Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минздрава СССР
от 23 марта 1976 г. N 288
Инструкция
о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц
I. Общие положения
О мероприятиях по борьбе с внутрибольничной инфекцией см. также приказ Минздрава СССР от 31 июля 1978 г. N 720
1. Данная Инструкция предназначена для главных врачей и персонала больниц, поликлиник, родильных домов, клиник, институтов и других лечебно-профилактических учреждений.
2. Организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий направлены на профилактику и борьбу с внутрибольничными инфекциями, вызываемыми различными патогенными и условно патогенными микроорганизмами (стафилококки, клебсиеллы, синегнойная палочка, протей и другие).
3. Санитарно-противоэпидемический режим в инфекционных больницах и в инфекционных отделениях общих больниц устанавливается в соответствии с действующей Инструкцией о режиме инфекционных больниц и инфекционных отделений общих городских больниц; в хирургических отделениях - в соответствии с Временными методическими указаниями по организации и проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в хирургических отделениях.
4. Ответственность за организацию и проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в больнице возлагается на главного врача лечебно-профилактического учреждения.
5. Старшая медицинская сестра отделения проводит инструктаж среднего и младшего медицинского персонала по выполнению комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий в отделении (больнице).
II. Санитарно-гигиенический режим в приемном отделении
6. Врач осматривает всех поступающих в приемное отделение для своевременного выявления подозрительных на инфекционное заболевание больных, их немедленной изоляции и перевода в соответствующие инфекционные больницы (отделения).
7. С этой целью у больных осматривают кожные покровы, зев, измеряют температуру. Деревянные шпатели после одноразового пользования уничтожают, а металлические кипятят в течение 15 минут. Термометры целиком помещают в сосуд с дезинфицирующим раствором (приложение 1).
8. Осмотр больного проводят на кушетке, покрытой клеенкой; после приема каждого больного клеенку протирают ветошью, смоченной раствором дезинфицирующего препарата (приложение 1).
9. В случае обнаружения больного с подозрением на инфекционное заболевание мебель и предметы, с которыми соприкасался больной, а также помещение, где он находился, подвергают обеззараживанию.
10. При осмотре больного в приемном отделении необходимо обращать внимание на наличие у него педикулеза. В случае выявления педикулеза больной, помещение и предметы, с которыми контактировал больной, подлежат специальной дезинсекционной обработке (приложение 2). О каждом больном, у которого был обнаружен педикулез, сообщают в санэпидстанцию по месту жительства больного; делают соответствующую пометку в истории болезни.
11. Больной в приемном отделении проходит полную санитарную обработку: принимает душ или ванну (по указанию врача); стрижет ногти и т.д. Для мытья больной получает обеззараженную мочалку.
12. Санитарная обработка производится в специально отведенном помещении, в котором обязательно должна соблюдаться пропускная система, исключающая встречные потоки больных.
13. После прохождения санитарной обработки больной получает чистое больничное белье, халат (пижаму), тапочки.
Примечание: По разрешению главного врача лечебного учреждения, больному разрешается пользоваться собственным бельем, смена которого должна производиться строго по графику учреждения.
14. Перевозку инфекционных больных из приемного покоя в отделения производят на специально выделенной каталке.
15. Одежду и обувь больного складывают в индивидуальный мешок. Мешки хранят на стеллажах в специально выделенном помещении.
16. Приемное отделение обеспечивают достаточным количеством:
а) банного мыла;
б) мочалками индивидуального пользования, количество которых определяется пропускной способностью лечебного учреждения в сутки;
в) посудой для раздельного хранения чистых и использованных мочалок. На посуде для мочалок должны быть соответствующие надписи "чистые", "бывшие в употреблении";
г) машинкой для стрижки волос, "опасной" бритвой или безопасным бритвенным прибором, частым гребнем;
д) кусачками или ножницами для ногтей;
е) ватой, пинцетами, денатурированным спиртом;
ж) наконечниками для клизм и посудой для их обеззараживания и хранения в чистом виде с соответствующей маркировкой;
з) ведрами с плотно закрывающимися крышками, противнем из оцинкованного железа;
и) моющими, дезинфицирующими и дезинсекционными средствами.
