город Москва |
|
17 марта 2015 г. |
Дело N А40-9958/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей: Малюшина А.А., Федосеевой Т.В.,
при участии в заседании:
от истца: Гончарова Т.П., доверенность от 02.06.2014. Двойникова Ю.Н.. доверенность от 19.01.2015, Науменков А.В., доверенность от 09.05.2014
от ответчика: Рягузов В.И., доверенность от 13.01.2015, Балычев И.В., доверенность от 13.01.2015
рассмотрев 10 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Центрального информационно-технического таможенного управления
на решение от 24 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Буниной О.П.
на постановление от 09 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Чепик О.Б., Гончаровым В.Я., Гармаевым Б.П.,
по иску ООО "ФОРС-Центр разработки" (ОГРН 1027700404830)
к Центральному информационно-техническому таможенному управлению (ОГРН 1117746889941)
о взыскании долга и неустойки
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФОРС-Центр разработки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Центральному информационно-техническому таможенному управлению (далее - ЦИТТУ) с иском о взыскании 12 838 400 руб. долга и 1 118 356 руб. 80 коп. неустойки за период с 13.04.2013 по 02.06.2014 по государственному контракту от 10.08.2012 N 6261-12-01/12 ( исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ЦИТТУ. Заявитель жалобы просит отменить решение и постановление, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судом норм материального права.
В заседании суда кассационной инстанции представители ЦИТТУ поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы и просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения по мотивам, приведенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что 10.08.2012 между ЦИТТУ (государственный заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт на выполнение работ "Сопровождение информационно-программных средств обеспечения, начисления, контроля уплаты таможенных платежей и тарифного регулирования в части программных средств из состава ИРС "Доход" Шифр "Сатурн-261-01" N 6261-12-01/12, предметом которого является выполнение работ по сопровождению информационно-программных средств обеспечения, начисления, контроля уплаты таможенных платежей и тарифного регулирования в части программных средств из состава ИРС "Доход".
Согласно пункту 1.2. контракта требования к работам, являющимся предметом контракта, определяются техническим заданием на выполнение работ (техническое задание, приложение N 1).
В соответствии с пунктом 1.3. контракта исполнитель обязался выполнить работы с момента его заключения по 20.08.2013 в соответствии с календарным планом (приложение N 2).
Разделом 2 договора установлены цена контракта и порядок расчетов. При этом указано на то, что цена контракта является твердой (предельной) и не может повышаться в ходе его исполнения, может быть снижена по соглашению сторон без изменения объема работ, оплата работ осуществляется за полностью выполненные работы, в соответствии с календарным планом. Перечисление денежных средств осуществляется в течение 15-ти календарных рабочих дней со дня подписания акта о выполнении работ (этапа работ) заказчиком.
Согласно разделу 5 контракта сдача-приемка выполненных работ осуществляется исполнителем на основании отчетных документов, предусмотренных календарным планом, и оформляется подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ, исполнитель представляет заказчику проект акта сдачи-приемки выполненных работ и подписанный исполнителем комплект отчетных документов в срок, указанный в техническом задании в двух экземплярах на бумажных носителях (в сброшюрованном виде) и оптических носителях (указать конкретный вид). Датой представления исполнителем проекта акта сдачи-приемки выполненных работ и подписанного комплекта отчетных документов по контракту считается дата получения заказчиком указанных документов, подтвержденная регистрационным штампом последнего на письме исполнителя.
Заказчик не позднее 30-ти рабочих дней после получения от исполнителя документов, указанных в пункте 5.2. контракта, рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ (этап работ) по контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в контракте.
Приемка работ осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в приказе ФТС России от 03.02.2010 N 183 "Об утверждении порядка организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов".
По результатам приемки работ заказчиком и исполнителем составляется и подписывается акт сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно пункту 5.3. контракта в случае обнаружения недостатков в выполненных работах заказчик направляет исполнителю мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок. В случае каждого мотивированного отказа заказчика от принятия результатов работ в связи с необходимостью устранения недостатков и (или) доработки результатов работ исполнитель устраняет указанные недостатки и (или) производит доработки за свой счет, передает заказчику комплект отчетной документации, отчет об устранении недостатков и (или) выполнении необходимых доработок, а также повторно акт сдачи-приемки выполненных работ в 2 экземплярах в срок, установленный государственным заказчиком (пункт 5.4 контракта).
