г. Москва |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А41-12964/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - Перепечаевой Д.С. по дов. от 14.01.2015 N ОД-16/371,
от третьего лица - Хомяковой В.М. по дов. от 30.04.2014 N ЕП/08-2913,
рассмотрев 02 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ильхананова Марка Ифраимовича
на решение от 01 октября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 11 декабря 2014 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-12964/14
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильхананова Марка Ифраимовича (ОГРНИП 313774623800040)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным отказа
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ильхананов Марк Ифраимович (далее -ИП Ильхананов М.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, Агентство) о признании незаконным отказа от 18.11.2013 N ПП-10/53593ж в предоставлении земельных участков в аренду и обязании принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99 сроком на 49 лет, а также обязании направить ИП Ильхананову М.И. проект договора аренды земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2014 года, в удовлетворении требований было отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представители Агентства и третьего лица просили жалобу отклонить, считая обжалованные судебные акты соответствующими требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
ИП Ильхананов М.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству суда кассационной инстанции размещена на официальном Интернет-сайте суда. Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Суд, руководствуясь частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил: приложенные к кассационной жалобе дополнительные доказательства возвратить заявителю.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Ильхананов М.И. 18.12.2013 обратился в Агентство с заявлением о предоставлении незастроенных земельных участков в аренду на 49 лет для создания крестьянского фермерского хозяйства и осуществления его деятельности - разведения кроликов, сельскохозяйственных птиц, создания теплиц, смешанного сельского хозяйства, а именно:
- земельный участок 1 с приблизительной площадью около 2, 85 га, находящегося в кадастровом квартале 50:08:0040127, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами: 50:08:0040127:32, 50:08:0040127:381, 50:08:0040127:420, расположенного по адресу: Московская область, р-н Истринский. с\пос. Лучинское. (в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040127:97);
- земельный участок 2 с приблизительной площадью около 2, 52 га, находящегося в кадастровом квартале 50:08:0040127, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами: 50:08:0000000:368, 50:08:0040127:98, 50:08:0040118:530, расположенного по адресу: Московская область, р-н Истринский. с\пос. Лучинское. (в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040127:99);
- земельный участок 3 с приблизительной площадью около 39,2 га, находящегося в кадастровом квартале 50:08:0040102, граничащего с земельным участком с кадастровым номером: 50:08:0010110:13, расположенного по адресу: Московская область, р-н Истринский. с\пос. Ермолинское. д. Рычково, (в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040102:45).
Письмом от 18.11.2013 N ПП-10/53593ж Росимущество отказало заявителю в предоставлении земельных участков в аренду со ссылкой на отсутствие государственного кадастрового учета земельных участков, в отношении которых подано заявление о предоставлении их в аренду.
Так, согласно пунктам 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 9 Кодекса предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства детализирован в статьях 11, 12 главы 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N74-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 74-ФЗ для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 3 статьи 11 Закона N 74-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной нормы, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗХ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. При этом для принятия решения об образовании земельных участков необходимо наличие кадастрового паспорта образуемых земельных участков.
Судами установлено, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99, сформированных и поставленных на кадастровый учет в установленном законом порядке. При этом земельные участки, необходимые заявителю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не сформированы.
Кроме того, в нарушение пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ заявителем ни Росимуществу, ни в материалы дела не представлены документы в обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Принимая во внимание отсутствие нарушений прав заявителя действиями ответчика, что в силу требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным, суды пришли в правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не усматривает процессуальных нарушений при их принятии, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2014 года по делу N А41-12964/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.