Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I Организация и режим занятий
1.1. Учащиеся допускаются к трудовому обучению и трудовой деятельности в УПК и цехах базовых предприятий лишь после медосмотра, устанавливающего отсутствие у них медицинских противопоказаний к работе (в соответствии с "Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков по различным профессиям", Высшая школа, т. I-IX, 1964 г.).
1.2. Проведение медицинских обследований (осмотров) учащихся с целью выявления противопоказаний к профессиям, по которым осуществляется обучение на комбинате, а также лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические мероприятия, содействующие укреплению здоровья школьников, обеспечивается районным (городским) отделом здравоохранения.
1.3. Районные (городские) санэпидстанции контролируют организацию условий и режима профессиональной подготовки школьников в УПК и цехах базовых предприятий.
1.4. Трудовое обучение учащихся 8-10 (11) классов может быть организовано различно: а) для занятий школьников в УПК или в учебных цехах базовых предприятий выделяются специальные дни недели; б) учебные занятия в школе сочетаются в какие-то дни с трудовым обучением в УПК или учебных цехах базовых предприятий.
1.5. В дни, специально выделенные в учебном расписании для производственного обучения, общая продолжительность трудовых занятий школьников (теоретические и практические занятия) не должна превышать для учащихся 8 - 9-х классов - 4-х часов в день; для учащихся 10 - 11-х классов - 6-ти часов в день.
1.6. В недельном расписании занятий время трудовой деятельности учащихся должно быть постоянным в течение каждого полугодия с целью выработки у школьников динамического стереотипа деятельности, способствующего успешному овладению профессиональными навыками.
1.7. Занятия трудом включают теоретическую подготовку и практическую работу школьников:
а) продолжительность практической работы учащихся не должна превышать 70 - 75% времени занятий трудом;
б) целесообразно, чтобы занятия теорией предшествовали практической работе школьников, а тема теоретических занятий была непосредственно связана с последующей практической работой учащихся;
в) наполняемость групп во время практической работы школьников не должна превышать 15 - 20 человек.
1.8. Все учащиеся должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты: спецодеждой, спецобувью, средствами защиты глаз (очки, маски), органов слуха (противошумы).
1.9. В процессе трудового обучения и производительного труда необходимо:
- равномерно и полно загружать каждого учащегося;
- постепенно усложнять задания как в пределах одной темы, так и в течение всего периода обучения;
- учитывать индивидуальные особенности учащихся и уровень их подготовленности;
- чередовать трудные работы с более легкими; работы, выполняемые продолжительное время - с работами средней длительности.
1.10. В целях снижения производственного травматизма необходимо усилить внимание мастеров производственного обучения к вопросам техники безопасности и охраны труда.
1.11. В специальные дни трудовой подготовки учащихся 8 - 9 классов в УПК занятия включают 1 час теоретической подготовки и 3 часа практической работы школьников.
Для учащихся 8 - 9 классов рекомендуется следующий режим работы:
а) после теоретической части занятий организуется 10 мин. перерыв;
б) на занятиях в 8-х классах в течение двух часов практической работы через каждые 30 мин. следует проводить пятиминутные перерывы;
- на занятиях 9-х классов после первого часа практической работы (45 мин.) следует проводить десятиминутный перерыв;
в) после двух часов практических занятий для учащихся 8 - 9 классов рекомендуется организовывать перерыв, длительностью 30 мин. (обеденный перерыв).
1.12. В дни трудовой подготовки учащихся 10 - 11 классов в УПК или в учебных цехах базовых предприятий занятия трудом включают 2 часа теоретической подготовки и 4 часа практической работы учащихся (допускается практическая работа в течение 5 часов).
Для школьников 10 - 11 классов рекомендуется следующий режим работы:
- 2 часа теоретических занятий разделяются 10-минутным перерывом;
- после теоретических занятий также проводится десятиминутный перерыв;
- после двух часов практической работы организуется перерыв, длительностью 30 мин. (обеденный перерыв).
1.13. В процессе трудового обучения и общественно полезного производительного труда школьников следует проводить физические упражнения в виде физкультпауз, физкультминуток и вводной гимнастики.
а) Физкультминутки (длительностью до 3-х минут) включают в основном упражнения, направленные на предупреждение неблагоприятного влияния вынужденной позы, на активацию дыхания и кровообращения, на активный отдых тех мышц, которые во время работы испытывают наибольшую динамическую или статическую нагрузку. Проводятся они в середине каждого часа (45') работы на рабочем месте при предварительно выключенном оборудовании.
б) Физкультпаузы (длительностью 5 мин.) включают, помимо этого, упражнения, имеющие профессиональную прикладную физическую направленность для более активного развития профессионально значимых функций и двигательных качеств (специфичных для каждой профессии).
Физкультпаузы проводятся во время десятиминутных перерывов.
При наличии неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, запыленность, наличие в воздухе химических и токсических веществ, дискомфортный микроклимат) физкультурные паузы проводятся вне производственных помещений, в местах, специально отведенных для отдыха.
в) Вводная гимнастика включает в себя, в большей мере, упражнения, направленные на активное развитие профессионально значимых функций, и проводятся на рабочем месте, непосредственно перед началом практической работы в течение 5 - 7 минут.
1.14. Специальные комплексы физических упражнений составляются преподавателями физической культуры школы и проводятся физоргом группы под руководством мастера производственного обучения.
Указанные формы физического воспитания, введенные в режим дня трудового обучения, способствуют более быстрому вхождению в работу, тренировке профессионально значимых функций, сохранению высокого уровня работоспособности до конца рабочего дня.
1.15. Гигиенически оптимальная зона плотности рабочего времени учащихся рекомендуется в пределах 60 - 88%. Работа как с более низкой, так и с более высокой плотностью приводит к снижению работоспособности и ухудшению самочувствия школьников.
1.16. Нормы выработки для школьников 14 лет не должны превышать 40% почасовой нормы взрослых; для подростков 15 - 16 лет - не более 60%, для 17-летних - не более 80% - почасовой нормы взрослых.
При выполнении работ, связанных с переносом и передвижением тяжестей, должны соблюдаться следующие нормы переноса тяжестей:
Юноши Девушки
14 лет не более 6 кг не более 6,0 кг
15 лет -"- 8,2 кг -"- 6,8 кг
16 лет -"- 12 кг -"- 8,0 кг
17 лет -"- 16,4 кг -"- 9,0 кг.
При этом длительность такой работы не должна превышать 1/3 рабочего времени подростка.
1.17. В дни недели, сочетающие занятия по общеобразовательным предметам в школе с трудовым обучением, общая продолжительность учебно-трудовой нагрузки школьников 8 - 10 (11) классов не должна превышать 6-ти часов в день.
1.18. В дни занятий школьников в УПК не следует организовывать общественно полезный, производительный труд учащихся во внеурочное время.
1.19.
а) Общественно полезный производительный труд учащихся 8 - 11 классов во внеурочное время должен проводиться в дни недели, в учебном расписании которых предусмотрено не более 5 уроков.
б) Занятия учащихся общественно полезным производительным трудом во внеурочное время должны начинаться не менее чем через 1 час после окончания уроков по расписанию. Это время должно строго соблюдаться, оно отводится на обед и отдых школьников.
в) Продолжительность общественно полезного производительного труда во внеурочное время не должно превышать 2-х часов в день для учащихся 8 - 9 классов, 3-х часов в день для учащихся 10 (11) классов.
<< Назад |
Раздел II >> Раздел II |
|
Содержание Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в межшкольных учебно-производственных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.