Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
к приказу Минздрава РФ
от 28 декабря 1998 г. N 383
Программа подготовки на курсах тематического усовершенствования
специалистов по патологии речи и нейрореабилитации
1. Введение
Неуклонный рост числа взрослых с патологией речи сосудистого и травматического генеза, а также детей с аномалиями развития, и в первую очередь речевого, ставит вопрос оказания специализированной помощи в один ряд с важнейшими проблемами здравоохранения и образования. Дети с патологией речи (задержки речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, алалии, дислалии, трудности обучения грамоте - дизграфии и дислексии), а также взрослые больные с афазией, дизартрией, логоневрозами составляют значительный процент популяции. Данные контингенты больных нуждаются, как правило, в комплексном лечении и реабилитации с широким использованием современных достижений науки и практики. Такой подход предполагает не только наличие у специалистов, принимающих участие в лечебно-реабилитационном процессе высокого профессионализма, но также достаточную их ориентацию в смежных областях знания. Между тем, существующая система их подготовки практически не способна обеспечить потребности учреждений здравоохранения и образования в квалифицированных кадрах. Дефектологи не получают в вузах достаточного объема и качества знаний по психологии, нейропсихологии, основам неврологии, психиатрии и др. Психологи, в свою очередь, мало ориентированы в вопросах специальной педагогики, врачи практически не знакомы с основами нейропсихологии и дефектологии.
Такое положение является следствием обучения специалистов в отрыве от клинической базы, дающей возможность получать знания применительно к конкретным видам патологии речи и на практике освоить методы терапии и реабилитации пациентов. Обеспеченность квалифицированными специалистами лечебно-профилактических и образовательных учреждений в стране недостаточна, что также приводит к невозможности оказания своевременной и эффективной помощи указанному контингенту детей и взрослых в требуемом объеме.
Стихийное проведение разного рода курсов, семинаров, а также "институтов", дающих лишь фрагментарные знания в области патологии речи, только усложняют создавшееся положение. Подобный способ решения проблем подготовки кадров заключает в себе реальную опасность, так как зачастую ведет к дискредитации профессии.
Решением проблемы должна стать система организации процесса последипломного обучения в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу, где специалисты разного профиля получают современные сведения из разных областей знания, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне.
Полипрофессиональный подход к проблеме последипломного образования требует наличия скоординированной программы, сочетающей в себе современные достижения науки и практики с оптимальной методологией преподавания.
2. Основные принципы повышения квалификации специалистов,
работающих в области патологии речи
Система повышения квалификации в области патологии речи и нейрореабилитации сочетает в себе современные теоретические, практические, клинические и экспериментальные разделы, обеспечивающие медико-психолого-педагогическую основу для представления об общих и частных проблемах патологии речи и других высших психических функций человека.
Учебный процесс направлен на развитие творческой активности обучающихся. Форма обучения является как очной, так и очно-заочной.
Учебные программы направлены на:
- активное усвоение теоретических знаний и теоретико-методологических принципов;
- ориентацию в смежных областях знания;
- овладение навыками и приемами диагностики, коррекционной и восстановительной работы с различными контингентами детей и взрослых;
- выработку умения работать с литературой, а также способности к самостоятельному анализу материала, используя опыт собственной работы и проверяя результаты в виде контрольных работ;
- овладение принципами этики и деонтологии;
- овладение основными принципами установления контакта с детьми, взрослыми больными и их родственниками;
- освоение принципов и методов социальной работы с больными и их родственниками;
- адекватное понимание границ профессиональной компетенции, принципов профессионального взаимодействия с врачами и другими специалистами (психологами, педагогами и др.).
3. Общая структура повышения квалификации специалистов и основные
методические приемы, рекомендуемые при обучении
Последипломная подготовка проводится в три этапа: 1) повышение квалификации специалистов по общим проблемам патологии речи и нейрореабилитации; 2) специализация дефектологов, психологов и врачей в частной речевой патологии; 3) получение дополнительной информации в области нейропсихологии (для дефектологов и психологов).
