г. Москва |
|
22 апреля 2015 г. |
Дело N А40-34163/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.
судей Новоселова А.Л., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
от истца - Петрова А.Ю., дов. от 31.12.2014 N 11633/1
от ответчика - не явился, уведомлен
рассмотрев 16 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации от 25 августа 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Красниковой И.Э.,
и постановление от 11 ноября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Юрковой Н.В., Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
третье лицо: Министерство регионального развития Российской Федерации
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти (истец) обратилась с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации 13 256 312 руб. убытков, возникших в результате предоставления жилых помещений инвалидам по решениям судов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 августа 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Ответчик, третье лицо, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.10.2009 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Сагалову О.В. вне очереди жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека, с учетом имеющегося жилья.
Во исполнение решения суда, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 21.08.2012 г. N 9027-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Сагалову О.В. на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма от 27.08.2012 г. N 44А-2012 - трехкомнатная квартира, общей площадью 63,6 кв.м по адресу: г.Тольятти, б\р Космонавтов, дом 14, кв. 197. По договору от 09.10.2012 г. N9517 указанная квартира передана ему в собственность.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 г. N 191/5 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 275 761 руб.
На основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 09.07.2012 г. N 8063-р/ во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 02.06.2011 г. Крутько А.Г. была предоставлена по договору социального найма от 17.07.2012 г. N 37А-2012 двухкомнатная квартира, рыночная стоимость которой, согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 г. N 191/2 составляет 1 127 549 руб.
На основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.07.2012 г. N 8202-р/4 во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 03.06.2011 г. Катасоновой А.А. была предоставлена по договору социального найма от 17.07.2012 г. N 38А-2012 двухкомнатная квартира, рыночная стоимость которой, согласно отчету, составляет 1 114 284 руб.
На основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 30.11.2012 г. N 11399-р/5 во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 01.10.2010 г. Епифановой Л.А. была предоставлена по договору социального найма от 04.12.2012 г. N 60А-2012 одна комната в 2 комнатной квартире, рыночная стоимость которой, согласно отчету, составляет 580 356 руб.
На основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 30.11.2012 г. N 11398-р/5 во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 25.04.2012 г. Воронкиной В.В. предоставлена по договору социального найма от 11.12.2012 г. N 63А-2012 трехкомнатная квартира, рыночная стоимость которой составляет 1 487 299 руб.
На основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 29.11.2012 г. N 11364-р/5 во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 08.12.2011 г. Миронову А.А. предоставлена по договору о безвозмездной передаче в собственность квартира, рыночная стоимость которой составляет 1 044 603 руб.
На основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 29.11.2012 г. N 11361-р/5 во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 19.12.2011 г. Шилкиной Н.А. предоставлена по договору социального найма квартира рыночной стоимостью 1 359 341 руб.
На основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.12.2012 г. N 11658-р/5 во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 16.12.2011 Корнилюк СИ. предоставлена по договору социального найма квартира рыночной стоимостью 1 053 875 руб.
На основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 25.10.2011 г. N 11148-р/4 во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 12.05.2010 г. Николенко И.В. предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира, рыночной стоимостью 1 346 000 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 20.01.2012 г. на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.12.2012 г. N 11652-р/5 Губайдуллиной М.Н. предоставлена по договору социального найма трехкомнатная квартира стоимостью 1 867 244 руб.
Переданные в социальный найм квартиры являлись собственностью мэрии городского округа Тольятти, но в результате исполнения судебных актов Центрального районного суда города Тольятти Самарской области выбыли из его владения, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Мэрия городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы мэрии на исполнение названных полномочий не компенсировал, в связи с чем бюджету муниципального образования причинены убытки, которые подлежат взысканию с ответчика на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.10 Постановления от 01.07.1996 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности вины ответчика в причинении убытков, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и причиненными убытками, а также доказанности размера убытков, подтвержденных допустимыми доказательствами.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами суда.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле указанного закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актом (Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; Федеральный закон от 30.11.2011 N 31-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"; Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал на то, что Российской Федерацией обязанность по перечислению субвенций в отношении Самарской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" исполнена в полном объеме; претензий относительно непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации - Самарской области не поступало.
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
Данным законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пп. 1-4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД.
В силу п. 1.ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что судом не дана оценка доводам ответчика об исполнении обязательств по перечислению субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу о недоказанности вины ответчика в причинении истцу убытков.
Из обжалуемых судебных актов не усматривается, в чем выразилась незаконность действия (бездействия) ответчика применительно к положениям статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании каких норм права суд пришел к выводу о том, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Кроме того, учитывая изменение законодательства, как федерального, так и Самарской области с 01.01.2005 г., для правильного разрешения настоящего спора имеет значение, в какой момент граждане, которым было передано жилье, встали на учет в качестве инвалидов (до или после 01.01.2005 г.). При рассмотрении настоящего спора суд данное обстоятельство не устанавливал.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, определить нормы права, подлежащие применению, предложить истцу уточнить круг лиц, участвующих в деле, обосновать право на обращение в суд с настоящим иском, исходя из представленных сторонами доказательств, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2014 года по делу N А40-34163/14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
А.Л.Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
...
Из обжалуемых судебных актов не усматривается, в чем выразилась незаконность действия (бездействия) ответчика применительно к положениям статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании каких норм права суд пришел к выводу о том, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2014 года по делу N А40-34163/14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2015 г. N Ф05-1624/15 по делу N А40-34163/2014