См. ГОСТ 5994-93, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
Таблица N 1
Размеры парт, столов и стульев старых образцов
N мебели |
Группа роста в см |
Высота заднего края крышки стола над полом в см |
Высота переднего края сидения над полом в см |
6 7 8 9 10 11 12 |
110-119 120-129 130-139 140-149 150-159 160-169 170-179 |
52,0 57,0 62.0 67,0 72,0 77,0 79,0 |
32,0 35,0 38,0 41,0 44,0 47,0 47,0 |
Примечание: данными размерами следует руководствоваться также для определения номера мебели при отсутствии цифровой и цветовой фабричной маркировок.
Таблица N 2
Размеры парт, столов и стульев, изготовленных по новым ГОСТам
Группа мебели |
Группа роста в см |
Высота заднего края крышки стола над полом в см |
Высота переднего края сидения над полом в см |
А Б В Г Д |
до 130 130-145 145-160 160-175 выше 175 |
54,0 60,0 66,0 72,0 78,0 |
32,0 36,0 40,0 44,0 48,0 |
Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследовании школьников.
Для определения высоты (скамьи) в качестве ведущей величины принята средняя длина голени со стопой; рассчитывая глубину сидения, следует исходить из неполной средней величины длины бедра школьников.
Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сидения предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра, а профиль сидения соответствует форме бедра и ягодиц.
У каждой скамьи (стула) обязательно наличие профилированной спинки, которая используется школьниками как дополнительная опора.
В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола и стула (скамьи) со спинкой. Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции спинки и дистанции сидения.
Расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сидения - дифференция - равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0-6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).
Расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи) - дистанция спинки - оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний диаметр туловища школьника более, чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору; центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается "зажатым" между крышкой парты и спинкой скамьи: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.
Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сидения - дистанция сидения (скамьи) - должно быть только отрицательным (не менее 4-х и не более 8-ми см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед; рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и форсирующие утомление.
В конструкции школьной мебели должны исключаться откидные сидения, зажимы или механизмы, острые углы и грани, выступающие винты и шурупы - все то, что создает опасность ушибов, ущемлений и других травм.
Для изготовления и отделки школьной мебели должны использоваться материалы, разрешенные органами санитарно-эпидемиологической службы, стойкие к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств, а также обладающие низкой теплопроводностью (не более 0,46 Вт).
В классе, оборудованном светлой мебелью (отделка с сохранением текстуры), в одно и то же время дня, при одинаковой ориентации окон и окраске стен освещенность на 20% выше, чем в классе, оборудованном партами (столами), окрашенными в черный (крышка) и коричневый (основание) цвета. При светло-зеленой или светло-коричневой окраске крышки стола (парты) и белом основании средняя освещенность рабочих мест увеличивается на 6,5%, а классной доски - на 15%.
Лицевые поверхности крышки стола (парты), сидения и спинки стула (скамьи) следует отделывать прозрачным лаком с сохранением текстуры светлой древесины или наносить непрозрачные покрытия спокойных светлых оттенков следующих цветов: зеленого, серовато-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого, желтого с коэффициентом отражения (светлотой) от 35 до 50%.
Окрашивать школьную мебель в белый цвет нельзя, так как это резко повышает яркость и отрицательно действует на зрение школьников.
Поверхность школьной мебели должна быть матовой, так как блестящая поверхность столов, шкафов и другого оборудования оказывает на школьников слепящее действие, утомляет их: резко снижает (на 12-18%) зрительные функции: остроту зрения, быстроту различения, устойчивость ясного видения.
Маркировка мебели
Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь цифровую и цветовую маркировки.
На нижних поверхностях крышки стола и сидения стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносят группу стола (парты), стула - в числителе; диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена, - в знаменателе, например,
Б
----------.
130-145 см
Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм: для группы А - желтого цвета, для группы Б - красного, для группы В - голубого, для группы Г - зеленого, для группы Д - белого.
В старых образцах мебели выполняется цифровая маркировка: номер
мебели - в числителе, диапазон роста школьников - в знаменателе,
например: N 9
----------.
140-149 см
При ремонте мебели должны строго соблюдаться все гигиенические требования, предъявляемые к ее размерам, устройству и отделке (окраске).
