Согласно письму Минюста РФ от 6 августа 1999 г. N 6304-ПК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства Юстиции РФ 1999 г. N 9)
В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых стран, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения абсолютной численности и доли лиц пожилого и старческого возраста.
Численность лиц пенсионного возраста составляет более 30 млн. человек или пятую часть всего населения Российской Федерации, при этом 3,2 млн. человек - в возрасте 80 лет и старше. Процесс постарения населения особенно выражен в европейской части России (Волго-Вятский, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный районы), где доля лиц старше трудоспособного возраста превышает 23%.
Это приводит к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требует проведения структурных преобразований в здравоохранении, направленных на увеличение объемов и доступности медицинской и медико-социальной помощи пожилым.
Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне снижения компенсаторных возможностей. Уровень заболеваемости у пожилых (60 - 74 года) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста.
Указанные группы населения используют значительные ресурсы здравоохранения, однако потребность в получении ими квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном и стационарном этапах удовлетворяется не в полной мере.
По данным научных исследований, потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у пожилых в 2 - 4 раза выше, чем у лиц трудоспособного возраста, в то время как реальные показатели обращаемости за медицинской помощью на догоспитальном этапе граждан старших возрастных групп лишь в 1,5 раза превышают аналогичные данные для трудоспособного населения.
Уровень госпитализации в старших возрастных группах составляет около 165 случаев на 1 000 человек, что также несколько ниже расчетной потребности.
Потребность в госпитализации по отдельным видам специализированной медицинской помощи (кардиология, эндокринология, пульмонология, урология, офтальмология, неврология, психиатрия и др.) для лиц старших возрастов в 1,5 - 3 раза превышает аналогичные показатели для трудоспособного населения. Необходимость в медико-социальной стационарной помощи по расчетам составляет 49 случаев госпитализации на 1 000 лиц старше трудоспособного возраста.
При планировании сети больничных учреждений для лечения указанного контингента также необходимо учитывать, что длительность пребывания на больничной койке у лиц пожилого и престарелого возрастов выше.
Однако существующая система организации оказания медицинской помощи практически не учитывает указанных особенностей, что требует осуществления целенаправленных мер по созданию системы гериатрической помощи, повышению уровня знаний по гериатрии врачей общей лечебной сети и проведению научно-исследовательских работ в области геронтологии и гериатрии, в т.ч. и по вопросам профилактики преждевременного старения населения.
Организация медико-социальной помощи требует более тесного взаимодействия органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в ряде случаев - совместного решения поставленных задач на основе интеграции финансовых и других ресурсов.
С целью повышения объемов и качества оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии:
Приказываю:
1. Внести дополнения и изменения в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздрава России от 09.04.98 N 110 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" (приложение 1)*.
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Организовать гериатрические центры и обеспечить их деятельность согласно Положению (приложение 2).
При наличии необходимого материально-технического, финансового и кадрового потенциала возложить функции гериатрических центров на существующие многопрофильные гериатрические больницы или госпитали ветеранов войн.
2.2. При проведении реструктуризации коечного фонда принять меры к созданию сети гериатрических больниц и отделений, учреждений медико-социальной помощи (хосписов, домов и отделений сестринского ухода) в соответствии с потребностью. Обеспечить деятельность гериатрических больниц и отделений согласно положению (приложение 3).
2.3. Утвердить в установленном порядке правила направления на консультацию в гериатрические центры и госпитализации в указанные учреждения, гериатрические больницы (отделения), а также больницы (дома) и отделения сестринского ухода.
2.4. Организовать в амбулаторно-поликлинических учреждениях отделения медико-социальной помощи для проведения больным старших возрастных групп и инвалидам лечебно-реабилитационных мероприятий, в т.ч. на дому, в соответствии с Положением (приложение 4).
2.5. Рассмотреть совместно с территориальными органами социальной защиты населения возможность долевого участия в финансировании гериатрических, медико-социальных больниц (отделений) и медико-социальных отделений поликлиник.
При необходимости внести соответствующие предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2.6. С учетом потребности и предполагаемого развития сети гериатрических и медико-социальных учреждений (подразделений) принять меры по подготовке и повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по гериатрии, а также по повышению уровня знаний врачей общей лечебной сети по актуальным вопросам гериатрии.
2.7. Обеспечить направление на повышение квалификации по специальности "гериатрия":
- врачей, работающих в лечебно-профилактических учреждениях (отделениях), реорганизуемых в гериатрические центры, больницы и отделения, а также в госпитали ветеранов войн и отделения медико-социальной помощи, - на циклы продолжительностью более 100 ч очной части;
- врачей, приступивших к исполнению трудовой деятельности в лечебно-профилактических учреждениях (отделениях) гериатрического профиля до 1 января 1995 г. и имеющих непрерывный стаж работы в вышеперечисленных учреждениях (отделениях) не менее пяти лет, - на циклы продолжительностью менее 100 ч очной части.
2.8. Утвердить должности и назначить внештатных главных специалистов-гериатров (геронтологов).
