Москва |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А40-879/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей: Л.В. Завирюха, С.В. Нечаева,
при участии в заседании:
от истца - Петрова А.Ю. дов. от 31.12.2014
от 2-го ответчика - Аксютина Е.М. по дов. от 30.12.2014
от третьих лиц -
рассмотрев 16 апреля 2015 года в судебном заседании
кассационные жалобы Мэрии городского округа Тольятти, Министерства управления финансами Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на постановление от 20.01.2015 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Барановской Е.Н., Савенковым О.В.,
по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, 445011, г. Тольятти, пл. Свободы, д. 4)
к 1- Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 103097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9), 2- Министерству управления финансами Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210), 3- Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (443086, г. Самара, ул. Революционная, 44),
с участием третьих лиц 1- Министерства экономического развития Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210), 2- Министерства строительства Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210), 3- Правительства Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210), 4- Министерству регионального развития Российской Федерации (123242, Москва, ул. Красная Пресня, д.3)
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти предъявила иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, с участием в деле третьих лиц Министерства экономического развития Самарской области, Министерства строительства Самарской области, о возмещении расходов в размере 20 526 000 руб., понесенных муниципальным бюджетом городского округа Тольятти в связи с предоставлением во исполнение вступивших в законную силу судебных актов жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, вставшим на жилищный учет после 01.01.2005.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2014 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мэрии городского округа Тольятти взысканы убытки в размере 20 526 000 руб. В удовлетворении требования о взыскании убытков в размере 14 900 руб., возникших в результате оценки квартир, отказано ввиду недоказанности наличия причинно-следственной связи между понесенными истцом убытками и действиями ответчика.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство регионального развития Российской Федерации.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 Министерство управления финансами Самарской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 решение Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2014 отменено. С Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Мэрии городского округа Тольятти взысканы убытки в размере 20 526 000 руб. В удовлетворении исковых требований, предъявленных к 1-му и 2-му ответчикам отказано.
В суд кассационной инстанции с кассационными жалобами обратились истец Мэрия городского округа Тольятти, ответчики Министерство управления финансами Самарской области, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, которые просят отменить постановление апелляционного суда, в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и оставить в силе решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истца и ответчика Министерство управления финансами Самарской области поддержали свои кассационные жалобы по изложенным в них доводам, а также жалобу ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Представители ответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, а также третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Правительство самарской области заявили о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Заслушав явившиеся стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает постановление подлежащим отмене в связи со следующим.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предоставление инвалидам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на жилищный учет после 01.01.2005, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, социальной поддержки посредством предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с данным выводом суда.
Однако, сделав такой вывод, апелляционный суд, тем не менее, не привлек в качестве ответчика непосредственно субъект Российской Федерации - Самарскую область.
В качестве ответчиков судом были привлечены органы государственной власти субъекта.
Вместе с тем, резолютивная часть постановления содержит решение о взыскании убытков с непривлеченного к участию в деле лица - субъекта Российской Федерации Самарской области за счет казны субъекта.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
При этом в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 1 указанного постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 вышестоящий суд разъяснил, что по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку исковое требование не является солидарным, у суда не было процессуальных оснований для привлечения в качестве ответчиков Министерства управления финансами Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области. Суд имел возможность рассмотреть по существу требование, адресованное Российской Федерации. Вместе с тем, если суд принял к рассмотрению уточнение исковых требований, адресованных к субъекту Российской Федерации, то привлекать в качестве ответчика он должен был публично-правовое образование, а не его органы.
Так как одно требование заявлено ко всем ответчикам, судебная коллегия суда кассационной инстанции отменяет постановление в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебный акт не является законным и обоснованным, в связи с чем, и в соответствии с частями 1-3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанный судебный акт подлежит отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, разрешить вопрос о надлежащем ответчике, проверить все доводы сторон, определить законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям, на основе оценки в соответствии с требованиями закона относимых, допустимых, достоверных доказательств установить имеющие значение для дела обстоятельства, исходя из которых принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 20 января 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-879/14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.