Гигиенические требования к организации режима дня в смешанной преддошкольной группе
Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой (Табл. 1), например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5-10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна).
В тоже время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый).
В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4-5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми.
Таблица 1.
Примерный режим дня смешанной преддошкольной группы для детей от 1 до 3 лет
Режимный момент | Возраст детей | |
1 г. - 1 г. 6 мес. | 1 г. 6 мес. - 3 г. | |
Прием детей, игра Утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак Игра Подготовка ко сну, сон на воздухе Занятие 1 (по подгруппам) Прогулка Игры, самостоятельная деятельность Возвращение с прогулки, подготовка к обеду Обед Сон на воздухе Игра, занятия Занятие 1 (по подгруппам) Занятие 2 (по подгруппам) Полдник Подготовка ко сну, сон на воздухе Постепенный подъем, водные процедуры Полдник Занятие 2 (по подгруппам) Игра Прогулка Ужин Уход домой |
7.00 - 8.00 8.00 - 8.30 8.30 - 9.00 9.00 - 11.00 - - 11.00 - 11.40 - 11.40 - 12.10 - 12.10 - 14.00 12.40-12.50-13.00 13.10-13.20-13.30 14.00 - 14.30 14.30 - 16.30 16.30 - 17.00 - - - 17.00 - 18.20 18.20 до 19.00 |
7.00 - 8.00 8.00 - 8.30 8.30 - 9.00 - 9.00-9.15-9.30 9.30 - 11.40 - 11.40 - 12.00 12.00 - 12.30 12.30 - 15.00 - - - - - 15.00 - 15.30 15.30 - 16.00 16.00-16.10-16.20 16.20 - 17.00 17.00 - 18.20 18.45 до 19.00 |
После завтрака воспитатель организует игры со старшей подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться младшим детям для первого дневного сна. Во время сна детей 1 - 1,5 лет, старшие заняты играми, с ними по подгруппам проводится первое занятие, а после прогулки и обеда их укладывают спать. С младшей подгруппой занятия проводятся после обеда.
Первыми после сна поднимаются дети 1,5 - 3 лет. С этой группой детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие проводится после полдника.
После занятий старшие дети играют, в это время просыпаются младшие. В 17.00 всю преддошкольную группу выводят на прогулку. В холодное время года дети до 1,5 лет перед ужином играют в групповом помещении, а более старшие гуляют.
Внутри каждой возрастной подгруппы необходимо соблюдать указанное выше правило: первыми садятся за стол самые маленькие дети, младших первыми одевают на прогулку, и они первыми возвращаются с нее, их первыми укладывают спать.
При соблюдении рекомендуемого режима дня в смешанной преддошкольной группе длительность сна и бодрствования, ритмичность их смены отвечают анатомо-физиологическим особенностям всех детей в группе.
Гигиенические требования к организации режима дня в смешанной дошкольной группе
С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу изменяется характер деятельности детей: усложняются занятия, дети овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более содержательной становится игра и т.д.
Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования у детей 4-6-го годов жизни, в основном, совпадают, что позволяет использовать в смешанной дошкольной группе следующий режим дня (Табл. 2). В дошкольной группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты смещают на 5 - 10 мин.
В смешанной дошкольной группе большое влияние уделяется утренней гимнастике, длительность которой для детей 3-4 лет составляет 4-6 мин., для более старших - 10-12 мин. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время года - в хорошо проветренном помещении.
Таблица 2
Примерный режим дня смешанной дошкольной группы для детей от 3 до 6 лет
Режимный момент | Возраст детей | |
4 - 5-й год жизни | 6-й год жизни | |
Прием, осмотр, утренняя гимнас- тика Завтрак Игры, подготовка к занятиям Занятия Подготовка к прогулке Прогулка Возвращение с прогулки Обед Сон Постепенный подъем, водные процедуры Полдник Игры, самостоятельная деятель- ность Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки Ужин Уход детей домой |
7.00 - 8.30 8.30 - 9.30 9.00 - 9.30 9.30 - 10.15 10.15 - 10.25 10.25 - 12.30 12.30 - 12.50 12.50 - 13.20 13.20 - 15.20 15.20 - 15.50 15.50 - 16.10 16.10 - 16.40 16.40 - 18.10 18.10 - 18.20 18.20 - 18.45 18.45 - 19.00 |
7.00 - 8.30 8.30 - 9.00 9.00 - 9.15 9.15 - 10.45 10.45 - 10.55 10.55 - 12.30 12.30 - 12.50 12.50 - 13.20 13.20 - 15.20 15.20 - 15.50 15.50 - 16.10 16.10 - 16.40 16.40 - 18.10 18.10 - 18.20 18.20 - 18.45 18.45 - 19.00 |
В смешанной дошкольной группе занятия организуют только в первую половину дня. Рекомендуемое расписание занятий представлено в таблице 3. Ориентировочное расписание составляется на месяц с учетом проведения ряда занятий 1 раз в 2 недели. Желательно проводить занятия со всеми детьми по одному разделу программы. В зависимости от вида занятий, их содержания допустимы различия формы "подключения" к занятиям детей, отличающихся по возрасту.