В соответствии с пунктом 5.3.контракта подписанный сторонами акт о выполнении работ (этапа работ) является основанием для оплаты исполнителю выполненных работ (этапа работ).
Пунктом 7.3. контракта установлена ответственность заказчика за просрочку исполнения обязательств по оплате выполненных работ, предусмотренных контрактом, в виде неустойки, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения обязательств по контракту, в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Банка России от стоимости работ, оплата которых просрочена заказчиком.
Согласно п.11.1. контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2013 г.
Сторонами согласован календарный план выполнения работ по контракту, которым определены наименование работ, название ИПС, цена, срок исполнения, вид отчетных документов.
По акту приема-передачи от 13.08.2012 ответчиком истцу переданы права, проектная, техническая и эксплуатационная документация к контракту.
Ответчиком истцу в рамках первого этапа раздела II были поданы заявки - письма. Указанные письма заказчика в качестве заявок содержали указание на необходимость внесения в ИПС, срок выполнения таких работ.
По результатам исполнения указанных заявок ответчика истцом ответчику направлены соответствующие письма.
По окончании 1 этапа раздела II истцом направлены и ответчиком получены 07.02.2013 акт сдачи-приемки выполненных работ, акт о выполнении работ, отчетные материалы.
Письмом от 22.03.2013 N 24-10/2421 ЦИТТУ отказало в принятии результатов выполненных работ по письму истца от 07.02.2013 N 84 первого этапа раздела II, указав на то, что в процессе рассмотрения и согласования документации на ИРС "Доход" версии 6.2 и по результатам заседании комиссии по приемке работ в части внесения изменений в информационно-программные средства из состава ИРС "Доход", проходившего в период с 04.03. по 22.03.2013, установлено, что в период выполнения работ с 10.08.2012 по 01.02.2013 исполнителем не исполнены требования по защите информации в соответствии с разделом 4.6.2 "Требования по управлению доступом и разграничению полномочий пользователей" дополнения к техническому заданию на ИРС "Доход" версии 6.2, представленному в составе отчетных материалов письмом общества от 07.02.2013 N 84; в информационно-программных средствах АПС "лицевые счета" из состава ИРС "Доход" не реализована возможность идентификации рабочих станций, серверов и другого сетевого оборудования по IP и МАС - адресам.
В рамках второго этапа раздела II ЦИТТУ истцу были поданы заявки -письма.
По окончании 2 этапа раздела II истцом направлены и ответчиком получены 26.07.2013 акт сдачи-приемки выполненных работ, акт о выполнении работ, отчетные материалы.
Письмом от 30.08.2013 N 24-10/7568 ЦИТТУ отказало в приемке результатов работ по 2 этапу, указав на просрочку представления истцом полного комплекта отчетных документов, а также на то, что заказчиком проведено заседание комиссии по приемке результатов выполненных работ по контракту, в представленных истцом отчетных материалах по контракту выявлены недостатки, что отражено в протоколе заседания комиссии от 22.08.2013 N 1. Исполнителю предложено устранить замечания (недостатки), произвести доработки и передать заказчику комплект отчетной документации.
С учетом замечаний заказчика по оформлению отчетных материалов истец с письмами от 19.08.2013 N 825 и 06.09.2013 N 893 представил повторно переоформленные материалы.
Поскольку государственный заказчик уклонился от оплаты выполненных работ, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд указал на то, что исполнитель надлежащим образом выполнил обязательства, предусмотренные контрактом.
При этом суд, оценив условия контракта, а также технического задания к нему, пришел к правомерному выводу о том, что исполнитель обязался обеспечить в случае необходимости внесение изменений в ИПС на основании заявок заказчика, при этом количество таких заявок регламентировано соответствующим разделом технического задания к контракту.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты выполненных истцом работ, суд признал исковые требования обоснованными и удовлетворил их.
Довод ЦИТТУ о том, что суд не исследовал представленные ответчиком доказательства не исполнения обществом требований по защите информации и не обеспечил сохранение существующей на момент проведения работ функциональности информационно-программные средства (ИПС), признан судом несостоятельным.
