Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Методические указания Минздрава СССР "Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях" (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 12 августа 1987 г. N 4419-87)

 

Гигиенические требования к организации режима дня в смешанной преддошкольной группе

 

Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой (Табл. 1), например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5-10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна).

В тоже время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый).

В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4-5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми.

 

Таблица 1.

 

Примерный режим дня смешанной преддошкольной группы для детей от 1 до 3 лет

 

Режимный момент Возраст детей
1 г. - 1 г. 6 мес. 1 г. 6 мес. - 3 г.

Прием детей, игра
Утренняя гимнастика,
подготовка к завтраку,
завтрак
Игра
Подготовка ко сну, сон
на воздухе
Занятие 1 (по подгруппам)
Прогулка
Игры, самостоятельная
деятельность
Возвращение с прогулки,
подготовка к обеду
Обед
Сон на воздухе
Игра, занятия
Занятие 1 (по подгруппам)
Занятие 2 (по подгруппам)
Полдник
Подготовка ко сну, сон на
воздухе
Постепенный подъем, водные
процедуры
Полдник
Занятие 2 (по подгруппам)
Игра
Прогулка
Ужин
Уход домой

7.00 - 8.00


8.00 - 8.30
8.30 - 9.00

9.00 - 11.00
-
-

11.00 - 11.40

-
11.40 - 12.10
-
12.10 - 14.00
12.40-12.50-13.00
13.10-13.20-13.30
14.00 - 14.30

14.30 - 16.30

16.30 - 17.00
-
-
-
17.00 - 18.20
18.20
до 19.00

7.00 - 8.00


8.00 - 8.30
8.30 - 9.00

-
9.00-9.15-9.30
9.30 - 11.40

-

11.40 - 12.00
12.00 - 12.30
12.30 - 15.00
-
-
-
-

-

15.00 - 15.30
15.30 - 16.00
16.00-16.10-16.20
16.20 - 17.00
17.00 - 18.20
18.45
до 19.00

 

После завтрака воспитатель организует игры со старшей подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться младшим детям для первого дневного сна. Во время сна детей 1 - 1,5 лет, старшие заняты играми, с ними по подгруппам проводится первое занятие, а после прогулки и обеда их укладывают спать. С младшей подгруппой занятия проводятся после обеда.

Первыми после сна поднимаются дети 1,5 - 3 лет. С этой группой детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие проводится после полдника.

После занятий старшие дети играют, в это время просыпаются младшие. В 17.00 всю преддошкольную группу выводят на прогулку. В холодное время года дети до 1,5 лет перед ужином играют в групповом помещении, а более старшие гуляют.

Внутри каждой возрастной подгруппы необходимо соблюдать указанное выше правило: первыми садятся за стол самые маленькие дети, младших первыми одевают на прогулку, и они первыми возвращаются с нее, их первыми укладывают спать.

При соблюдении рекомендуемого режима дня в смешанной преддошкольной группе длительность сна и бодрствования, ритмичность их смены отвечают анатомо-физиологическим особенностям всех детей в группе.

Гигиенические требования к организации режима дня в смешанной дошкольной группе

 

С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу изменяется характер деятельности детей: усложняются занятия, дети овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более содержательной становится игра и т.д.

Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования у детей 4-6-го годов жизни, в основном, совпадают, что позволяет использовать в смешанной дошкольной группе следующий режим дня (Табл. 2). В дошкольной группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты смещают на 5 - 10 мин.

В смешанной дошкольной группе большое влияние уделяется утренней гимнастике, длительность которой для детей 3-4 лет составляет 4-6 мин., для более старших - 10-12 мин. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время года - в хорошо проветренном помещении.

 

Таблица 2

 

Примерный режим дня смешанной дошкольной группы для детей от 3 до 6 лет

 

Режимный момент Возраст детей
4 - 5-й год жизни 6-й год жизни

Прием, осмотр, утренняя гимнас-
тика

Завтрак

Игры, подготовка к занятиям

Занятия

Подготовка к прогулке

Прогулка

Возвращение с прогулки

Обед

Сон

Постепенный подъем, водные
процедуры

Полдник

Игры, самостоятельная деятель-
ность

Подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки

Ужин

Уход детей домой


7.00 - 8.30

8.30 - 9.30

9.00 - 9.30

9.30 - 10.15

10.15 - 10.25

10.25 - 12.30

12.30 - 12.50

12.50 - 13.20

13.20 - 15.20


15.20 - 15.50

15.50 - 16.10


16.10 - 16.40

16.40 - 18.10

18.10 - 18.20

18.20 - 18.45

18.45 - 19.00


7.00 - 8.30

8.30 - 9.00

9.00 - 9.15

9.15 - 10.45

10.45 - 10.55

10.55 - 12.30

12.30 - 12.50

12.50 - 13.20

13.20 - 15.20


15.20 - 15.50

15.50 - 16.10


16.10 - 16.40

16.40 - 18.10

18.10 - 18.20

18.20 - 18.45

18.45 - 19.00

 

В смешанной дошкольной группе занятия организуют только в первую половину дня. Рекомендуемое расписание занятий представлено в таблице 3. Ориентировочное расписание составляется на месяц с учетом проведения ряда занятий 1 раз в 2 недели. Желательно проводить занятия со всеми детьми по одному разделу программы. В зависимости от вида занятий, их содержания допустимы различия формы "подключения" к занятиям детей, отличающихся по возрасту.