17. После каждого использования мочалки для мытья больных, ванны, машинки для стрижки волос, гребни, бритвы и бритвенные приборы, кусачки и ножницы для ногтей, пинцеты, наконечники для клизм, плевательницы, подкладные судна и мочеприемники обеззараживают по режимам, указанным в приложении 1.
18. Для мытья рук используют хозяйственное мыло (2-кратное намыливание) в мелкой расфасовке (на одноразовое пользование). После осмотра больного с инфекционным заболеванием или подозрением на него руки обеззараживают в течение 2-х минут 0,2% раствором хлорамина или 0,1% раствором (по надуксусной кислоте) "Дезоксона-1".
19. Ношение медицинским персоналом шапочек, полностью закрывающих волосы, обязательно.
20. Уборку приемного отделения производят не реже 2 раз в день влажным способом с применением дезинфицирующих средств (приложение 1). Уборочный инвентарь приемного отделения маркируют. В уборной хранят ведро и тряпку, предназначенные для мытья полов только в уборной. Для мытья дверей, оконных рам, подоконников и т.п. должны быть отдельные тряпки, хранящиеся в другом месте. Использование этого инвентаря для других целей категорически воспрещается. После использования уборочный материал обеззараживают (приложение 1).
III. Санитарно-гигиенический режим в отделениях
21. Перед поступлением больного в палату кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладного судна протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором. Кровать застилают постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку по режиму для вегетативных форм (приложение 1).
См. также Методические указания МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 марта 1999 г.)
22. Больному выделяют индивидуальные предметы ухода: плевательницу, поильник, кружку или стакан, подкладное судно и т.д., которые после использования тщательно моют. После выписки больного предметы индивидуального ухода подвергают обеззараживанию.
23. При поступлении в больницу больному предоставляется право взять в палату предметы личной гигиены.
24. Больных с педикулезом, первично обработанных в приемном покое, берут под особое наблюдение и подвергают повторной обработке в отделении до полного обезвшивливания (приложение 2).
25. Каждый больной принимает в отделении гигиеническую ванну не реже одного раза в 7-10 дней, (если нет к этому медицинских противопоказаний).
26. Смену нательного и постельного белья производят не реже одного раза в 7-10 дней (после прохождения ванны и, кроме того, белье меняют всякий раз в случае загрязнения).
27. При смене нательного и постельного белья его аккуратно собирают в мешки из хлопчатобумажной ткани или в емкости с крышкой. Запрещается сбрасывать бывшее в употреблении белье на пол в отрытые приемники. Сортировку и разборку грязного белья производят в специально выделенном помещении. После смены белья, пол и предметы в палате протирают ветошью, смоченной в дезрастворе (Приложение 1).
28. Больных обеспечивают бесплатно услугами парикмахера:
а) бритье не реже 2-х раз в неделю;
б) стрижка волос по показаниям.
Контроль за выполнением требуемого режима парикмахером осуществляет старшая медицинская сестра отделения.
29. Ежедневно утром и вечером перед сном больные должны умываться. Перед каждым приемом пищи больные обязательно моют руки. Для тяжелых и лежачих больных умывание организуют у постели больного. Тяжелым больным ежедневно обеспечивают уход за полостью рта.
30. Больным запрещается пользоваться для сидения койками соседних больных; посетителям не разрешают сидеть на койках больных, палаты должны быть обеспечены табуретами, стульями.
31. Проветривание палат производят не реже четыре раз в день.
32. Установленный для больницы послеобеденный час должен строго соблюдаться всеми больными и не нарушаться персоналом больницы (отделения).