Например; согласно приведенной схемы во все дни, кроме вторника 2-ой и 4-ой недели, занятия рекомендуется проводить ступенчато. Первое занятие начинают со старшими детьми и постепенно, в соответствии с возрастной длительностью занятия, подключают более младших детей (9.15 - 9.40 - 6-ой год жизни; 9.30 - 9.50 - 5-ый год жизни; 9.35 - 9.50 - второй год жизни).
Второе занятие также начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими (9.50 - 10.15 - дети 6-го года жизни; 10.00 - 10.15 - дети 4-го и 5-го года жизни). После одновременного окончания двух занятий со всеми детьми, младших (4-й и 5-ый год жизни) под наблюдением няни одевают на прогулку, а со старшими проводят третье занятие.
Во вторник второй и четвертой недели месяца с детьми 5-го и 6-го года жизни воспитатель проводит занятия по математике. Дети 4-го года жизни - в течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе занятие начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - в более младшими. После одновременного окончания второго занятия детей 5-го года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с детьми 4 и 6 годов жизни занимаются художественной литературой.
В середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5 - 2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов следует организовать подвижные игры малой и средней интенсивности.
Большое гигиеническое значение имеет рациональное планирование самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная работа детей должна находиться под контролем воспитателя и предусматривать чередование различных видов деятельности, статической и динамической нагрузки, переключение внимания детей.
Таблица 3
Вариант расписания занятий для смешанной дошкольной группы (дети 4-6 годов жизни)
Дни недели | Возраст детей | ||
4-ый г. жизни | 5-ый г. жизни | 6-ой г. жизни | |
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница |
1,3 недели месяца | Ознакомление с |Ознакомление с окружающим |окружающим Музыка |Музыка | | Математика |Математика Физкультура |Физкультура | | | Развитие речи |Развитие речи Лепка |Лепка | | Рисование |Рисование Физкультура |Физкультура | | Худ. лит-ра |Худ. лит-ра Музыка |Музыка | | 2, 4 недели месяца | Ознакомление с |Ознакомление с окружающим |окружающим Музыка |Музыка | | - |Математика Физкультура |Физкультура Худ. лит-ра | - | Развитие речи |Развитие речи Конструирование|Конструирование | | Рисование |Рисование Физкультура |Физкультура | | Аппликация |Аппликация Музыка |Музыка | |
Ознакомление с окружающим Музыка Рисование Математика Физкультура Ознакомление с окружающим Развитие речи Лепка Грамота Рисование Физкультура Русский язык Худ. лит-ра Музыка Лепка Ознакомление с окружающим Музыка Рисование Математика Физкультура Худ. лит-ра Развитие речи Конструирование Грамота Рисование Физкультура Русский язык Аппликация Музыка Русский язык |
В начале января и в конце марта учебные занятия не проводятся. В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные игры, физические упражнения, организовать спортивные праздники, увеличивать длительность прогулок.
В разновозрастной группе особое внимание должно быть уделено физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут проводиться одновременно со всей группой, однако, характер упражнений, их количество, темп, число повторений должно в зависимости от возраста строго дозироваться. Возможно также "ступенчатое" подключение к занятию детей младших возрастных групп.
Большое значение в физическом воспитании детей имеют физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в разновозрастных группах целесообразно проводить в конце прогулки.*
Для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности детей очень важно, чтобы воспитатель заранее правильно спланировал чередование отдельных видов деятельности и отдыха, использование физкультурного оборудования и индивидуальных пособий (скамейки, доски, палки, обручи, флажки и т.д.).
Рациональная организация режима в малокомплектном детском саду во многом зависит от четкой, слаженной работы всего персонала дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю должны оказывать заведующая, медсестра, другие работники дошкольных учреждений.
Организаций всех видов деятельности и отдыха детей подготовительной группы строится на основе Приказа Минздрава СССР от 10 ноября 1986 г. N 1470 "Об усилении медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста" (М., 1986 г.) и методических рекомендаций "Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы" (М., 1985 г.).
Заместитель Главного |
А.И. Заиченко |
-------------------------------------------------------------------------
* Методика проведения занятий изложена в методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5-7 лет в дошкольных учреждениях" (1984 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания Минздрава СССР "Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях" (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 12 августа 1987 г. N 4419-87)
Текст Методических указаний официально опубликован не был