г. Москва |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А41-17385/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Дербенева А.А., Комаровой О.И.
при участии в заседании:
от истца ОСАО "Ингосстрах"(ОГРН -1027739362474)-Галочкин И.В.дов от 12.01.2015 г.
от ответчика ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" (ОГРН-1025006171519)-Быкова Н.С. дов. от 26.12.2014 г
от третьего лица ОАО "Страховое общество газовой промышленности" -(ОГРН 1027739820921) Костенко В.В. дов от 06.02.2013 г. N 23
рассмотрев 24 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ОСАО "Ингосстрах"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 21 июля 2014 года
принятое судьей Гришиной Т.Ю.
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 10 декабря 2014 года
принятое судьями Черниковой Е.В., Ивановой Л.Н., Ханашевич С.К.
по иску открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах"
к государственному унитарному предприятию Московской области "МОСТРАНСАВТО",
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности"
о признании недействительным открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров,
УСТАНОВИЛ:
Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" (далее - ОСАО "Ингосстрах") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к государственному унитарному предприятию Московской области "МОСТРАНСАВТО" (далее - ГУП МО "МОСТРАНСАВТО") о признании недействительным открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (т. 1 л.д. 3 - 7).
Определением Арбитражного суда Московской области от 10.06.2014 к участию в рассмотрении дела N А41-17385/14 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (далее - ОАО "СОГАЗ") (т. 2 л.д. 114).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.07.2014 по делу N А41-41063/12 в удовлетворении исковых требований ОСАО "Ингосстрах" отказано (т. 2 л.д. 129 - 131).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 г. решение арбитражного суда Московской области от 21 июля 2014 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Открытого акционерного общества "Ингосстрах" без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОСАО "Ингосстрах" подана кассационная жалоба, в которой истец просит отменить решение арби тражного суда Московской области от 21 июля 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 г. по основаниям несоответствия выводов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам имеющимся доказательствам, неправильного применения норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт, исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ОСАО "Ингосстрах" указало, что 20 марта 2014 г. на официальном сайте телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровья, имуществу пассажиров в соответствии со ст. 429 Гражданского Кодекса РФ и Федеральным Законом" от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном".
Организатором и заказчиком проведения конкурса является Государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта Московской области "Мострансавто" (далее - Заказчик, Ответчик).
Вместе с извещением о проведении закупки ГУП "Мострансавто" также была размещена и документация по закупке.
14.04.2014 конкурсной комиссией заказчика в составе: Гудкова СМ., Финько И.А., Исаева Н.П., Залесова С.А., Триндюка О.Б. (далее - Конкурсная комиссия) было принято решение признать ОАО "СОГАЗ" победителем Конкурса, что подтверждается Протоколом N 22 оценки и сопоставления заявок от 14.04.2014 N 31400995202 (далее - Протокол оценки заявок).
По мнению ОСАО "Ингосстрах", что при проведении закупки ответчиком были допущены существенные нарушения требований к торгам, установленных частью I статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в установлении критериев оценки заявки на участие в закупке, приведших к созданию дискриминационных условий участия в закупке. Указанным действиям заказчика была дана ненадлежащая оценка судом первой инстанции.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в частности, муниципальными унитарными предприятиями.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупке, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 3 Закона о закупке правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки Й проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона о закупках).
Ответчиком размещено на официальном сайте www.zakupki. gov.ru Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Ответчика (версия N 4) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 7.1.1.1 Положения о закупке в целях закупки товаров, работ, услуг путем проведения, открытого конкурса необходимо разработать и разместить на официальном сайте Заказчика и (или) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса, конкурсную документацию, проект договора.
В соответствии с пунктом 7.9.8 Положения о закупке в рамках оценочной стадии комиссия по закупке оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для заказчика с целью определения победителя или в предварительном ранжировании до переторжки, при этом оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о проведении запроса предложений.
Согласно п. 3.8.6.1. документации по закупке в рамках оценочной стадии комиссия по закупке оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для заказчика с целью определения победителя.
В силу п 3.8.8.1. документации по закупке, на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме комиссия по закупке каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивает порядковые номера.
Заявке на участие в закупке, в которой содержится лучшее сочетание условий исполнения договора, комиссия по закупке присваивает первый номер.
Победителем признается участник, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора, и заявке на участие в Закупке которого по результатам оценки и сопоставления заявок присвоен первый номер.
Пунктом 3.8.7. документации по закупке предусмотрены следующие показатели оценки предложений участников по критерию "квалификация участника":
Размер оплаченного уставного капитала, максимальное количество баллов 40;
Размер собственных средств страховой организации по состоянию на последнюю отчётную дату, максимальное количество баллов 30;
Размер чистой прибыли по состоянию на последнюю отчётную дату, максимальное количество баллов 30.