33. В отделениях больниц необходимо строго соблюдать охранительный режим и распорядок дня: недопустимы громкие разговоры больных и персонала, уборка помещений в утренние и поздние вечерние часы.
34. Выход больных в другие отделения воспрещается.
35. Одежду перед передачей ее от больного к другому больному подвергают камерной обработке (приложение 1).
36. Выписку больных производят в отдельном помещении (выписной).
37. Тапочки и другую обувь, бывшую в употреблении, протирают тампоном, смоченным 25% раствором формалина или 40% раствором уксусной кислоты или обрабатывают содержимым аэрозольного баллона "Сапожок-74" до полного увлажнения внутренней поверхности. Затем обувь упаковывают в полиэтиленовый пакет на 3 часа, после чего вынимают и проветривают в течение 10-12 часов до исчезновения запаха препарата.
38. Обработку рук обслуживающего персонала проводят как указано в пункте 18 настоящей инструкции.
39. Хирургическую дезинфекцию рук, подготовку операционного поля, подготовку хирургических инструментов к оперативным вмешательствам, стерилизацию хирургического инструментария, резиновых перчаток, перевязочного материала и хирургического белья осуществляют в соответствии с требованиями "Временных методических рекомендаций по организации и проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в отделениях, больницах, клиниках и институтах хирургического профиля N 1142-73.
40. В отделениях соблюдают образцовый порядок и чистоту. Уборку проводят не реже 2-х раз в день влажным способом, с применением дезинфицирующих средств (приложение 1).
41. Уборочный инвентарь (ведра, тряпки, щетки и пр.) маркируют и применяют раздельно для уборных, палат, ванных и других помещений отделения.
42. Маркированный уборочный инвентарь хранят в строго установленных местах и используют только по прямому назначению. Использование данного инвентаря для других целей или для уборки других помещений запрещается. После использования уборочный материал обеззараживают замачиванием на 60 минут в 1% растворе хлорамина или 0,5% осветленном растворе хлорной извести.
43. Медицинские осмотры и обследование персонала отделений производят в соответствии с действующей инструкцией об обязательных медицинских осмотрах.
44. При появлении внутрибольничных инфекций у госпитализированных лиц, проводится внеочередной медицинский осмотр всего персонала.
44-а. Выявление больных, подозрительных на инфекционные заболевания:
во всех больницах обеспечивается проведение мероприятий по выявлению инфекционных больных, для чего следует ввести строгий учет всех лихорадящих больных, у которых период повышения температуры (37,5° и выше) длится 5 дней и более; брать кровь для проведения бактериологических исследований (тифопаратифозные, риккетсиозные и др. инфекции).
Примечание: у всех лихорадящих больных - советских граждан, приехавших из тропиков в течение 2-х лет после возвращения, независимо от первичного диагноза, обязательно исследовать кровь (толстая капля, мазок) на наличие паразитов малярии:
См. Методические указания по выявлению больных малярией и паразитоносителей, утвержденные приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1976 г. N 930
- при заболеваниях с продолжающимися периодическими подъемами температуры, несмотря на проводимое в соответствии с установленным диагнозом лечение;
- при любом заболевании, сопровождающимся повышением температуры, с неустановленным в течение первых пяти дней диагнозом;
- при повышении температуры, развивавшейся в течение ближайших трех месяцев после переливания крови;
- при любом заболевании сопровождающимся повышением температуры у лиц, имеющих в анамнезе заболевание малярией в течение последних двух лет;
- при увеличении печени и (или) селезенки, анемии неясной этиологии.
При выявлении больных с наличием дисфункции кишечника обеспечить бактериологическое обследование для установления природы заболеваний.
Указанным больным с подозрением на острые кишечные заболевания запрещается пользование общей уборной; последние обеспечиваются индивидуальными суднами. Соблюдается необходимый режим и проводятся дезмероприятия. При выявлении больного, подозрительного на инфекционное заболевание, следует немедленно изолировать его в отдельную палату или изолятор до перевода в инфекционную больницу (отделение).