В процессе обучения используются лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, клинические разборы, стажировка на рабочем месте, работа с супервизором.
Учебный материал рассчитан на освещение современных отечественных и зарубежных научных достижений в области патологии речи и нейрореабилитации, а также усвоение новых методов и конкретных приемов практической работы с детьми и взрослыми.
По прохождении всего курса подготовки выдается сертификат, который необходимо подтверждать каждые три года.
4. Образовательный минимум последипломной подготовки специалистов
Общая продолжительность обучения, включая стажировку, 590 часов (440 часов аудиторного курса и 150 часов на рабочем месте).
Аудиторный курс обучения состоит из 6 циклов (продолжительностью 72 часа каждый).
4. Заикание.
6. Основы нейропсихологии и нейролингвистики.
Первый цикл является базовым, необходимым для овладения знаниями на других специальных циклах.
5. Обоснование содержания циклов повышения квалификации
Тема первого цикла "Современные проблемы в области патологии речи и нейрореабилитации" обусловлена необходимостью повышения знаний специалистов в концептуальных, методологических, методических и организационных вопросах.
Патология речи у детей выделяется в отдельный цикл, что связано не только с ее спецификой, но и постоянно растущей численностью страдающей ею детей с задержкой психического развития.
В цикле "Афазии и дизартрии" особое внимание уделяется тем видам речевой патологии, которые проявляются в рамках тяжелых заболеваний центральной нервной системы. Этот цикл рассчитан в основном на специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения. Рассматриваются неврологический, нейропсихологический, нейролингвистический аспекты речевой деятельности и ее нарушений. Подробно освещаются вопросы мозговой реализации речевой функции и патогенетические механизмы ее нарушения при разных формах афазии и дизартрии.
Распространенностью такого вида речевой патологии как логоневрозы, и прежде всего заикание, обусловлено включение в программу повышения квалификации цикла "Заикание". В нем значительная роль отводится не только изучению вопросов этиологии, клиники и патогенеза речевого дефекта, но и психиатрическому и психотерапевтическому аспекту проблемы.
Выделение дизграфий и дислексий в отдельный цикл связано с тем, что обучение грамоте является одной их главных социальных задач. Педагоги, включая дефектологов, часто пытаются решить этот вопрос своими силами, без использования современных достижений в области неврологии, психиатрии, нейропсихологии, нейролингвистики, возрастной психологии и других дисциплин. Кроме того, изменение возрастных порогов речевого развития, а именно готовность все большего числа детей 4 - 5 летнего возраста к обучению грамоте, и вместе с тем отсутствие этой готовности у части нормально развивающихся детей, требует специфических методов диагностики и педагогической работы, учитывающих психологию раннего детского возраста.
Наконец, цикл "Основы нейропсихологии и нейролингвистики" включен в программу в связи с целесообразностью расширения профессиональной компетенции специалиста, который, овладев методикой нейропсихологической и нейролингвистической диагностики, проводил бы наблюдение за восстановлением больного в динамике. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствие необходимого числа нейропсихологов приводит к неточностям в диагностике при нарушении речевой и других высших психических функций и не дает возможности объективизировать результаты реабилитации. В связи с этим ознакомление дефектологов и врачей с методами и приемами нейропсихологической диагностики является необходимым звеном в системе повышения квалификации специалистов.
6. Циклы повышения квалификации
Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации, заключается в том, что они обеспечивают специализированную помощь населению как в области здравоохранения, так и образования. Это требует наличия высококвалифицированного преподавательского состава, всецело владеющего проблемой.
Необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм речевых расстройств, а также нарушений других высших психических функций. В связи с этим в программе подготовки отражены новые взгляды и методы, получившие признание в отечественной и международной практике патологии речи и нейрореабилитации.