Расчёт итогового балла, который присваивается каждой заявке, осуществляется путём суммирования баллов по каждому критерию. На основании суммы баллов каждому предложению относительно других по мере уменьшения суммы баллов присваивается порядковый номер (производится ранжирование). В соответствии с п. 3.8.8.2 документации о закупке, предложению, которое набрало максимальную сумму баллов, присваивается первый номер.
ОСАО "Ингосстрах" полагает, что установление критерия оценки заявки на участие в Закупке в зависимости от величины уставного капитала участника Закупки, а также установление критерия оценки заявки на участие в закупке в зависимости от размера собственных средств страховой организации, приводит к созданию дискриминационных условий участия в закупке, ограничивает конкуренцию на рынке страхования, что в соответствии с Законом о защите конкуренции является недопустимым.
Согласно части 1 статьи 25 Закона РФ N 4015-1 от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании) гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование.
Для осуществления деятельности по страхованию и перестрахованию страховая компания должна обладать уставным капиталом не менее 480 млн. рублей, что следует из положений п. 3 ст. 25 Закона о страховании. Любые иные требования, установленные заказчиком к размеру уставного капитала участника закупки, выходят за рамки установленных законодателем требований к платежеспособности.
На основании изложенного, установление критерия оценки заявки на участие в конкурсе в зависимости от размера уставного капитала участника является:
во-первых, ограничением прав и законных интересов страховых компаний на осуществление предпринимательской деятельности и оказание услуг по страхованию;
во-вторых, предоставляет незаконные преимущества тем страховщикам, которые имеют значительно увеличенный размер уставного капитала.
Судами первой и апелляционной инстанций указано, что по смыслу п.3 ст. 25 Закона об организации страхового дела, требования к уставному капиталу ограничены только по его минимальному размеру, тогда как максимально возможные значения уставного капитала страховщика законом не установлены и не ограничены. Однако, судами не было учтено то обстоятельство, что исходя из Протокола N 22 оценки и сопоставления заявок от 14.04.2014 N 31400995202 размер оплаченного уставного капитала участника конкурса (в соответствии с данными из бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2013 г.) - ОАО "СОГАЗ" (15 111 482 640 руб.) практически вдвое превышают размер оплаченного уставного капитала другого участника конкурса - ООО "Росгосстрах" (8 113 434 000 руб.) не принимая во внимание других потенциальных участниках конкурса; по данному критерию заявка ОАО "СОГАЗ" получила высший балл.
Установление критерия оценки предложений по размеру собственных средств страховой организации по состоянию на последнюю отчётную дату ограничивает конкуренцию среди страховых компаний и нарушает принцип равноправия участников закупки.
Установление подобного критерия является нарушением заказчиком действующего законодательства РФ в связи с предоставлением преимуществ участия в торгах одному, заранее известному по указанному показателю критерия, участнику.
Учитывая положения Закона о страховании и Закона об обязательном страховании, исполнение обязательств страховщика по договору обеспечивается:
- условиями договора страхования;
- наличием лицензии у страховщика;
-участием его профессиональном объединении страховщиков.
Установление иных критериев оценки является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, заказчик, установив критерий оценки заявок участников по размеру уставного капитала, величине собственных средств страховой организации по состоянию на последнюю отчетную дату, предоставил преимущества ОАО "СОГАЗ", лишив при этом остальных страховщиков, действующих на территории РФ, возможности победы в закупке, что напрямую запрещено п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции".
Установление ответчиком в документации о закупке критериев оценки заявок участников, нарушает права истца, исключает возможность победы в закупке.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
В силу части 4 указанной нормы нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Согласно п. 1 ст. 447 и ст. 449 ГК РФ, под заинтересованным лицом следует понимать участника торгов либо лицо, которому было отказано в участии в торгах, либо иного субъекта гражданских правоотношений, чьи права были нарушены в результате проведения данных торгов.
Признание недействительными торгов приведет, по мнению истца к восстановлению его прав, так как в этом случае заказчик будет вынужден провести закупку повторно, при этом устранив обстоятельства, приводящие к ограничению конкуренции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОСАО "Ингосстрах" поддержал доводы кассационной жалобы.
Ответчик, государственное предприятие пассажирского автомобильного транспорта Московской области "МОСТРАНСАВТО" и третье лицо, ОАО"СОГАЗ" в судебное заседание явились, с доводами кассационной жалобы не согласны, решение арбитражного суда Московской области от 21 июля 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 г. находят законными и обоснованными.
Законность судебных актов проверятся в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда Московской области от 21 июля 2014нг., постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 г.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что 20.03.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" было опубликовано извещение N 31400995202 и конкурсная документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора по оказанию услуг организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ от 14.06.2012 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" и статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации (номер извещения N 31400995202) (т. 1 л.д. 8 - 29, 82 - 125).
ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" на официальном сайте было размещено также Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 14.1 Положения о закупке, в целях закупки товаров, работ, услуг путем проведения открытого запроса предложений заказчику необходимо разработать и разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого запроса предложений, документацию о проведении открытого запроса предложений, проекта договора.
