г. Москва |
|
13 марта 2015 г. |
Дело N А40-102428/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Крекотнева С.Н., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Редер" - Пацюра А.А. по дов. от 20.01.2014
от заинтересованных лиц: 1) Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве - не явился, извещен;
2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Скиперский А.С. по дов. от 30.12.2014 N 26042/2014
от третьих лиц: 1) Правительство Москвы - Дубчак Р.В. по дов. от 04.04.2014 N 4-47-294/4
2) Департамент городского имущества города Москвы - Дубчак Р.В. по дов. от 30.12.2014 N 33-Д-871/14
3) ФГБУ "ФКП Росреестра по г.Москве" - не явился, извещен
рассмотрев 10 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Редер"
на решение от 08 октября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
на постановление от 24 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Тихоновым А.П., Кораблевой М.С., Савенковым О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Редер" (ОГРН 1147746023655)
о признании недействительным ненормативного правового акта
к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы; ФГБУ "ФКП Росреестра по г.Москве"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Редер" (далее - заявитель, общество, ООО "Редер") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Росреестр) о признании недействительным решения Комиссии от 30.05.2014 N 51-674/2014 об отклонении заявления общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001020:130.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы и ФГБУ "ФКП Росреестра по г.Москве".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Редер" просит обжалуемые решение и постановление отменить как незаконные и необоснованные, принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебное заседание не явились представители Комиссии и ФГБУ "ФКП Росреестра по г.Москве", извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Информация о судебном заседании своевременно размещена судом кассационной инстанции в картотеке арбитражных дел на сайте http://kad.arbitr.ru в сети Интернет согласно отчету о публикации судебного акта.
Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ООО "Редер" в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представители Росреестра и третьих лиц - Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы возражали против отмены судебных актов по изложенным в них мотивам.
Выслушав явившихся представителей сторон и третьих лиц, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданная на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в г.Москве при территориальном органе в Москве, решением N 51-674/2014 от 30.05.2014 отклонила заявление ООО "Редер" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП.
Полагая, что решение Комиссии необоснованно и нарушает законные права и интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о выборе заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права и об отсутствии права общества обжаловать установленную кадастровую стоимость спорного земельного участка и выступать заказчиком оценки его рыночной стоимости, поскольку ООО "Редер" является не собственником, а арендатором земельного участка.
Делая вывод о том, что общество, оспаривая решении комиссии, избрало ненадлежащей способ защиты права, суды не учли положения статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора по существу), согласно которым решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости может быть оспорено в арбитражном суде.
Поскольку данная комиссия не является самостоятельным государственным органом или организацией, то в рамках рассматриваемого спора об оспаривании решения комиссии к участию в деле на стороне ответчика привлечен Росреестр.
Действительно, исходя из положений Закона об оценочной деятельности, а также Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263, Комиссия самостоятельно не наделена полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости. Названная комиссия принимает положительное решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, если заявителем представлен полный пакет документов, включающий положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, для случаев, когда рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов.
Между тем, при рассмотрении дела законность выводов оспариваемого решения и изложенных в нем мотивов отклонения заявления общества, судами не проверялись и не получили правовой оценки.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.02.2014 N 13839/13, рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Вместе с тем, представленные в дело доказательства и доводы сторон, касающиеся действительной рыночной стоимости участка, судами не исследовались и не оценивались.
Вопреки выводам судебных инстанций, общество в заявлении в суд ссылалось не на недостоверность кадастровой оценки земельного участка, а, в частности, на незаконность выводов комиссии, изложенных в оспариваемом решении, на соответствие отчета об оценке законодательству об оценочной деятельности, на отсутствие правовых оснований для отклонения комиссией заявления.
Доводы общества правовой оценки не получили.
Также является ошибочным вывод суда о том, что арендатор земельного участка не вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2011 N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды N М-04-036222 от 22.08.2011, заключенного между Департаментом земельных ресурсов г.Москвы (арендодатель) и ООО "Редер" (арендатор), арендатору для целей эксплуатации здания и сооружения продовольственной базы предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001020:130, общей площадью 12 212 кв.м., категория земель: "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: г.Москва, ул. Новохохловская, вл.14, стр.1.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или г.Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор.
Согласно Приложению 2 к договору, ставка арендной платы составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, арендная плата спорного земельного участка зависит непосредственно от его кадастровой стоимости, в связи с чем завышенная кадастровая стоимость земельного участка, несоответствующая его рыночной стоимости, влечет необоснованное увеличение арендных платежей, что нарушает законные права и интересы арендатора.
Следовательно, наличие у истца права аренды земельного участка является достаточным основанием для возможности ООО "Редер" выступать заказчиком оценки рыночной стоимости спорного земельного участка.
С учетом изложенного, выводы судов об отсутствии права общества оспаривать кадастровую стоимость земельного участка являются неверными, поскольку заявитель, обращаясь в арбитражный суд, преследовал цель защиты своего права как арендатора земельного участка.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что при рассмотрении спора в арбитражном суде действовала уже новая кадастровая стоимость, установленная Постановлением Правительства Москвы от 01 ноября 2014 года N 687-ПП по состоянию на 01.01.2014, является необоснованным, поскольку данное постановление применяется к отношениям, возникшим лишь с 01.01.2015.
В рассматриваемом же случае речь идет о кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной по состоянию на 01.01.2013 Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", вступившим в законную силу с 01.01.2014.
К тому же судом апелляционной инстанции не учтены изменения, внесенные в Закон об оценочной деятельности Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ с целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20).
На момент рассмотрения судом первой инстанции дела по существу Закон об оценочной деятельности уже действовал в редакции Федерального закона N 225-ФЗ.
Поскольку неправильное применение судами норм материального права привело к нерассмотрению спора по существу, состоявшиеся по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, а потому они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует с учетом вышеизложенного рассмотреть требование общества по существу, дать оценку законности оспариваемого решения комиссии с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и представленных ими доказательств, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2014 года по делу N А40-102428/14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.