В палате (отделении), где выявлен больной проводятся необходимые противоэпидемические мероприятия с дезинфекцией помещения и инвентаря.
Установить наблюдение за контактными на время инкубационного периода и при выписке из больницы, о контактном сообщить в СЭС по месту жительства больного.
IV. Санитарно-гигиенический режим питания
45. В пищевых блоках больниц должны строго соблюдать требования по устройству, содержанию и приготовлению пищи, предусмотренные действующими санитарными правилами для предприятий общественного питания.
46. В пищевом блоке, на видном месте, вывешивают Санитарные правила. Эти правила руководством больницы доводятся до сведения каждого работника пищевого блока больницы.
47. Медицинские осмотры и обследования работников пищевого блока, раздаточных и буфетных производят в соответствии с действующей инструкцией об обязательных медицинских осмотрах.
48. Персонал пищевого блока допускают к работе только после сдачи зачета по санитарному минимуму.
49. Категорически запрещается в помещениях пищеблока проводить мытье столовой посуды из отделений больницы. Мытье столовой посуды проводят только в моечных буфетов отделений.
50. Оборудование пищевых блоков и буфетных в отделениях больницы должно соответствовать действующему табелю оборудования больниц и поликлиник.
51. При отсутствии централизованной кольцевой доставки пищевых продуктов и хлеба, для их перевозки выделяют специальный транспорт (крытый), который не реже одного раза в год подвергают паспортизации в учреждениях санэпидслужбы. Категорически запрещают использование этого транспорта для перевозки белья, оборудования, больных и т.д.
52. При наличии центральной заготовочной транспортирование полуфабрикатов в доготовочные должно осуществляться в специальной маркированной таре и на отдельных подъемниках.
53. Для транспортирования готовой пищи в буфетные отделения больницы используют термосы, тележки-термосы, мармитные тележки или плотно закрывающуюся посуду; мытье и хранение их надлежит осуществлять в специально выделенном для этих целей помещении при пищевом блоке.
54. Помещения буфетных при отделениях больницы должны быть обеспечены:
а) холодной и горячей проточной водой; независимо от наличия сети горячего водоснабжения буфетные должны быть оборудованы электрокипятильниками непрерывного действия;
б) двухсекционными моечными ваннами, которые подключаются к канализации; сетками для ополаскивания и сушки посуды;
в) мармитной установкой или электроплитой для подогрева пищи;
г) шкафами для хранения столовой посуды и приборов и для хранения продуктов (хлеб, соль, сахар);
д) столом с гигиеническим покрытием для раздачи пищи;
е) комплектом посуды из расчета на одного больного: одна глубокая, мелкая, и десертная тарелки, вилка, ложки столовая и чайная, кружка, а в детских отделениях с запасом согласно табелю оснащения;
е) баком для замачивания или кипячения посуды;
ж) моющими и дезинфицирующими средствами;
з) уборочным инвентарем (ведра, ветошь, щетки и т.п.) с маркировкой "для буфетной".
55. Раздачу готовой пищи производят не более двух часов, прошедших после ее изготовления, включая и время доставки пищи в отделение. Пища не должна загрязняться при транспортировке и раздаче.
56. Ввиду особых технологических требований к приготовлению лечебного питания (измельчение, протирание), диетические блюда являются особо благоприятной средой для развития патогенных микроорганизмов. Особое внимание, в связи с этим, должно быть уделено времени реализации готовых блюд.
57. Категорически запрещают оставлять в буфетных остатки пищи после ее раздачи больным, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами.
58. Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения. Раздачу пищи надлежит осуществлять только в халате с маркировкой "для раздачи пищи".
59. Технический персонал, занятый уборкой палат и других помещений отделения, к раздаче пищи не допускается.
60. Питание всех больных отделения, за исключением тяжело больных, проводят в специально выделенном помещении - столовой. Личные продукты питания больных (передачи из дома) хранят в шкафу, тумбочке (сухие продукты) и в специальном холодильном шкафу (скоропортящиеся продукты).
