Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 1993 г. N 308
"О программе "Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 годы"
Приказом Минздравмедпрома РФ от 23 апреля 1996 г. N 158 настоящий приказ признан утратившим силу
См. Основные направления развития информатизации охраны здоровья населения РФ на 1999 - 2002 годы, утвержденные приказом Минздрава РФ от 14 июля 1999 г. N 279
В соответствии с Основными направлениями республиканской программы "Информатизация здравоохранения", утвержденными решением коллегии Минздрава России от 27.11.90 г. протокол N 22, проводились работы по информатизации отрасли.
На федеральном уровне созданы и эксплуатируются информационные системы обработки Государственной медицинской статистики, оценки материально-технической базы учреждений здравоохранения, учета медицинских кадров, учета и анализа писем граждан, контроля исполнительской дисциплины, планирования и управления научными исследованиями и др. Создаются и функционируют регистры лиц пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, больных сахарным диабетом, детей сирот.
В административных территориях Российской Федерации разрабатываются и функционируют компьютерные системы в поликлиниках, больницах, в скорой помощи, в специализированных службах (психиатрия, фтизиатрия, травматология, онкология и др.), в аптечной сети и учреждениях медтехники.
Совместно с Комитетом Российской Федерации по информатизации согласно приказам-постановлениям (от 30.11.92 г. N 312/70 и от 2.04.93 г. N 66/27) проводится работа по созданию систем: мониторинга медико-демографических процессов, экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, информатизации деятельности больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи в условиях страховой медицины, управления специализированными службами (травматология, реанимационная и анестезиологическая служба), первая очередь которых должна быть завершена в 1993 году.
Начаты работы по созданию систем искусственного интеллекта таких как: экспертной системы диагностики состояния пациентов, поддержки решений врача по выбору тактики лечения, оценки результатов и методов лечения, экспертной системы для дифференциальной диагностики генетических заболеваний у детей, экспертной системы для прогнозирования осложнений при неотложных состояниях, информационно-аналитической системы оценки и прогнозирования состояния здоровья популяций и др.
С целью защиты пользователей программных средств, от некачественной продукции, связанных в первую очередь с диагностикой и выбором тактики лечения, Минздравом России введена система сертификации (приказ Минздрава России от 26.07.91 г. N 127). По состоянию на 30.11.93 г. прошли сертификационные испытания юг программы и рекомендованы для внедрения в практическое здравоохранение.
Продолжалось развитие сети информационно-вычислительных подразделений в здравоохранении России. К настоящему времени на территориальном уровне России функционирует 45 информационно-вычислительных центров и 50 отделов АСУ, на федеральном уровне - Главный вычислительный центр, НИЦ информационных технологий экстремальных проблем, Кемеровская НИЛ медицинской кибернетики, НПО "Медсоцэкономинформ".
Работы по информатизации здравоохранения ведут ученые и специалисты Минздрава России и его научных и учебных заведений, РАМН, РАН, Роскоминформа, всего занято около 3 тысяч человек.
В новых экономических условиях изменилось финансирование программ информатизации здравоохранения. Оно осуществляется в основном за счет местного бюджета и средств учреждений, предприятий и организаций, заинтересованных в информатизации здравоохранения. Только в 1992 году Минздрав республики Коми на информатизацию здравоохранения выделил 5 млн. рублей, Читинский облздравотдел - 7 млн. рублей, Минздрав республика Саха - 8 млн. рублей и др.
На федеральном уровне на приобретение средств вычислительной техники Минздравом России затрачено в 1991 г. - 11,6 млн. рублей, в 1992 г. - 39,2 млн. рублей, в 1993 г. - 88,9 млн. рублей. На проектные работы по медицинским технологическим системам Министерство науки и новых технологий России выделило в 1991 г. - 0,75 млн. рублей, в 1992 г. - 1,5 млн. рублей, в 1993 г. - 5,5 млн. рублей. Роскоминформом России на разработку программных систем для здравоохранения выделено в 1992 г. - 6,5 млн. рублей, в 1993 г. - 59 млн. рублей.
Для координации работ по информатизации здравоохранения за этот период проведено 4 научно-практические конференции и 12 республиканских совещаний. В 1992 г. разработана Концепция "Информатизация здравоохранения России", подготовлены методические материалы по переводу ВЦ системы здравоохранения России на внутренний хозяйственный расчет.
