результате транспортного происшествия;
результаты расшифровки скоростемерной ленты, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения подвижного состава (с указанием места хранения подлинника документа), имеющего отношение к расследуемому случаю;
акты о состоянии и работе объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования, имеющих отношение к расследуемому случаю;
натурные листы поездов;
результаты проведенных экспериментов и расчеты (если они производились);
копия исполненного графика движения поездов;
выписки из установленных учетно-отчетных форм по использованию железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в части, касающейся причин транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий;
метеорологическая справка;
сведения о лицах, причастных к случившемуся, их объяснения, сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних испытаний в знании правил технической эксплуатации, других нормативных актов и должностных инструкций, а также заключение о медицинском освидетельствовании, необходимость которого определяется в каждом конкретном случае.
При этом содержание акта служебного расследования Положением не регламентировано.
На основе материалов служебного расследования и проведенных проверок руководителем субъекта железнодорожного транспорта разрабатываются и осуществляются мероприятия по предупреждению повторения транспортных происшествий или иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий.
Таким образом, вывод судов, что требование о признании действий Управления, выразившихся в результатах служебного расследования, зафиксированных в Акте N АП-3 от 19.03.2014, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является обоснованным.
Доводы общества, изложенный в кассационной жалобе, данного вывода не опровергают и по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм права не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 12 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 года по делу N А40-96202/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.