Расстановка мебели
Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А (или NN 6, 7), вторыми - группы Б (или NN 8, 9), третьими - группы В (или N 10) и т.д. При необходимости поставить мебель больших размеров ближе к доске, ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) рядах.
Рабочие места в учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная - от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места в ряду у окна за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.
Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.
Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в первом и третьем (четвертых) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели их росту. Это необходимо проводить с целью профилактики нарушения осанки.
Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:
- в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до первого ряда столов (парт) - 0,6-0,7 м; от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) - 0,5-0,6 м; от задней стены до столов (парт) - 0.4-0,5 м; от классной доски до первых столов (парт) - 2,4 м; между рядами - 0,6-0,8 м;
- в учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 3,0 м, что при длине доски в 4 м обеспечивает "угол рассмотрения" для школьников, сидящих за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах, не менее 35°; расстояние от окон до первого ряда столов (парт) - 0,8-1,0 м; ширина проходов между рядами - не менее 0,6 м, от последних столов (парт) до шкафов, расположенных вдоль задней стенки помещения - 0,9-1,0 м.
Измерение роста школьников
Рост школьников измеряют обычным ростомером или специальной деревянной рейкой длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом в 15 см, начиная с 130 см, а на другой стороне с интервалом в 10 см, начиная с 110 см. В промежутках между делениями проставляют все группы (номера) мебели.
Рост школьников измеряется в обычной обуви непосредственно в классе; могут быть использованы также данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.
Учитель (классный руководитель или заведующий кабинетом), с учетом полученных данных о росте, рассаживает школьников за мебель, требуемой группы (номера).
Рекомендуется в вестибюле школы иметь цветную мерную линейку, на которой наносятся, соответственно группам мебели, цветовые полосы: желтая - на высоте от 115- 130 см от пола, красная - от 130 до 145 см, голубая - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см, белая - от 175 до 190 см. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти маркировочный цвет необходимой мебели
Данные о дате измерения роста и результатах, состояний зрения и слуха школьников, группа (номер) мебели заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать маркировку соответствующих его росту стола (парты) и стула. Повседневную проверку правильности расстановки мебели следует возложить на санитарный актив класса.
Для облегчения рассаживания школьников I-IV классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять схему (см. приложение) с указанием фамилии, роста, состояния зрения и слуха каждого школьника, а также группы цветовой маркировки столов (парт) и стульев. Схема подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и, помещенная в классном журнале, является наиболее действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.
Правильный подбор парт, столов и стульев
Учебные помещения должны оборудоваться мебелью двух или трех номеров, в соответствии с примерным распределением школьников по классам (табл. N 3).
Таблица N 3
Примерное распределение школьников по классам и группам
мебели (в процентах)
Группа мебели |
Классы | Подго- товит. |
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
A Б В Г Д |
95 5 |
70 30 |
40 60 |
15 75 10 |
70 30 |
35 60 5 |
10 70 20 |
55 40 5 |
30 60 10 |
15 70 15 |
10 70 20 |
Учебные помещения для школьников подготовительных и первых классов рекомендуется оборудовать партами.
Запрещается использовать в классах, кабинетах табуреты и другую мебель без спинки.
Ориентировочно в учебных помещениях подготовительных и I-II классов необходима мебель двух групп - А и Б; III классов - трех групп А, Б, В; IV классов - двух групп Б и В (табл. N 4).
Таблица 4
Ориентировочное распределение двухместных парт (столов)
по классам (в штуках)
Группы парт |
Классы | Подготовит. | I | II | III | IV |
А Б В |
19 1 |
14 6 |
8 12 |
3 15 2 |
14 6 |
Примечание: 1. При оборудовании учебных помещений двухместными столами количество стульев каждой группы удваивается;
2. При оборудовании учебных помещений одноместными столами удваивается количество столов и, соответственно, стульев к ним.
При оборудовании учебных помещении I-IV классов мебелью старых образцов (группы роста с интервалом в 10 см) необходимо:
- для подготовительных классов - NN 6, 7, 8;
- для первых классов - NN 7, 8;
- для вторых классов - NN 7, 8, 9;
- для третьих классов - NN 8, 9;
- для четвертых классов - NN 9, 10 (табл. N 5).