Вместе с тем сдерживающими факторами проведения работ по информатизации здравоохранения являются: отсутствие целевой комплексной программы работ с конкретно определенными источниками и объемами ее финансирования, отсутствие отечественной базы производства средств вычислительной техники, отсутствие государственной телекоммуникационной системы связи и лицензионно-чистых общесистемных программных продуктов. Недостаточна также координирующая роль Главного вычислительного центра Минздрава России по разработке и взаимоувязке проектных решений на федеральном уровне и Кемеровской научно-исследовательской лаборатории медицинской кибернетики на региональном уровне.
С целью расширения и развития работ по информатизации, объединения совместных ресурсов Минздрава России, Роскоминформа, территориальных органов управления здравоохранением приказываю:
1. Утвердить целевую программу "Информатизация здравоохранения России на 1993 -1995 гг." (приложение 1).
2. Утвердить руководителем программы "Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 гг." заведующего кафедрой Российского государственного медицинского университета профессора, д.м.н. Гаспаряна С.А.
3. Утвердить руководителями разделов программы "Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 гг.":
- директора Главного вычислительного центра Минздрава России, к.т.н. Тимонина В.М. (федеральный уровень);
- директора вычислительного центра Минздрава Удмуртской республики, к.т.н. Гасникова В.К. (региональный уровень);
- заведующего лабораторией Новокузнецкого ГИДУВа, д.м.к. Чеченина Г.И. (городской и районный уровень органов и учреждений здравоохранения);
- заведующего кафедрой Российского государственного медицинского университета профессора, д.м.н. Гаспаряна С.А. (медико-технологические системы).
4. В целях оптимизации принятия научных решений по реализации программы "Информатизация здравоохранения России на 1993 - 1995 гг.":
- создать в структуре Ученого Совета Министерства здравоохранения Российской Федерации в составе Сектора гигиены и организации здравоохранения Секцию информатизации здравоохранения
- утвердить председателем Секции информатизации здравоохранения, членом Бюро Ученого Совета Министерства здравоохранения Российской Федерации - д.м.н. профессора, заведующего кафедрой медицинской и биологической кибернетики Российского государственного медицинского университета Гаспаряна С.А.
- утвердить состав Секции информатизации здравоохранения (приложение 2).
5. Планово-финансовому управлению (Ширшов А.А.) предусматривать ежегодное выделение финансирования в объемах необходимых для реализации утвержденной Программы.
6. Начальникам управлений и самостоятельных отделов Министерства здравоохранения Российской Федерации предусматривать в ежегодных планах своей деятельности мероприятия по выполнению Программы информатизации здравоохранения России, обеспечив внедрение компьютерных технологий в своих структурных подразделениях.
7. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) совместно с отделом медицинской статистики (Погорелова Э.И.) проработать и внести предложения в 1 кв. 1994 г. о создании дополнительных кафедр медицинской информатизации при институтах усовершенствования врачей и Учебных центров компьютерного обучения на базе территориальных медицинских информационно-вычислительных центров системы Минздрава России.
8. Отделу медицинской статистики (Погорелова Э.И.):
8.1. Обеспечить координацию и контроль за ходом выполнения Программы.
8.2. Совместно с руководителями органов и учреждений здравоохранения определить опорные зоны и объекты внедрения систем информатизации.
9. Министрам здравоохранения Республик, руководителям территориальных органов управления здравоохранения:
- разработать программы информатизации здравоохранения территорий на 1994-1995 гг. как составные части общих программ информатизации регионов, предусмотрев необходимое финансирование для этих целей;
- при проведении разработок автоматизированных систем территориального уровня собственными силами предусматривать их совместимость с системами федерального уровня.
10. Главному вычислительному центру МЗ РФ (Тимонин В.М.) обеспечить методическую и практическую помощь в выполнении Программы, осуществить взаимоувязку проектов, реализуемых на всех уровнях управления здравоохранением.
11. Директорам НИИ, ректорам вузов и ГИДУВов:
- взять под контроль выполнение соответствующих разделов утвержденной программы информатизации здравоохранения России;
- обеспечить включение в учебные планы подготовки и переподготовки специалистов всех профилей вопросов информатизации здравоохранения.
12. Снять с контроля решение Коллегии от 27 ноября 1990 г. протокол N 22 "О республиканской программе создания и совершенствования АСУ здравоохранением Российской Федерации на XIII пятилетку" как утратившее силу.
13. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Н.Н.Ваганова.
Министр |
Э.А.Нечаев |
--------------------
** финансирование работ осуществляется за счет местных бюджетов
Начальник отдела медицинской статистики |
Э.И.Погорелова |
Начальник отдела |
Э.И.Погорелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 1993 г. N 308 "О программе "Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 годы"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздравмедпрома РФ от 23 апреля 1996 г. N 158 настоящий приказ признан утратившим силу