В соответствии с п.5.6 Закона города Москвы "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве", в целях оказания методической помощи органам опеки и попечительства районных Управ административных округов по организации передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в государственные образовательные учреждения Московский комитет образования разъясняет
См. Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве"
Порядок
передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в государственное образовательное учреждение
I. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, на основании сведений, поступивших от должностных лиц учреждений (образовательных, лечебно-профилактических и др.) или граждан.
Орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка обязан в течение 3 дней со дня получения таких сведений провести первичное обследование условий жизни ребенка, и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о несовершеннолетнем в журнале первичного учета установленной формы (Постановление Правительства РФ N 919 от 03.08.96 г. "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей")
В соответствии со ст.123 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии возможности передать ребенка, оставшегося без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания (усыновление, опеку или в приемную семью) ребенок оформляется в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) в соответствии с состоянием здоровья и развития ребенка.
II. Перечень документов для оформления несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Документы, содержащие сведения о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей:
1.1. Свидетельство о рождении (подлинник или дубликат);
1.2. История болезни или выписка из поликлиники;
1.3. Медицинская форма ф-63 (прививки).
1.4. Медицинские справки:
- справка о контактах по инфекционным заболеваниям - ГСЭН (за 3 дня до определения в учреждение);
- справка из кожно-венерологического диспансера.
1.5. Анализы по очередности:
- кровь на реакцию Вассермана;
- ВИЧ;
- Австралийский антиген;
- дизентерия;
- дифтерия;
- баканализ.
1.6. Пенсионное удостоверение, сберегательная книжка, копия исполнительного листа на получение алиментов (при их наличии).
(если в жилом помещении остался проживать исключительно несовершеннолетний).
1.7. Документы, подтверждающие действия органа опеки и попечительства, проведенные по приватизации жилого помещения и оформлению передачи его в собственность несовершеннолетнего
1.8. Заключение городской психолого-медико-педагогической комиссии (для оформления ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение).
2. Документы, подтверждающие необходимость передачи несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1. Распоряжение Главы районной Управы, содержащее следующие пункты:
Пункт N 1. О направлении несовершеннолетнего в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с указанием оснований.
Примечание: документы, подтверждающие необходимость определения данного несовершеннолетнего в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- в случае, если ребенок отказной - заявление об отказе от ребенка из учреждения здравоохранения;
- в случае, если ребенок - "подкидыш" акт о подкидывании ребенка из органов внутренних дел;
- в случае смерти родителей - подлинник или дубликат свидетельства о смерти;
- в случае лишения родителей родительских прав - решение суда;
- в случае передачи дела в судопроизводство на лишение родительских прав родителей - справка из суда о принятии дела к рассмотрению;
- в случае, если местонахождение обоих или одного из родителей неизвестно, - подтверждающие документы с места жительства и справки о месте их (его) нахождения из правоохранительных органов для дальнейшего решения вопроса о признании их (его) безвестно отсутствующими (ст.42 ГК РФ);
- в случае нахождения одного из родителей под следствием или в местах лишения свободы - соответствующий документ из правоохранительных органов;
- в случае наличия заболевания, препятствующего выполнению родительских обязанностей, - медицинское заключение;
- в случае отмены усыновления - решение суда об отмене усыновления;
- в случае, если мать несовершеннолетнего имеет статус одинокой матери, а отец указан в свидетельстве о рождении - справка из органов ЗАГС о том, что отец вписан со слов матери.
Пункт N 2. О закреплении жилищных прав несовершеннолетнего:
Сохранение права на жилую площадь, по конкретному адресу в случаях:
- лишения родителей родительских прав;
- нахождения родителей в местах лишения свободы;
- наличие у родителей заболеваний, препятствующих выполнению родительских обязанностей;
- если местонахождение родителей неизвестно.
Документами, подтверждающими решение по данному пункту, являются копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги.
Закрепление права на обеспечение жилой площадью по выходу из образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях:
- если ребенок отказной, подкинутый;
- отмены усыновления по причинам, не зависящим от усыновителей.
Если была совершена сделка с жилой площадью, где ранее был прописан несовершеннолетний, в результате которой ребенок остался одновременно без определенного места жительства и без родительского попечения, необходимо обратиться в судебные органы с иском о признании совершенной сделки недействительной.
При данной ситуации в распоряжение должен быть включен пункт о повторном рассмотрении жилищного вопроса после вынесения соответствующего решения судебными органами.
Пункт N 3. О наложении запрета на совершение любых форм сделок с жилой площадью, на которой остался прописанным несовершеннолетний, направленный в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение, без согласования с органами опеки и попечительства и государственного опекуна в лице руководителя данного учреждения.
Пункт N 4. О возложении ответственности на конкретное должностное лицо за исполнением данного распоряжения.
Примечание:
Пункт N 3 вносится лишь при условии, что за ребенком закреплено право на жилую площадь по конкретному адресу.
III. Формы взаимодействия органов опеки и попечительства и государственного опекуна по социальной защите несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы образования
В соответствии с п.4 ст.35 Гражданского кодекса Российской Федерации на администрацию учреждения, в которое передан на воспитание ребенок, оставшийся без попечения родителей, возлагаются обязанности государственного опекуна.