Таблица N 5
Ориентировочное распределение двухместных парт (столов)
по классам (в штуках)
NN ме- бели |
Классы | Подготовит. | I | II | III | IV |
6 7 8 9 10 |
2 13 5 |
8 12 |
2 11 7 |
12 8 |
13 7 |
Учебные кабинеты для школьников V-Х (XI) классов оборудуются двухместными столами. Количество столов каждой группы определяется числом кабинетов на предмет (табл. N 6).
Таблица N 6
Ориентировочное распределение двухместных столов
в учебных кабинетах (в штуках и процентах)
Кабинеты | Один V-X(XI) |
Два | Три | |||||||||
Классы | V-VII | VIII-X | V-VI | VII-VIII | IХ-Х (XI) | |||||||
Группы | %% | шт. | %% | шт. | %% | шт. | %% | шт. | %% | шт. | %% | шт. |
Б В Г Д |
5 40 45 10 |
1 8 9 2 |
10 60 30 |
2 12 6 |
15 70 15 |
3 14 3 |
15 65 20 |
3 13 4 |
35 55 10 |
7 11 2 |
10 70 20 |
2 14 4 |
При оборудовании учебных кабинетов мебелью старых образцов необходимо при наличии одного кабинета на предмет для школьников V-Х (XI) классов: N 10-8 шт. N 11-10 шт., N 12-2 шт.
- двух кабинетов на предмет: для школьников V-VII классов - N 10-14 шт., N 11-6 шт.; для школьников VIII-Х (XI) классов - N 11-17 шт.; N 12-3 шт.;
- трех кабинетов на предмет: для школьников V-VI классов - N 10 - 16 шт.; N 11 - 4 шт.; для школьников VII-VIII классов - N 10-5 шт.; N 11 - 13 шт., N 12 - 2 шт.; для школьников IX-Х (XI) классов - N 11-16 шт.; N 12-4 шт.
Для оборудования кабинетов физики, химии и биологии предназначаются специальные ученические лабораторные столы групп В, Г, Д по ГОСТу 18314-73.
В соответствии с учебной программой у школьников VIII-Х классов на занятия в кабинетах физики и химии приходится в неделю в 5 раз больше времени, чем у школьников VII класса, и в 10 раз больше, чем у школьников VI класса, поэтому кабинеты физики и химии необходимо оборудовать мебелью, которая более всего обеспечит удобное размещение школьников VIII-Х (XI) классов: столы групп В - 3 шт.; Г - 14 шт.; Д - 3 шт.
В кабинете биологии школьники V-Х классов работают одинаковое количество часов в неделю, следовательно, он должен быть оборудован лабораторными столами групп В - 7 шт., Г - 11 шт., Д - 2 шт.
Рабочая поза и ее воспитание
Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол (подножку), предплечья свободно лежать на столе.
Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников первых классов следует выделить специальный урок.
Учитель демонстрирует таблицу "Правильно сиди при письме". После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги; обращает внимание на то, что сидение стула должно заходить за край стола: стулья группы А - на 40 см, группы Б и В - на 5,0-6,0 см, группы Г и Д - на 7,0-8,0 см.
Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице: еще раз объясняет, как надо держать голову, плечи, руки и т.д. и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол или пoднoжку.
При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки, просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу.
Учебные таблицы "Правильно сиди при письме" следует повесить в классе, чтобы школьники всегда имели их перед глазами.
Вместе с тем школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате постоянной неправильной посадки.
Дети легко усваивают и подражают. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий. Роль учителя в воспитании у учащихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык; об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.
Администрация и учителя школы обязаны строго выполнять настоящие рекомендации.
Медицинские работники школы, имея точные данные о росте, состоянии зрения и слуха школьников, обязаны оказывать помощь администрации и учителям школы в составлении расчета необходимого набора мебели, в ее маркировке (если в этом есть необходимость), в расстановке мебели по классам и кабинетам, а также осуществлять повседневный контроль за правильной посадкой школьников и др.
Контроль за правильным использованием школьной мебели и оказание помощи в этом органам народного образования осуществляют санитарно-эпидемиологические станции.
Главный Государственный |
П.Н.Бургасов |
Заместитель Министра |
К.Г.Ножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации "Об использовании школьной мебели" (утв. Главным Государственным санитарным врачом СССР 12 сентября 1974 г. N 1178-74 и Минпросом СССР 11 сентября 1974 г.)
Текст рекомендаций официально опубликован не был