Как указал суд, пунктами 10.1., 10.2. контракта установлено, что изменения и дополнения условий контракта возможны по соглашению сторон, в случаях установленных законодательством Российской Федерации. Все изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания сторонами дополнительных соглашений к контракту. Дополнительные соглашения к контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания сторон. Документального подтверждения наличия соглашения сторон о внесении изменений в техническое задание, являющееся неотъемлемой частью контракта, суду не представлено.
Согласно пункту 6.2. контракта приемка выполненных работ производится в соответствии с условиями государственного контракта и приказом ФТС России от 03.02.2010 N 183.
Приказом ФТС России от 03.02.2010 N 183 "Об утверждении Порядка организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов" - п.7 Приложения N 3 по замечаниям, выявленным в процессе приемки выполненных работ, определено, что комиссия принимает одно из следующих решений: замечания отклонить как необоснованные и не соответствующие требованиям контракта и ТЗ; замечания принять и составить протокол результатов приемки выполненных работ (при необходимости) с указанием обоснованных замечаний, выявленных недостатков, срока их устранения и даты приемки доработанных материалов; замечания принять и составить акт о ненадлежащем выполнении работ (этапа работ) с немедленным уведомлением исполнителя.
Согласно протоколу от 22.08.2013 N 1 заседания комиссии по приемке выполненных работ по государственному контракту от 10.08.2012 N6261-12-01/12 следует, что комиссия по результатам приемки работ этапа 2 раздела II решила:
1. Считать выполненными работы по внесению изменений в КПС "Обмен-Казначейство" версии 4.2 из состава АПС "Лицевые счета ИРС "Доход" версии 6.3.
2. Считать внесенные изменения в АПС "Лицевые счета" версии 4.2 выполненными исполнителем в соответствии с требованиями заявок заказчика, вместе с тем, принимая во внимание, что на дату заседания комиссии документация на АПС "Лицевые счета" не согласована с представителями подразделений ГУИТ и ЦИТУ, отвечающим за вопросы информационной безопасности, привлечь к участию в работе комиссии указанных специалистов для оценки корректности реализации в АПС "Лицевые счета" версии 4.2 раздела 4.6 дополнения к техническому заданию ИРС "Доход" версии 6.3 (НЮГК.50400-16 90).
3. ЦИТТУ направить в адрес ООО "ФОРС-Центр разработки" мотивированный отказа от приемки работ 2 этапа 2 раздела календарного алана контракта.
4. ЦИТТУ направить в адрес ООО "ФОРС-Центр разработки" обращение о необходимости проведения повторной процедуры компиляции и инсталляции КПС "Платежи-Анализ ФТС" версии 2.2 АПС "Платежи-Анализ" версии 9.2 из состава ИРС "Доход", представленной письмом от 19.08.2013 N 825, а также о необходимости предоставления недостающих отчетных материалов в части КПС "Обмен данными" версии 1.1 и демонстрации АПС "Платежи-Анализ" версии 9.2 и КПС "Обмен данными" версии 1.1.
5. Провести повторное заседание комиссии в срок не позднее 06.09.2013.
Исполнитель письмом от 06.09.2013 N 893 направил заказчику изменения в документы рабочего проекта КПС "Обмен данными" версии 1.1 "Спецификация на CD" (ННЮГК.504050-02 ЛУ) и "Руководство программиста" (НЮГК.504050-021 33) с устраненными замечаниями в описании расположения исходных кодов и процесса установки программного средства; исходные коды и инсталляционный пакет КПС "Платежи анализ-ФТС" версии 2.2 с устраненной ошибкой в описании ролей доступа пользователей.
Документального подтверждения направления истцу мотивированных отказов от приемки работ по указанному этапу в сроки, установленные контрактом, равно как и проведения повторного заседания комиссии, ответчиком не представлено.
Кроме того, как указал суд, ответчик не доказал, что им были обнаружены существенные недостатки в отчетных материалах по второму этапу раздела II Календарного плана по контракту.
Удовлетворение иска по указанным мотивам судебная коллегия находит соответствующим фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона.
Оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов не имеется. Иная оценка заявителем кассационной жалобы фактических обстоятельств дела не свидетельствует о незаконности принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2014 года по делу N А40-9958/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.