город Москва |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А40-91018/14-27-789 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.
судей Кузнецова В.В., Нужнова С.Г.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Свитхом" (ООО УК "Свитхом") - Картышов Р.А. по дов. N 23-12-14-К от 23.12.14;
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы - неявка, извещен;
от третьего лица: Государственного бюджетного учреждения города Москвы Многофункциональный центр (ГБУ города Москвы МФЦ) - неявка, извещено;
рассмотрев 06 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы (ответчика)
на решение от 03 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Хатыповой Р.А.
и на постановление от 12 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Баниным И.Н., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Свитхом" (ООО УК "Свитхом")
к Департаменту городского имущества города Москвы
о взыскании денежных средств
третье лицо: ГБУ города Москвы МФЦ
УСТАНОВИЛ:
ООО УК "Свитхом" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (определением от 13 апреля 2015 года Арбитражного суда Московского округа заменен в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Департамент городского имущества города Москвы) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с 01 сентября 2013 года по 31 августа 2014 года в размере 1 094 732 руб. 06 коп., государственной пошлины в размере 15 707 руб. 73 коп. (с учетом удовлетворенного в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства об уточнении заявленных исковых требований).
Решением от 03 декабря 2014 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-91018/14-27-789, оставленным без изменения постановлением от 12 февраля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные исковые требования были удовлетворены в части. Суд взыскал с Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (правопреемника Департамента городского имущества города Москвы) в пользу ООО УК "Свитхом" сумму задолженности в размере 1 093 768 руб. 36 коп. В остальной части заявленных исковых требований было отказано.
По делу N А40-91018/14-27-789 поступила кассационная жалоба от ответчика (Департамента городского имущества города Москвы), в которой он просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы ответчик указывает на то, что, по его мнению, суды первой и апелляционной инстанций не в полном объеме исследовали все имеющиеся в деле доказательства, не установили фактические обстоятельства, имеющие значение для принятия законного судебного акта, неправильно применили нормы материального права и нарушили нормы процессуального права, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Отзывов на кассационную жалобу через канцелярию суда от лиц, участвующих в деле не поступило.
Ответчик - Департамент городского имущества города Москвы, третье лицо - ГБУ города Москвы МФЦ, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии кассационной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте (http://kad.arbitr.ru/).
Отводов суду заявлено не было.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителю истца его права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявлений или ходатайств, связанных с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Арбитражного суда Московского округа не поступило, в судебном заседании заявлено не было.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель истца - ООО УК "Свитхом" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов. Принимая во внимание доводы кассационной жалобы, представитель истца пояснил, что в спорный период, когда именно ответчик являлся собственником квартир, у него образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственника помещений (ЖКУ). При этом представитель истца обратил внимание на то, что начисления управляющей компанией производились для квартир без заселения (расходы на горячее и холодное водоснабжение не начислялись), то есть расчет был составлен только по коммунальной услуге "отопление", а также по услуге "содержание и ремонт общего имущества". Как отметил представитель истца, начисление по услуге "отопление" производилось исключительно в отопительный сезон согласно показателям общедомового прибора учета. При этом представитель истца обратил внимание на то, что суд, удовлетворяя заявленные исковые требования в части, принял во внимание контррасчет ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой и постановлении суда апелляционной инстанций, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов.
Из материалов дела усматривается судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
На основании договора N б/н от 01 сентября 2013 года управления многоквартирными домами, расположенных по адресам: город Москва, Каширское шоссе, д. 2, корп. 1; д. 9, корп. 2; д. 9, корп. 3; д. 9, корп. 4; д. 11, корп. 2; д. 11, корп. 4; д. 13, корп. 2; д. 13, корп. 3 в период с 01 сентября 2013 года по 31 августа 2014 года, решения общего собрания собственников многоквартирных домов, оформленного протоколом N 3 от 30 июля 2013 года, ООО УК "Свитхом" является управляющей организацией, на которую возложены функции по управлению указанными многоквартирными домами.
Департамент городского имущества города Москвы в спорный период являлся собственником большинства жилых помещений в доме, расположенном по адресу: город Москва, Каширское шоссе, д. 13, корп. 3 (согласно сведениям, полученным от Департамента городского имущества города Москвы в письмах N ДЖС-16.55-25917/3 от 04 октября 2013 года и N ДЖС-16.55-34059/4 от 15 апреля 2014 года).
ООО УК "Свитхом", обращаясь в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных исковых требований указывало на то, что обществом исполнялись обязательства по управлению многоквартирным домом (коммунальные услуги по отоплению помещений и услуги по содержанию и текущему ремонту), с связи с чем Департамент городского имущества города Москвы, как полагает истец, обязан нести бремя содержания имущества, принадлежащего ему на праве собственности по указанным квартирам, которые не были заселены. В связи с изложенным, поскольку по настоящее время задолженность погашена Департаментом городского имущества города Москвы не была, ООО УК "Свитхом", обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим иском.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 210 "Бремя содержания имущества") собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства (п. 10 ч. 1 ст. 4, ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом исполнители коммунальных услуг в случае приобретения ими коммунального ресурса исключительно для оказания коммунальной услуги рассматриваются как субъекты, не имеющие собственного экономического интереса и оплачивающие ресурсоснабжающей организации объем, который потреблен конечными потребителями (жильцами).
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 39 "Содержание общего имущества в многоквартирном доме") собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание судебную практику по рассматриваемому вопросу, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные исковые требования в части, поскольку пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения в части, так как истец в соответствии с положениями ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказал обстоятельства на которые он ссылается как на основание своих требований и входящие в предмет доказывания по рассматриваемому иску именно в данной части.
При этом судами первой и апелляционной инстанций правомерно было обращено внимание на то, что ответчик является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции в пределах его полномочий, в том числе полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций и полагает необходимым отметить, что такая позиция соответствует судебной практике (постановление от 05 марта 2014 года Федерального арбитражного суда Московского округа по другому делу N А40-65588/13-104-623).
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судами доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права, должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Исходя из содержания названных норм, суд кассационной инстанции не вправе считать установленными обстоятельства, не признанные таковыми судами нижестоящих инстанций.
Поскольку иных доводов кассационная жалоба Департамента городского имущества города Москвы не содержит, то суд кассационной инстанции в силу правил ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ограничивается рассмотрением названных доводов кассатора и правомерность других выводов судов первой и апелляционной инстанций не проверяет.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы, а принятые по делу решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы - Департамента городского имущества города Москвы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03 декабря 2014 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 12 февраля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-91018/14-27-789 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В.Петрова |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.