3. Руководителям государственных медицинских образовательных учреждений обеспечить последипломную подготовку по гериатрии врачей, фельдшеров и медицинских сестер общей лечебной сети по заявкам органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
4. Научно-исследовательскому институту геронтологии Минздрава России:
4.1 Принять меры по формированию в течение 1999 - 2000 гг. в структуре института научно-исследовательских и клинических подразделений по гериатрической кардиологии, гериатрической неврологии, гериатрической ортопедии проблемам профилактики преждевременного старения.
4.2. Совместно с главным геронтологом Минздрава России обеспечить научно-методическое руководство по созданию и функционированию сети педиатрических учреждений (подразделений).
4.3. В рамках Межведомственного научного совета по геронтологии и гериатрии Российской академии медицинских наук и Минздрава России обеспечить координацию научных исследований по геронтологии и проблемам преждевременного старения.
5. Научно-производственному объединению "Медсоцэкономинформ" Минздрава России:
5.1 В течение 1999 г. разработать и утвердить в установленном порядке дифференцированные расчетные нормативы обеспечения и стоимости стационарной специализированной медицинской и медико-социальной помощи населению трудоспособного и пенсионного возрастов.
5.2. При проведении мониторинга за ходом реформирования и развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации с 1999 г. осуществлять анализ работы по формированию сети и организации деятельности гериатрических и медико-социальных учреждений и подразделений.
5.3. Ежегодно проводить выборочные социологические исследования среди населения старших возрастных групп по актуальным вопросам охраны здоровья и обеспечения качества жизни.
Информацию по результатам исследований представлять в Департамент организации медицинской помощи населению не позднее 25 декабря текущего года.
6. Департаменту организации медицинской помощи населению:
6.1. Оказывать методическую и практическую помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениям здравоохранения Российской Федерации по вопросам организации гериатрической и медико-социальной помощи.
6.2. Изучить опыт работы медико-социальных учреждений и подразделений и в IV квартале 1999 г. направить соответствующее информационное письмо в органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
6.3. Изучить опыт внедрения стационарозамещающих технологий лечения больных пожилого и старческого возраста. По результатам подготовить и в I квартале 2000 г. направить в органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации информационное письмо.
6.4. Совместно с кафедрой геронтологии и гериатрии Российской медицинской академии последипломного образования провести в III квартале 1999 г. на базе Ставропольского краевого госпиталя ветеранов войн (по согласованию) совещание-семинар для главных врачей гериатрических больниц и начальников госпиталей ветеранов войн по вопросам организации лекарственного обеспечения стационаров и льготных категорий граждан при амбулаторном лечении.
7. Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений:
7.1. В IV квартале 1999 г. внести изменения и дополнения в учебные программы подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием, включив в них в необходимом объеме вопросы геронтологии и гериатрии.
7.2. При пересмотре унифицированных программ повышения квалификации специалистов клинического профиля с высшим и средним медицинским образованием предусмотреть включение в них вопросов геронтологии и гериатрии в необходимом объеме.
7.3. Создать временный творческий коллектив для подготовки в течение 1999 - 2000 гг. учебных пособий по гериатрии для систем среднего специального, высшего и дополнительного медицинского образования.
7.4. Разработать совместно с главным геронтологом Минздрава России, Межведомственным научным советом по геронтологии и гериатрии Российской академии медицинских наук и Минздрава России, специалистами НИИ геронтологии Минздрава России и других научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений и в IV квартале 1999 г. утвердить в установленном порядке Программу научно-исследовательских работ по геронтологии на 2000 - 2003 гг.
7.5. Совместно с кафедрой геронтологии и гериатрии Российской медицинской академии последипломного образования провести во II квартале 2000 г. совещание-семинар для преподавателей высших медицинских образовательных учреждений по вопросам организации и методологии проведения базовой и последипломной подготовки по геронтологии и гериатрии.
8. Департаменту экономики, планирования и финансирования здравоохранения предусмотреть финансирование мероприятий, указанных в п.7 настоящего приказа, в пределах средств, выделяемых по разделу 06 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" бюджета Минздрава России на 1999-2000 гг.
9. Управлению кадровой политики, Департаменту организации медицинской помощи населению при разработке квалификационных тестов для средних медицинских работников предусмотреть включение в них вопросов геронтологии и гериатрии.
10. Главному геронтологу Минздрава России Лазебнику Л.Б. в течение III квартала 1999 г. подготовить и представить в Департамент научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений обоснованные предложения по внесению необходимых изменений и дополнений в учебные программы подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием, а также в унифицированные программы повышения квалификации таких специалистов клинического профиля по вопросам геронтологии и гериатрии.
11 Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Вялкова А.И., Солодкого В.А., Стуколову Т.И. в соответствии с возложенными на них функциями.
Министр здравоохранения |
Ю.Л. Шевченко |
------------------------------
* Письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.06.98 N 3614-ВЭ приказ Минздрава России от 09.04.98 N 110 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" признан не нуждающимся в государственной регистрации как не содержащий правовых норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РФ от 28 июля 1999 г. N 297 "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации"
Согласно письму Минюста РФ от 6 августа 1999 г. N 6304-ПК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства Юстиции РФ 1999 г. N 9)
Текст приказа опубликован в журнале "Здравоохранение", 1999 г., N 11, в сборнике "Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации./Сборник. 1999 год - Часть 2", М.:"Интерсэн", 2000 г.