1. Тема: "Современные проблемы науки и практики в области
патологии речи и нейрореабилитации"
Содержание курса | Учебные часы | |||
лекции | практи- ческие |
Всего | ||
1. | Современное состояние проблемы патологии речи и нейрореабили- тации: - отечественные и зарубежные дости- жения науки и практики; - эпидемиология речевых расстройств у детей и взрослых |
6 | 6 | |
2. | Речевая функциональная система: - неврологический аспект - нейролингвистический аспект |
12 | 2 | 14 |
3. | Основные этапы созревания речевой и других высших психических функций (ВПФ); дифференциальные критерии нормального и патологического развития |
4 | 4 | |
4. | Патология речи: - нарушения речи у детей и взрослых органического и функционального генеза: клиника, этиология, патогенез - локальное поражение мозга различной этиологии; - классификация нарушения речи; - нарушения неречевых ВПФ-гнозиса, праксиса, мышления, памяти, внимания; - диагностика нарушений речевой и других ВПФ |
16 | 2 | 18 |
5. | Терапия нарушений речи: 1. Основные принципы комплексной системы лечения и нейрореабилитации речевых расстройств (биологические, психологические, социальные разделы); - медикаментозное лечение, включая ЛФК, массаж; - восстановительное обучение: понятие компенсации нарушений речи и других ВПФ; основные принципы восстановитель- ного обучения больных с афазией и дизартрией; - психокоррекция - социально-психологическое направление работы 2. Коррекционное обучение: - специфика коррекционного обучения при разных формах патологии речи у детей; - предупреждение школьной неуспеваемости 3. Комплексная система терапии заикания: - медико-педагогическое направление ра- боты; - психолого-педагогическое направление работы |
20 | 2 | 22 |
6. | Компьютерные методы диагностики и вос- становительного обучения |
4 | 4 | |
7. | Организационно-правовые вопросы | 2 | 2 | 4 |
Всего 72 часа
2. Тема: "Патология речи у детей"
Содержание курса | Учебные часы | |||
лекции | практи- ческие |
Всего | ||
1. | Речевая функция в норме: - неврологический аспект: возрастные пороги созревания структур мозга; - нейропсихологический и нейролингвисти- ческий аспекты речевого развития |
10 | 2 | 12 |
2. | Патология речевой функции: - этиология речевых расстройств у детей; - классификация речевых расстройств; - виды речевых нарушений: дислалия, за- держки речевого развития, общее недо- развитие речи (ОНР), дисграфия, дислексия, алалия, дизартрия, афазия у детей; - дифференциальная диагностика нарушений речи у детей |
18 | 6 | 24 |
3. | Психопатология у детей с нарушениями речи: клиника и терапия |
6 | 4 | 10 |
4. | Комплексная терапия нарушений речи: - медицинское направление; - психолого-педагогическое направление; - коррекционное обучение при разных формах патологии речи |
12 | 14 | 26 |
Всего 72 часа
3. Тема: "Афазия и дизартрия"
Содержание курса | Учебные часы | |||
лекции | практи- ческие |
Всего | ||
1. | Современные концепции проблемы патологии речи у взрослых |
4 | 4 | |
2. | Нарушение речи при локальных поражениях мозга: 1. Афазии: - этиология; - патогенез; - классификация афазий: нейропсихологи- ческая, нейролингвистическая; - клиника различных форм афазий по нейропсихологической и нейролингвисти- ческой классификации; 2. Дизартрии: - этиология; - патогенез; - клиника различных видов; |
30 | 22 | 52 |
3. | Комплексная нейрореабилитация: - принципы комплексной нейрореабили- тации; - восстановительное обучение; - медико-психологическое направление; - модели специализированных учреждений |
6 | 10 | 16 |
Всего 72 часа
4. Тема: "Заикание"
Содержание курса | Учебные часы | |||
лекции | практи- ческие |
Всего | ||
1. | Современное состояние проблемы: отечественные и зарубежные концепции заикания |
4 | 4 | |