Например; согласно приведенной схемы во все дни, кроме вторника 2-ой и 4-ой недели, занятия рекомендуется проводить ступенчато. Первое занятие начинают со старшими детьми и постепенно, в соответствии с возрастной длительностью занятия, подключают более младших детей (9.15 - 9.40 - 6-ой год жизни; 9.30 - 9.50 - 5-ый год жизни; 9.35 - 9.50 - второй год жизни).

Второе занятие также начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими (9.50 - 10.15 - дети 6-го года жизни; 10.00 - 10.15 - дети 4-го и 5-го года жизни). После одновременного окончания двух занятий со всеми детьми, младших (4-й и 5-ый год жизни) под наблюдением няни одевают на прогулку, а со старшими проводят третье занятие.

Во вторник второй и четвертой недели месяца с детьми 5-го и 6-го года жизни воспитатель проводит занятия по математике. Дети 4-го года жизни - в течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе занятие начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - в более младшими. После одновременного окончания второго занятия детей 5-го года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с детьми 4 и 6 годов жизни занимаются художественной литературой.

В середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5 - 2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов следует организовать подвижные игры малой и средней интенсивности.

Большое гигиеническое значение имеет рациональное планирование самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная работа детей должна находиться под контролем воспитателя и предусматривать чередование различных видов деятельности, статической и динамической нагрузки, переключение внимания детей.

 

Таблица 3

 

Вариант расписания занятий для смешанной дошкольной группы (дети 4-6 годов жизни)

 

Дни недели Возраст детей
4-ый г. жизни 5-ый г. жизни 6-ой г. жизни


Понедельник




Вторник




Среда



Четверг



Пятница





Понедельник




Вторник



Среда



Четверг



Пятница
 1,3 недели месяца
                |                
 Ознакомление с |Ознакомление с  
 окружающим     |окружающим      
 Музыка         |Музыка          
                |                
                |                
 Математика     |Математика      
 Физкультура    |Физкультура     
                |                
                |                
                |                
 Развитие речи  |Развитие речи   
 Лепка          |Лепка           
                |                
                |                
 Рисование      |Рисование       
 Физкультура    |Физкультура     
                |                
                |                
 Худ. лит-ра    |Худ. лит-ра     
 Музыка         |Музыка          
                |                
                |                
      2, 4 недели месяца         
                |                
 Ознакомление с |Ознакомление с  
 окружающим     |окружающим      
 Музыка         |Музыка          
                |                
                |                
       -        |Математика      
 Физкультура    |Физкультура     
 Худ. лит-ра    |     -          
                |                
 Развитие  речи |Развитие речи   
 Конструирование|Конструирование 
                |                
                |                
 Рисование      |Рисование       
 Физкультура    |Физкультура     
                |                
                |                
 Аппликация     |Аппликация      
 Музыка         |Музыка          
                |                
 


Ознакомление с
окружающим
Музыка
Рисование

Математика
Физкультура
Ознакомление с
окружающим

Развитие речи
Лепка
Грамота

Рисование
Физкультура
Русский язык

Худ. лит-ра
Музыка
Лепка



Ознакомление с
окружающим
Музыка
Рисование

Математика
Физкультура
Худ. лит-ра

Развитие речи
Конструирование
Грамота

Рисование
Физкультура
Русский язык

Аппликация
Музыка
Русский язык

 

В начале января и в конце марта учебные занятия не проводятся. В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные игры, физические упражнения, организовать спортивные праздники, увеличивать длительность прогулок.

В разновозрастной группе особое внимание должно быть уделено физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут проводиться одновременно со всей группой, однако, характер упражнений, их количество, темп, число повторений должно в зависимости от возраста строго дозироваться. Возможно также "ступенчатое" подключение к занятию детей младших возрастных групп.

Большое значение в физическом воспитании детей имеют физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в разновозрастных группах целесообразно проводить в конце прогулки.*

Для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности детей очень важно, чтобы воспитатель заранее правильно спланировал чередование отдельных видов деятельности и отдыха, использование физкультурного оборудования и индивидуальных пособий (скамейки, доски, палки, обручи, флажки и т.д.).

Рациональная организация режима в малокомплектном детском саду во многом зависит от четкой, слаженной работы всего персонала дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю должны оказывать заведующая, медсестра, другие работники дошкольных учреждений.

Организаций всех видов деятельности и отдыха детей подготовительной группы строится на основе Приказа Минздрава СССР от 10 ноября 1986 г. N 1470 "Об усилении медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста" (М., 1986 г.) и методических рекомендаций "Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы" (М., 1985 г.).

 

Заместитель Главного
государственного санитарного врача СССР

А.И. Заиченко

 

-------------------------------------------------------------------------

* Методика проведения занятий изложена в методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5-7 лет в дошкольных учреждениях" (1984 г.).

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Методические указания Минздрава СССР "Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях" (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 12 августа 1987 г. N 4419-87)


Текст Методических указаний официально опубликован не был