В соответствии с Концепцией развития службы охраны здоровья матери и ребенка, основанной на государственных и ратифицированных международных документах, предусматривается к 2000 году обеспечить снижение материнской смертности до 25-27 на 100000 живорожденных; абортов - до 50 на 1000 женщин детородного возраста.
Для достижения этих целей необходимо повышение эффективности использования ресурсов путем совершенствования организации медицинской помощи, что является одним из основных направлений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.
Структурная реформа здравоохранения предполагает реорганизацию амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, в том числе акушерско-гинекологической, основанную на внедрении современных организационных форм и перинатальных технологий. Реорганизация службы должна осуществляться не только с учетом демографических показателей, но и показателей состояния репродуктивного здоровья, состояния материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, потребности населения в медицинской помощи, региональных особенностей территорий.
При реструктуризации стационаров рекомендуется распределение коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса, при этом койки для интенсивного лечения должны составлять до 20%, восстановительного лечения - до 45%, длительного лечения больных хроническими заболеваниями - до 20%, медико-социальной помощи - до 15%.
В целях разработки рекомендаций по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи в стране в соответствии с задачами службы и направлениями Концепции проведено специальное изучение статистических данных, результатов выборочных исследований, а также опыта ряда территорий.
По данным официальной статистики в 1997 году акушерско-гинекологическая служба системы Минздрава России представлена родильными отделениями больниц различного уровня и 265 родильными домами, 61 перинатальным центром (из них 7 - самостоятельных и 54 развернуты на базе действующих учреждений родовспоможения и детства), 2027 женскими консультациями, более чем 200 центрами планирования семьи и репродукции (из них 30 - самостоятельных).
В то же время материально-техническая база многих акушерско-гинекологических учреждений остается неудовлетворительной. По данным последней паспортизации только 60% акушерских и гинекологических коек расположены на площадях, соответствующих санитарным нормам, до 15% коек расположены в зданиях, непригодных к эксплуатации, обеспеченность площадями амбулаторных акушерско-гинекологических учреждений составляет 70%.
Результаты специального изучения показали, что при среднероссийском показателе коек патологии беременности в общей структуре акушерских коек - 35,4%, в ряде территорий удельный вес этих коек крайне низкий и составляет менее 20% при высоком уровне акушерской и соматической патологии. По оперативным данным койки для совместного пребывания матери и ребенка в целом по России составляют лишь 13,4%, а в четверти территорий эти койки в структуре акушерских коек не выделяются совсем.
Учитывая изложенное, а также в связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии репродуктивного здоровья населения, прогнозируемым в ближайшие годы увеличением рождаемости, проведение реструктуризации акушерских коек необходимо осуществлять с возможным сохранением штатов и объемов финансирования. Однако, речь идет не о формальном сохранении ресурсов, а о рациональной переориентации их деятельности на профилактику абортов, партнерскую подготовку к беременности и родам, оказание медико-социальной помощи семье и др. При реструктуризации необходимо полное обеспечение стационарным родоразрешением и создание оптимальных условий для беременных, рожениц, родильниц и новорожденных детей. При этом необходимо довести площади на акушерскую койку до требуемых санитарных норм, ориентируясь на максимально возможное индивидуальное размещение женщины во время родов, и после них, в том числе совместно с мужем и другими родственниками, увеличить долю коек патологии беременности до необходимой потребности, но не менее 50%.
Особое внимание уделить совершенствованию деятельности акушерских стационаров на основе психологически комфортного (физиологичного) родоразрешения, раннего прикладывания новорожденных к груди, свободного режима вскармливания, совместного пребывания матери и ребенка, ранней выписки, что предусмотрено приказом Минздрава России от 26.11.97 N 345 "О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах" и соответствует рекомендациям ВОЗ.
В целях обеспечения преемственности и совершенствования специализированной помощи женщинам, в том числе в период беременности, необходимо осуществлять интеграцию родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью, в первую очередь с многопрофильными больницами.
Особое место в системе охраны здоровья женщин и детей должны занимать учреждения нового типа - перинатальные центры, обеспечивающие медицинскую помощь по современным организационным и лечебно-диагностическим технологиям наиболее тяжелому контингенту беременных женщин и новорожденных детей. Создание этих учреждений рекомендовано во всех регионах.
Что касается гинекологических коек, то их структура должна определяться потребностями региона, а также развитием и внедрением современных методов диагностики и лечения нарушений репродуктивной функции женщины (лапаро- и гистероскопии, ЭКО и др.).
Учитывая особую роль женских консультаций в профилактике осложнений беременности, родов, послеродового периода, а также в оказании помощи гинекологическим больным, наиболее рациональным является их размещение в составе лечебно-профилактических учреждений, что предусмотрено приказом Минздрава России от 10.04.98 N 113 "О введении в действие Типового положения о женской консультации". Этим документом регламентирована деятельность женских консультаций в соответствии с современными требованиями.
При проведении реструктуризации следует предусматривать расширение объемов медицинской помощи в стационарах дневного пребывания и внедрение в них стационарозамещающих технологий.
Перечень показаний к пребыванию в дневных стационарах акушерско-гинекологического профиля и организация их работы регламентированы приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 15.11.91 N 186 "О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению РСФСР" (приложение 10), приказом Минздравмедпрома России от 11.06.96 N 242 "О перечне социальных показаний и утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности" (пункт 11 приложения 3) приказом Минздрава России от 26.11.97 N 345 (приложение 5).
Несмотря на положительные тенденции в снижении абортов (их абсолютное число в 1997 году уменьшилось по сравнению с 1992 годом на 26,8%, на 33,0% снизился показатель распространенности абортов на 1000 женщин фертильного возраста, на 52,9% - абсолютное число криминальных абортов), их уровень остается еще высоким. Положительным моментом действия программы "Планирование семьи", в том числе имеющих большой экономический эффект, является сокращение коек для производства абортов и создание условий для проведения безопасного аборта.
Особую роль в организации работы по охране репродуктивного здоровья населения должны занимать подразделения службы планирования семьи и репродукции, сеть которой должна постоянно развиваться. В соответствии с утвержденными Минздравом России рекомендациями "Организация и развитие службы планирования семьи" (1997 год), основными направлениями деятельности этих учреждений являются профилактика абортов, внедрение современных средств и методов контрацепции, информационно-образовательное обеспечение этих мероприятий.
Следует считать ошибочным и вредным представление отдельных специалистов о том, что аборт является одним из методов контрацепции. Такая позиция наносит ущерб работе по охране репродуктивного здоровья населения и влечет за собой неправильные организационные решения.
Руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, разрабатывая план мероприятий по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки административной территории, при реструктуризации коечного фонда, наряду с рекомендациями Минздрава России, должны учитывать региональные особенности и состояние здоровья населения.
Начальник Управления охраны |
Д.И.Зелинская |
Начальник Управления планирования, |
Н.Н.Точилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минздрава РФ от 15 апреля 1998 г. N 13-16/10 "О реструктуризации учреждений акушерско-гинекологического профиля"
Текст письма официально опубликован не был