г. Москва |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А40-101162/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.,
судей: Антоновой М.К., Жукова А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО МК "АГАННЕФТЕГАЗГЕОЛОГИЯ" - В.В.Золотарева (по доверенности от 24.12.2014 года); И.З.Карапеляна (по доверенности от 08.12.2014 года); Б.В.Богданцова (по доверенности от 23.01.2015 года);
от заинтересованного лица: МИ ФНС по КН N 1 - О.А. Марковой (по доверенности от 12.03.2015 года);
рассмотрев 02 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества Многопрофильная компания "АГАННЕФТЕГАЗГЕОЛОГИЯ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2014 года,
принятое судьей Бедрацкой А.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года,
принятое судьями Порывкиным П.А., Сафроновой М.С., Поповой Г.Н.,
по делу N А40-101162/14
по заявлению Открытого акционерного общества Многопрофильная компания "АГАННЕФТЕГАЗГЕОЛОГИЯ" (ОГРН 1028601866182; ИНН 8620011110)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ОГРН 1047702057765; ИНН 7710305514)
о признании недействительным решения в части
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Многопрофильная компания "Аганнефтегазгеология" (далее - налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - инспекция, налоговый орган) от 24 января 2014 года N 52-20-12/1946р в части начисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 2 105 руб., соответствующих сумм пени, штрафа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года, в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "Многопрофильная компания "Аганнефтегазгеология" подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Представитель налогового органа возразил против удовлетворения кассационной жалобы. Полагает, что указанная норма применена судом правильно, в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 года N 12232.
Обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
В соответствии с указанной нормой налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку ОАО "Многопрофильная компания Аганнефтегазгеология", по результатам которой вынесено обжалуемое решение N 52-20-12/1946р от 24 января 2014 года. Решением начислен налог на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды с января 2011 года по ноябрь 2011 года в сумме 2 105 руб., соответствующие пени и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Основанием для начисления налога явилось то, что в указанных налоговых периодах налогоплательщик производил налогообложение по налоговой ставке 0 рублей в части нормативных потерь полезных ископаемых, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 мая 2009 года N 145. Данным приказом установлены следующие нормативные потери: 0,123% для Западно-Могутловского лицензионного участка; 0,128% для Рославльского лицензионного участка; 0,121% для Чухлорского лицензионного участка; 0,140% для Западно-Варьеганского месторождения.
Данные нормативы применялись в спорном периоде, поскольку на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода 2011 года отсутствовали утвержденные нормативы потерь на этот календарный год.
Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2011 года N 637 на 2011 год установлены следующие нормативы технологических потерь нефти: 0,112% для Западно-Могтуловского лицензионного участка; 0,126 % для Рославльского лицензионного участка; 0,109% для Чухловского лицензионного участка. То есть вновь утвержденные нормативны потерь уменьшились.
В декабре 2011 года налогоплательщик применил ставку 0 руб. в части нормативных потерь, утвержденных Приказом Минэнерго от 30 декабря 2011 года N 637. Перерасчет налога за период с января по ноябрь 2011 года в соответствии с данным приказом не производил, что налоговый орган счел противоречащим подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ и начислил спорную сумму налога.
Возражая против начисления, налогоплательщик ссылался на то, что указанная норма прямо предусматривает, что в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее.
При этом законом не предусмотрена обязанность налогоплательщика пересчитывать налог за периоды, предшествующие утверждению новых нормативов.
Признавая решение инспекции законным, суды, основываясь на письме ФНС России от 21 августа 2013 года N АС 4-3/15165, пришли к выводу о том, что в случае утверждения нормативов на очередной календарный год в течение этого или следующего за ним календарного года, налогоплательщик обязан произвести перерасчет сумм налога, начиная с первого налогового периода календарного года, на который утверждены данные нормативы потерь. Такой перерасчет должен быть произведен независимо от того, превышают или нет вновь утвержденные нормативы размеры ранее действовавших.
Такое толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, по мнению судов первой, апелляционной инстанций, соответствует также постановлению Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 года N 12232/12.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами неправильно применена указанная норма в результате неправильного толкования.
Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921, установлено, что нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, предполагается, что размер нормативов потерь в зависимости от применяемой методики разработки месторождения ежегодно изменяется, в связи с чем уполномоченному государственному органу предписано производить утверждение нормативов потерь на каждый календарный год. И только в случае несвоевременного утверждения нормативов потерь на очередной год впредь до их утверждения на текущий год допускается применение нормативов потерь, утвержденных ранее в установленном порядке, что и предусмотрено в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Несвоевременное утверждение нормативов потерь на очередной календарный год по не зависящим от общества причинам не должно как лишать его права как на применение ставки 0 к размеру потерь, признаваемому уполномоченным государственным органом на конкретный год нормативным в случае увеличения нормативов, так и налагать обязанность пересчитывать (увеличивать) сумму налога в случае уменьшения нормативов.
Такое толкование буквально следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, а также соответствует смыслу этой нормы, обеспечивающей определенность в отношениях по исчислению налогоплательщиком налога в случае, когда уполномоченный орган несвоевременно утверждает нормативы потерь.
Данное толкование не противоречит постановлению Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 года N 12232/12, которым установлено, что в соответствии с указанной нормой налогоплательщик вправе после утверждения в октябре 2009 года нормативов потерь, которые были увеличены, произвести перерасчет сумм налога на добычу полезных ископаемых, уплаченных за январь, февраль этого года. Несвоевременное утверждение нормативов не может лишать налогоплательщика указанного права. Вывод о том, что налогоплательщик обязан произвести перерасчет, увеличив сумму налога, в случае позднего утверждения нормативов, которые были уменьшены, в постановлении отсутствует.
Применение судом письма ФНС России от 21 августа 2013 года необоснованно, поскольку оно противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Кроме того, в данном деле возможно применение пункта 7 статьи 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Поскольку фактические обстоятельства судом установлены, но неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года по делу N А40-101162/14 - отменить. Заявление ОАО Многопрофильная компания "Аганнефтегазгеология" удовлетворить - признать недействительным решение Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 24 января 2014 года N 52-20-12/1946р в части начисления налога на добычу ископаемых в сумме 2 105 руб., соответствующих сумм штрафа, пени.
Взыскать с МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО Многопрофильная компания "Аганнефтегазгеология" судебные расходы по уплате госпошлины при подаче заявления в сумме 2 000 руб., уплаченную по пл. поручению N 843 от 07.05.2014 года; при подаче апелляционной жалобы в сумме 2 000 руб., уплаченную по пл. поручению N 1861 от 10.10.2014 года; при подаче кассационной жалобы в сумме 3 000 руб., уплаченную по пл. поручению N 262 от 11.02.2015 года.
Председательствующий судья |
Н.В.Буянова |
Судьи |
М.К.Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.