61. Передачи больным принимают в пределах разрешенного врачом ассортимента и количества продуктов.
62. После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку помещений буфетной и столовой с применением растворов дезинфицирующих средств (приложение 1).
63. Посуду подвергают обеззараживанию (приложение 1). Мытье посуды проводят с учетом ее назначения и загрязненности - сначала кружки и чайные ложки, затем тарелки, а потом столовые приборы. В помещениях буфетных на видном месте вывешивают инструкцию по осуществлению мытья и дезинфекции посуды.
64. Мочалки для мытья посуды и ветошь для протирки столов по окончании уборки замачивают в 0,5% осветленном растворе хлорной извести или 1% растворе хлорамина на 60 минут или кипятят в течение 15 минут, затем сушат и хранят в специально выделенном месте.
65. Уборочный материал после мытья полов заливают 0,5% осветленным раствором хлорной извести или 1% раствором хлорамина на 60 минут в том же ведре, которое использовалось для уборки, далее прополаскивают в проточной воде и сушат. Следят, чтобы инвентарь использовался строго по назначению.
66. Персонал пищеблока и буфетных обязан соблюдать правила личной гигиены. Персонал пищеблока перед посещением туалета обязан снять халат. После посещения туалета, обеззараживают руки в течение 2-х минут 0,1% (по надуксусной кислоте) раствором "Дезоксона-1" или 0,2% раствором хлорамина.
67. Ответственность за оборудование пищеблока и буфетных больничных отделений и организацию питания несет главный врач больницы.
68. Ответственными за соблюдение санитарных требований при приготовлении и реализации пищи являются повара и буфетчицы отделений; контроль за соблюдением работниками пищеблока санитарных требований осуществляет диетврач (диетсестра).
V. Содержание больничной территории
69. Участок больницы огораживают по периметру, вход на территорию больницы охраняют.
70. При въезде на территорию больницы специальными указателями обозначают направление к приемным отделениям (соматическое, инфекционное, детское и пр.).
71. Въезд на хозяйственный двор больницы должен быть обособлен от въезда больных и проходить в стороне от лечебных корпусов и площадок для пребывания больных на воздухе.
72. Выезд от патологоанатомического корпуса должен проходить в стороне от мест пребывания больных и осуществляться через специальные ворота, без пересечения территории больницы; может быть совмещен также с хозяйственным въездом.
73. Подъездные пути и пешеходные дорожки должны быть заасфальтированы или иметь хорошо фильтрующие покрытия, достаточный уклон для стока поверхностных вод и водоотводящие кюветы.
74. Свободную от застройки территорию озеленяют с выделением обособленного сада для пребывания больных на воздухе.
75. В местах пребывания больных устанавливают скамьи для отдыха, урны для окурков, мусора. Урны устанавливают и вдоль пешеходных дорожек.
76. В ночное время территория больницы должна освещаться.
77. Ежедневно с утра, до выхода больных на прогулку, производят уборку всей территории. В зимнее время проездные дороги и пешеходные дорожки очищают от снега. Пешеходные дорожки посыпают песком. В летнее время их подметают после предварительной поливки.
78. Сметенный мусор удаляют с территории в дворовые мусоросборники; одновременно очищают и урны. После подметания обтирают пыль с садовых скамей.
79. Мусоросборники устанавливают на бетонированных площадках на территории хоздвора с организацией удобных подъездов.
80. Удаление мусора производят ежедневно.
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления |
В.Е.Ковшило |
Начальник Главного
лечебно-профилактического
управления |
С.А.Сягаев |
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Минздрава СССР |
В.Е.Ковшило |
<< Назад |
Приложение 1. >> Приложение 1. |
|
Содержание Приказ Минздрава СССР от 23 марта 1976 г. N 288 "Об утверждении Инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.