г. Москва |
|
13 марта 2015 г. |
Дело N А41-16149/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2015.
Полный текст постановления изготовлен 13.03.2015.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Адамовой В.Б.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца - Министерство имущественных отношений Московской области:
Кайдалова О.С., доверенность N 226 от 27.02.2015,
от ответчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились,
от третьих лиц -
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились,
Государственное учреждение Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба": не явились,
Федеральное государственное казенное учреждение "Пятый отряд федеральной противопожарной службы по Московской области": не явились,
рассмотрел 11.03.2015 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области
на решение от 04.09.2014
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление от 02.12.2014
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н., Огурцовым Н.А.,
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (1097746296977)
о признании права собственности на земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Государственное учреждение Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба", Федеральное государственное казенное учреждение "Пятый отряд федеральной противопожарной службы по Московской области".
УСТАНОВИЛ: Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании права собственности Московской области на земельный участок площадью 8864 кв. м, с кадастровым номером 50:04:0010607:25, расположенный по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Большевистская, д. 15а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Государственное учреждение Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба", Федеральное государственное казенное учреждение "Пятый отряд федеральной противопожарной службы по Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.09.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование ссылается на то, что суды не исследовали и не оценили фактические обстоятельства дела.
Отзывы на кассационную жалобу не направлялись.
В судебное заседание не явились представители ответчика - ТУ Росимущества в Московской области и третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Государственного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба", Федерального государственного казенного учреждения "Пятый отряд федеральной противопожарной службы по Московской области".
Представитель Министерства не возражала против рассмотрения кассационной жалобы без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, поскольку информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы своевременно размещена судом в сервисе Картотека арбитражных дел в сети Интернет.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим мотивам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 563 от 19.04.2005 "О передаче имущества Государственному учреждению Московской области "Противопожарная служба Московской области" в оперативное управление Государственному учреждению Московской области "Противопожарная служба Московской области" передано имущество, в том числе газодымокамера, дымокамера, расположенные по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Советская, д. 4. Подписан акт приема-передачи указанного недвижимого имущества.
09.11.2005 на основании постановления администрации Дмитровского района Московской области "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Дмитровскому Отряду государственной противопожарной службы УГПС ГУВД Московской области для производственных целей в городе Дмитрове" N 1606-П от 12.05.2004 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Дмитровского Отряда государственной противопожарной службы УГПС ГУВД Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0010607:25, под производственные цели, категория земель: "земли поселений", общая площадь 8864 кв. м, адрес: Московская область, г. Дмитров, ул. Большевистская, д. 15а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии НА N 0337283.
Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 N 787/37 создано Государственное учреждение Московской области "Московская областная противопожарная-спасательная служба", являющееся правопреемником Государственного учреждения Московской области "Московская областная спасательная служба" и Государственного учреждения Московской области "Противопожарная служба Московской области".
11.12.2007 распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 1672 утвержден передаточный акт, согласно которому имущество передано Государственному учреждению Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба".
Согласно акту N 14/64 от 05.06.2014 о результатах проведенного контрольного мероприятия за использованием по назначению и сохранности имущества, находящегося в собственности Московской области, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0010607:25 расположены: административно-жилое здание с пристроенным пожарным депо и пост технического обслуживания гараж-стоянка, принадлежащие на праве оперативного управления Дмитровскому отряду Государственной пожарной службы МЧС России Московской области, а также газодымокамера и дымокамера, используемые под склад.
08.08.2008 на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и постановления администрации Дмитровского района Московской области "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Дмитровскому Отряду государственной противопожарной службы УГПС ГУВД Московской области для производственных целей в городе Дмитрове" N 1606-П от 12.05.2004 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
Полагая, что право собственности за Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0010607:25 было зарегистрировано незаконно, Министерство обратилось в суд с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности Московской области на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке (газодымокамеру и дымокамеру) не зарегистрировано.
Судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0010607:25 имеются объекты, предоставленные на праве оперативного управления Дмитровскому отряду Государственной пожарной службы МЧС России Московской области.
Земельный участок был сформирован и предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование Дмитровскому отряду государственной противопожарной службы УГПС ГУВД Московской области для производственных целей в городе Дмитрове, что следует из постановления администрации Дмитровского района Московской области N 1606-П.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций обоснованно пришли в выводу о том, что основания для отнесения спорного земельного участка к собственности Московской области, указанные в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствуют, право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано правомерно.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, положенные в основу судебных актов, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по делу, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.09.2014, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу N А41-16149/14 оставить без изменения. Кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Б.Адамова |
Судьи |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.