Пунктом 14.8.6 Положения о закупке установлено, что в рамках оценочной стадии комиссия по закупке оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для заказчика с целью определения победителя или в предварительном ранжировании до переторжки, при этом оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о проведении запроса предложений.
В силу положений п. п. 3.8.6.1 и 3.8.6.3 документации по закупке, в рамках оценочной стадии комиссия по закупке оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для заказчика с целью определения победителя. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, комиссия по закупке каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, присваивает порядковые номера. Заявке на участие в закупке, в которой содержится лучшее сочетание условий исполнения договора, комиссия по закупке присваивает первый номер. Победителем признается участник, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора, и заявке на участие в закупке которого по результатам оценки и сопоставления заявок присвоен первый номер.
Пунктом 3.8.7 документации по закупке установлены следующие показатели оценки предложений участников по критерию "квалификация участника":
- размер оплаченного уставного капитала, максимальное количество баллов 40;
- размер собственных средств страховой организации по состоянию на последнюю отчетную дату, максимальное количество баллов 30;
- размер чистой прибыли по состоянию на последнюю отчетную дату, максимальное количество баллов 30.
При этом, расчет итогового балла, который присваивается каждой заявке, осуществляется путем суммирования баллов по каждому критерию. На основании суммы баллов каждому предложению относительно других по мере уменьшения суммы баллов присваивается порядковый номер (производится ранжирование). Предложению, которое набрало максимальную сумму баллов, присваивается первый номер.
ОСАО "Ингосстрах", полагая, что установление критерия оценки заявки на участие в закупке в зависимости от величины уставного капитала участника закупки, а также установление критерия оценки заявки на участие в закупке в зависимости от размера собственных средств страховой организации, нарушает требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и приводит к созданию дискриминационных условий участия в закупке и ограничивает конкуренцию на рынке страхования, обратилось в суд с настоящими требованиям.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОСАО "Ингосстрах" требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанции правомерно указали на отсутствие правовых оснований для признания конкурса на оказание услуг по организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров недействительным, а также на отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов истца при проведении конкурса.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Пунктом 1 статьи 25 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) предусмотрено, что гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона об организации страхового дела, страховщики (за исключением обществ взаимного страхования) должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного настоящим Законом минимального размера уставного капитала.
Исходя из положений данной нормы, суд первой и апелляционной инстанции правомерно указали, что требования к уставному капиталу ограничены только по его минимальному размеру, тогда как максимально возможные значения уставного капитала страховщика законом не установлены и не ограничены.
Уставный капитал является одним из важнейших показателей, позволяющих получить представление о размерах и объеме собственных средств экономических субъектов, является гарантом его платежеспособности и финансовой устойчивости, взыскания с него убытков и соответствующих санкций.
Исходя из условий ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к документации о закупках, что следует также из содержания ч. 1 ст. 1 Закона о закупках.
В данном случае заказчик, ГУП пассажирского автомобильного транспорта Московской области "МОСТРАНСАВТО", являясь крупнейшим перевозчиком Московской области обоснованно признал существенным требованием при исполнении договора подтверждение гарантий платежеспособности страховой компании.
Федеральная антимонопольная служба России при разрешении жалобы ОСАО "Ингосстрах" пришла к выводу о том, что указанные критерии оценки направлены, в том числе на предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, что не является ограничением возможности участия в конкурсе участникам закупок.
Отсутствие у какого-либо их лиц, заинтересованных в заключении договора возможности соответствовать требованиям конкурсной документации, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничения заказчиком числа участников конкурса.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 16 июля 2014 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2014 г. по делу N N 40-79903\2014 ОСАО "Ингосстрах" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отмене решения Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2014 г. N 233-ФЗ-39\14. (т. 2 л.д. 123 - 126).
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда г.Москвы от 21 июля 2014 г. по делу N А41-17385\14 ОСАО "Ингосстрах" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным открытого конкурса в электронном виде на оказание услуг по организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.(л.д.129-131 т.2)
Лицами, участвующими в указанных делах были также ГУП МО"МОСТРАНСАВТО" и ОАО"СОГАЗ".
Согласно ч.2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу арбитражным судом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Под заинтересованным лицом следует понимать субъекта, имеющего юридически значимый интерес в деле. Такая заинтересованность может признаваться за лицами, чьи права и законные интересы нарушены при проведении торгов и будут восстановлены в результате признания торгов недействительными.
Лицо, требуя признания торгов недействительным, должно представить суду доказательства нарушения закона при проведении конкурса и доказать свою заинтересованность.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О и в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, по смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав истца, предъявившего иск.
Суд первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что ОСАО "Ингосстрах" не представило доказательств о нарушении его прав и законных интересов при проведении конкурса.
Судом первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2014 года по делу N А41-17385/14, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОСАО "Ингосстрах" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.