г. Москва |
|
06 марта 2015 г. |
Дело N А40-109343/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.,
судей: Егоровой Т.А., Черпухиной В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "СГК-АВТОМАТИЗАЦИЯ" - М.В.Трошкин (по доверенности от 23.09.2014 года);
от заинтересованного лица: ГУ - МРО ФСС РФ - (по доверенности от 29.09.2014 года);
рассмотрев 04 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2014 года,
принятое судьей Паршуковой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2014 года,
принятое судьями Сафроновой М.С., Масловым А.С., Нагаевым Р.Г.,
по делу N А40-109343/14
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СГК-АВТОМАТИЗАЦИЯ" (ОГРН 1037701017881; ИНН 7701327543)
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) (ОГРН 1027700532298; ИНН 7710030933)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СГК-АВТОМАТИЗАЦИЯ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о призвании недействительным решения от 15.04.2014 N 200/4нс Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014, требование заявителя удовлетворено.
На данные судебные акты органом фонда социального страхования подана кассационная жалоба.
В кассационной жалобе орган фонда социального страхования указывает, что согласно идентификатору файла 0398-2977-3662-01-7707011110 расчет за 4 квартал 2013 года по форме 4-ФСС сдан обществом 15.01.2014 с ошибочными параметрами расчета. Отчет прошедший логический контроль отправлен обществом 16.01.2014. Поэтому основанию орган фонда социального страхования указывает, что страхователь правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 6 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закона N 125-ФЗ), и просит отменить судебные акты по делу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель органа фонда социального страхования поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
По делу установлено, что Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) при осуществлении контрольных мероприятий выявлено нарушение ООО "СГК-АВТОМАТИЗАЦИЯ" срока представления расчета формы 4-ФСС за 4 квартал 2013 года. В связи с чем, органом фонда социального страхования составлен акт от 14.03.2014 N 200/4нс и вынесено оспариваемое решение от 15.04.2014 N 200/4нс.
Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ за непредставление в установленный срок отчетности за 4 квартал 2013 года в виде штрафа в размере 170 170, 81 руб.; страхователю предложено уплатить сумму штрафа.
В соответствии с положениями части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляет Фонд социального страхования и его территориальные органы.
Пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) установлено, что страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) непредставление страхователем в установленный настоящим Федеральным законом срок установленной отчетности страховщику при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного абзацем седьмым настоящего пункта, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что файл 0398-2977-3662-01-7707011110 (л.д. 8), на который ссылается орган фонда социального страхования получен им 15.01.2014. Доказательств обратного органом фонда социального страхования не представлено.
Следовательно, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 19, 24 Закона N 125-ФЗ, N 212-ФЗ, признав отсутствие в действиях общества события вменяемого правонарушения, что исключает привлечение страхователя к ответственности, суды обоснованно удовлетворили требования общества.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание. В материалах дела отсутствует доказательства, опровергающие выводы судов о своевременной сдачи отчетности. Таким образом, по доводам кассационной жалобы оснований для отмены судебных актов не имеется. Иных доводов для отмены состоявшихся решений и постановлений не заявлено.
Кроме того, следует отметить, что в силу абзаца восьмого пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушений должностным лицом уполномоченного органа, должен быть составлен по установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ). При этом факт уклонения лица от получения акта должен быть зафиксирован в акте.
Обязанность уполномоченного органа вручить акт лицу, совершившему правонарушение и привлекаемому к ответственности, непосредственно связана с обеспечением прав этого лица, закрепленных в пункте 5 статьи 101.4 НК РФ.
В пункте 5 статьи 101.4 НК РФ указано, что лицо, совершившее правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта уполномоченный орган извещает лицо, совершившее правонарушение, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 НК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные правонарушения с указанием соответствующих статей законодательных актов, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Как указано в пункте 12 статьи 101.4 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены решения уполномоченного органа вышестоящим органом или судом. К таким существенным условиям отнесено обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Суды установили, что решение о привлечении ООО "СГК-АВТОМАТИЗАЦИЯ" к ответственности принято органом фонда социального страхования в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя. Суды пришли к выводу о неизвещении органом фонда социального страхования общества надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, лишив его тем самым возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. В материалах дела нет представленных органом фонда социального страхования доказательств уклонения страхователя от получения акта и уведомления, отсутствия его по юридическому адресу.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что орган фонда социального страхования нарушил существенное условие процедуры привлечения страхователя к ответственности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2014 года по делу N А40-109343/14 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В.Буянова |
Судьи |
Т.А.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.