Взаимодействие органов опеки и попечительства и государственного опекуна по социальной защите детей и подростков, содержащихся в учреждениях на полном государственном обеспечении осуществляется по следующей схеме:
1. В соответствии со ст.147 Семейного Кодекса РФ органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.1. Органы опеки и попечительства обязаны:
- не менее 2 раз в год проводить обследование условий содержания детей в образовательных учреждениях с составлением акта обследования условий жизни и воспитания подопечного;
- в случае закрепления за несовершеннолетним, направленным в государственное учреждение, жилой площади по конкретному адресу по обращению государственного опекуна проводить обследование жилищных условий данной площади совместно с представителем учреждения. При необходимости, по итогам данного обследования органы опеки и попечительства совместно с государственным опекуном могут выносить на рассмотрение районной комиссии по охране прав детей вопрос об изменении распоряжения органа исполнительной власти в части жилищных прав несовершеннолетнего: о предоставлении несовершеннолетнему другого жилья по выходу из государственного учреждения или ходатайствовать перед окружным управлением муниципального жилья о принудительном расселении сохраненной жилой площади.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.3. По согласованию и при участии государственного опекуна оформлять разрешение на временное помещение (выходные, праздничные и каникулярные дни) воспитанника в семьи родственников и иных граждан (проводить обследование жилищных условий обратившегося гражданина).
1.4. По представлению государственного опекуна оформлять разрешение на выезд воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за пределы Российской Федерации на срок более 3-х месяцев.
1.5. В связи с возникшей необходимостью оформлять распоряжение о переводе несовершеннолетнего, оставшегося без родительского попечения, из одного учреждения с полным государственным обеспечением в другое различной ведомственной принадлежности:
- из учреждений системы здравоохранения в учреждения системы образования;
- из учреждений системы образования в учреждения системы социального обеспечения;
- при переводе из дома ребенка в негосударственное образовательное учреждение должен быть определен юридический статус ребенка и закреплены его жилищные права.
Перевод из образовательного учреждения в учреждение социального обеспечения оформляется распоряжением Главы районной Управы при наличии заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии с соответствующим диагнозом и рекомендацией перевода в учреждение собеса.
1.6. Принимать решение о передаче воспитанника, в отношении которого возникли установленные законом основания, на воспитание в родную или приемную семью.
2. Государственный опекун - руководитель учреждения в соответствии с Положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Уставом учреждения осуществляет защиту прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения:
- делегирует часть своих полномочий социальному педагогу учреждения, который совместно с органами опеки и попечительства проводит работу по дооформлению юридического статуса ребенка и защите его имущественных и жилищных прав;
- строит отношения с родителями и родственниками воспитанника в соответствии с требованиями ст.55, 67, 75 и др. Семейного кодекса Российской Федерации;
- осуществляет защиту имущественных и жилищных прав воспитанника в соответствии со ст.26, 28, 37, 38 Гражданского кодекса, а также ст.60, 149 Семейного кодекса Российской Федерации;
- при возникновении необходимости перевода воспитанника из образовательного учреждения в учреждение системы социального обеспечения собирает соответствующие документы, получает распоряжение Главы районной Управы и путевку в Комитете социальной защиты населения г.Москвы;
- в случае ухода воспитанника из учреждения без разрешения администрации и отсутствия его более суток обращается в правоохранительные органы с соответствующим заявлением и ставит в известность органы опеки и попечительства по месту направления несовершеннолетнего в учреждение;
- в случае необходимости принимает меры по госпитализации воспитанников строго в соответствии с медицинскими показаниями на основании установленного диагноза;
- в период каникул организует отдых и оздоровление воспитанников.
IV. Формы взаимодействия органов опеки и попечительства и государственного опекуна по социальной защите выпускников учреждений системы образования
1. В соответствии с п.3 ст.147 Семейного кодекса РФ и Закона города Москвы "Об организации работы по опеке и попечительству в г.Москве" от 16.06.1997 г. защита прав выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23-х лет возложена на органы опеки и попечительства.
По-видимому, в тексте настоящего письма допущена опечатка. Дату указанного выше Закона следует читать как 04.06.97
2. Государственный опекун обязан:
- обеспечить выпускника всеми видами выходного пособия;
- предоставить выпускнику возможность получения им профессионального образования;
- оказать содействие и помощь в трудоустройстве;
- принять меры но обеспечению выпускника жилой площадью (если за ним было такое право закреплено).
Разработано на основании:
1. Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Семейного кодекса Российской Федерации.
3. Федерального Закона от 21.12. 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
4. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
5. Закона города Москвы от 16.06.1997 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в г.Москве.
По-видимому, в тексте настоящего письма допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "04.06.1997 г."
6. Постановления Правительства Москвы от 23.09.97 г. "Об утверждении положений "О порядке установления попечительства в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами в Москве" и "О специалисте по охране прав детей районной Управы г.Москвы".
Заместитель председателя |
Л.К. Селявина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивно-методическое письмо Московского комитета образования от 16 июля 1998 г. N 2-5-19 "О взаимодействии органов опеки и попечительства районных Управ и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении"
Текст письма официально опубликован не был