2. | Этиология и патогенез заикания: - физиологический и психофизиологический аспекты; - неврологический аспект; - психологический аспект |
4 | 2 | 6 |
3. | Клиника заикания: - виды заикания; - типы судорог при заикании; - возрастные особенности клиники заика- ния; - критерии дифференциальной диагностики разных видов заикания |
14 | 6 | 20 |
4. | Логоневрозы: - виды логоневрозов: заикание, афония (дисфония), мутизм, их этиология и патогенез; - психиатрический, неврологический, па- топсихологический - аспекты логоневрозов |
6 | 2 | 8 |
5. | Межполушарная асимметрия мозга и пробле- ма заикания |
4 | 4 | |
6. | Лечение заикания: 1. Медицинское направление 2. Психологическое направление 3. Логопедическое направление 4. Комплексная система лечения заикания - логопедическая работа; - психотерапия: рациональная, суггестив- ные методы, групповая психотерапия; - социально-психологическая работа; - экспертная оценка результатов работы |
14 | 12 | 26 |
7. |
Организация логопедической помощи |
2 |
2 |
4 |
Всего 72 часа
5. Тема: "Дизграфии и дислексии"
Содержание курса | Учебные часы | |||
лекции | практи- ческие |
Всего | ||
1. | Специфика грамотной речи (лингвистичес- кий и нейролингвистический аспекты): - психологическая структура письма и чтения; - виды письменности; - роль различных по иерархии уровней мозга в организации письменной речи |
10 | 10 | |
2. | Проблема обучения грамоте: - возрастные параметры усвоения грамоты; - критерии готовности к обучению чтению и письму; - трудности обучения грамоте детей с па- тологией речи и других высших психи- ческих функций |
12 | 4 | 16 |
3. | Нарушения письменной речи: дисграфии и дислексии (первичные и сис- темные нарушения письма и чтения); - виды дисграфий и дислексий; - нарушения письменной речи у детей с врожденными дефектами ЦНС (глухота, слепота, умственная отсталость); - дифференциальная диагностика дизграфий дислексий; методы обследования и качественный анализ результатов; - лингвистический анализ структуры де- фекта письменной речи; - патогенетические механизмы различных форм дислексии и дизграфии |
10 | 14 | 24 |
4. | Коррекционная работа по преодолению дизграфии и дислексии; - методы работы при оптической дизграфии и дислексии; - методы работы при фонологической диз- графии и дислексии; - методы работы при "орфографической" дизграфии и дислексии; - методы коррекции почерка |
12 | 10 | 22 |
Всего 72 часа
6. Тема: "Основы нейропсихологии и нейролингвистики"
Содержание курса | Учебные часы | |||
лекции | практи- ческие |
Всего | ||
1. | Современное состояние нейропсихологии | 4 | 4 | |
2. | Учение А.Р.Лурии о высших психических функциях (ВПФ); - различные виды ВПФ и их психологичес- кая структура; - динамическая локализация ВПФ |
4 | 4 | 8 |
3. | Диагностика нарушений речевой и других ВПФ; - принципы факторного анализа структуры дефекта; - методы диагностики; - топическая диагностика; - дифференциальные критерии диагностики нарушений речевой и других ВПФ у детей и взрослых |
10 | 8 | 18 |
4. | Межполушарная асимметрия мозга: - понятие доминантности и субдоминант- ности полушарий; - компенсация нарушений ВПФ и проблема леворукости (амбидекстрии); - варианты речевого развития в зависи- мости от индивидуальных различий моз- говой организации ВПФ |
8 | 2 | 10 |
5. | Нейропсихологический и нейролингвисти- ческий аспекты восстановительного обучения; - принципы системного анализа структуры дефекта; - патогенетический подход к составлению программы восстановительного обучения; - индивидуальные особенности восстанов- ления ВПФ; - принципы и методы логотерапии |
18 | 10 | 28 |
6. | Организация работы нейропсихолога в сис- теме комплексной специализированной по- мощи больным с нарушениями ВПФ |
2 | 2 | 4 |
Всего 72 часа
Руководитель Департамента научных |
В.И.Сергиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.