город Москва |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А41-47009/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "НДК": Шпарук В.Н. (дов. от 12.11.2013 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Афанасьева А.Б. (дов. N 774 от 17.06.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Совета депутатов муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Афанасьева А.Б. (дов. N 15 от 19.05.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главы сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Афанасьева А.Б. (дов. N 110 от 19.05.2015 г.);
от третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 21 мая 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "НДК" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 г., принятое судьей Федуловой Л.В., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 г., принятого судьями Епифанцевой С.Ю., Коноваловым С.А., Огурцовым Н.А., по делу N А41-47009/14
по заявлению публичного акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" (ОГРН 1117746590500; 127051, г. Москва, ул. Инженерная, д. 20, корп. 1)
к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (ОГРН 1055008030197; 141335, Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Шереметьево, микрорайон Новый, д. 8), муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (141335, Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Шереметьево, микрорайон Новый, д. 8), Главе сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (141335, Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Шереметьево, микрорайон Новый, д. 8)
о признании действий незаконными,
третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (ОГРН 1035009552654; 127994, г. Москва, ул. Садовая Триумфальная, д. 10/13)
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Национальная Девелоперская Компания" (далее - ОАО "НДК", общество заявитель) является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 50:05:0010414:15, 50:05:0010526:398, 50:05:0010403:28, 50:05:0010316:227, 50:05:0010414:14, 50:05:0010413:7, 50:05:0010403:27, 50:05:0010316:236, 50:05:0010316:231, 50:05:0010414:16, 50:05:0010414:17, 50:05:0010316:232, 50:05:0010316:234, 50:05:0010316:235, 50:05:0010526:401, 50:05:0010526:400, 50:05:0010414:18, 50:05:0010316:230, 50:05:0010316:233, 50:05:0010526:399, 50:05:0010316:226, 50:05:0010316:229, 50:05:0010311:2, 50:05:0010413:8, 50:05:0010413:9, расположенных по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, АО "Кузьминское", категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Постановлением Главы сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области N 60 от 10 сентября 2013 г. были назначены публичные слушания по проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское, а также установлен график проведения публичных слушаний в населенных пунктах, с указанием на то, что Комиссии по организации и проведению публичных слушаний по проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское будет осуществлять прием заявлений, а также предложений и замечаний от граждан и организаций по рассматриваемому проекту генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения. Публичные слушания должны были быть проведены 14 - 15 октября 2013 г.
17 сентября 2013 г. ОАО "НДК" обратилось к Главе сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о внесении изменений в проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское в части определения функциональных зон земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, изменив их вид разрешенного использования: с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
По результатам рассмотрения указанного заявления Комиссией было принято решение не включать в проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское земельные участки общества с измененным видом разрешенного использования: "для дачного строительства".
При этом администрации было рекомендовано обратиться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области с целью получения заключений о целесообразности включения в проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское земельных участков, принадлежащих на праве собственности заявителю, с измененным видом разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Из протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское, проведенных 14 - 15 октября 2013 г. следует, что при их проведении предложение общества о внесении изменений в проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки на обсуждение не выносилось.
Полагая бездействие Главы сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в непринятии мер по вынесению на публичные слушания по проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, проведенных на территории муниципального образования с 14 по 15 октября 2013 г., вопроса об изменении функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в отношении вышеуказанных земельных участков, а результаты публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области незаконными, ОАО "НДК" обжаловало их в рамках дела N А41-49346/13.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2014 г. по делу N А41-49346/13 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
24 апреля 2014 г. проведены публичные слушания по обсуждению проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки с.п. Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, по результатам которых составлен Протокол N 2, согласно которому - проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, протокол публичных слушаний, поступившие предложения ОАО "НДК" об изменении функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "НДК", решено направить руководителю администрации сельского поселения Шеметовское Коретникову П.Г. для принятия решения о согласовании или отклонении обсуждаемого проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области от 19 июня 2014 г. N 4/65 "О рассмотрении проекта генерального плана сельского поселения Шеметовское" одобрен проект генерального плана сельского поселения Шеметовское, направленный в Совет депутатов сельского поселения Шеметовское в соответствии с постановлением руководителя Администрации сельского поселения Шеметовское от 18 июня 2014 г. N 118 "О согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "НДК" в Арбитражный суд Московской области с заявлением к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Главе сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области со следующими требованиями:
о признании незаконным бездействие Главы (Руководителя) Администрации Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области незаконным в части непринятия мер по отклонению проекта генерального плана сельского поселения Шеметовское и направления его на доработку с учетом результатов проведенных публичных слушаний 24 апреля 2014 г. в д. Кузьмине Сергиево-Посадского района Московской области, в том числе в отношении предложения об изменении функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в проекте генерального плана и правил землепользования и застройки в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "НДК" на праве собственности:
|
Адрес |
Площадь земельного участка, м2 |
Кадастровый номер |
Категория |
1 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 034 179 |
50:05:0010414:15 |
Земли сельхозназначения |
2 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
626 069 |
50:05:0010526:398 |
Земли сельхозназначения |
3 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
124 845 |
50:05:0010403:28 |
Земли сельхозназначения |
4 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
2 034 705 |
50:05:0010316:227 |
Земли сельхозназначения |
5 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
49 636 |
50:05:0010414:14 |
Земли сельхозназначения |
6 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
486 078 |
50:05:0010413:7 |
Земли сельхозназначения |
7 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
3 053 174 |
50:05:0010403:27 |
Земли сельхозназначения |
8 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
3 081 531 |
50:05:0010316:236 |
Земли сельхозназначения |
9 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 463 843 |
50:05:0010316:231 |
Земли сельхозназначения |
10 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 509 508 |
50:05:0010414:16 |
Земли сельхозназначения |
11 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
50 421 |
50:05:0010414:17 |
Земли сельхозназначения |
12 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
114 059 |
50:05:0010316:232 |
Земли сельхозназначения |
13 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
402 849 |
50:05:0010316:234 |
Земли сельхозназначения |
14 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
56 494 |
50:05:0010316:235 |
Земли сельхозназначения |
15 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
635 490 |
50:05:0010526:401 |
Земли сельхозназначения |
16 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 438 772 |
50:05:0010526:400 |
Земли сельхозназначения |
17 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
34 159 |
50:05:0010414:18 |
Земли сельхозназначения |
18 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
148 527 |
50:05:0010316:230 |
Земли сельхозназначения |
19 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
243 807 |
50:05:0010316:233 |
Земли сельхозназначения |
20 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
439 668 |
50:05:0010526:399 |
Земли сельхозназначения |
21 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
215 671 |
50:05:0010316:226 |
Земли сельхозназначения |
22 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
2 625 419 |
50:05:0010316:229 |
Земли сельхозназначения |
23 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
153214 |
50:05:0010311:2 |
Земли сельхозназначения |
24 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
66 771 |
50:05:0010413:8 |
Земли сельхозназначения |
25 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
47 248 |
50:05:0010413:9 |
Земли сельхозназначения |
о признании недействительным решения Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области от 19 июня 2014 г. N 4/65;
об обязании Главу (Руководителя) Администрацию муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "НДК", и не позднее одного месяца с момента принятия решения Арбитражным судом Московской области отклонить проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское, и направить его на доработку с учетом результатов проведенных публичных слушаний, в том числе для внесения изменения функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки и другие проектные документы в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "НДК" на праве собственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - третье лицо).
Определением Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2014 г. дела N А41-48929/14 и N А41-47009/14 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, с присвоения номера дела А41-47009/14.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "НДК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от Совета депутатов муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Главы сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "НДК" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ответчиков против ее удовлетворения возражал.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, согласно пункту 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (пункт 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На картах, прилагаемых к генеральному плану, в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также правил землепользования и застройки определен статьями 24, 25, 28, 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включает в себя: принятие решений о подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки, которое принимается главой местной администрации городского округа; подготовка проекта генерального плана, правил землепользования и застройки; согласование проекта генерального плана в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; принятие предложений от заинтересованных лиц по проекту генерального плана; проведение публичных слушаний по проекту генерального плана, правил землепользования и застройки с обязательным составлением протокола публичных слушаний и заключения по ним; принятие главой местной администрации решения с учетом заключения о результатах публичных слушаний о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку, такие же решения принимаются главой местной администрации в отношении проекта правил землепользования и застройки; рассмотрение проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний.
По итогам рассмотрения проекта генерального плана либо проекта правил землепользования и застройки, представленные документы подлежат утверждению либо отклонению и отправлению на доработку.
В силу пункта 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Согласно пункту 6 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Порядок проведения публичных слушаний на территории муниципального образования сельское поселение Шеметовское утвержден решением Совета депутатов сельского поселения Шеметовское N 3/52-НПА от 20 августа 2013 г.
В соответствии с пунктом 8 указанного решения в ходе подготовки к проведению публичных слушаний в соответствующую комиссию, созданную лицом, по инициативе которого проводятся публичные слушания, от заинтересованных лиц поступают замечания и предложения по проекту выносимого на публичные слушания муниципального правового акта.
Согласно пункту 9 решения Совета депутатов сельского поселения Шеметовское N 3/52-НПА от 20 августа 2013 г. сбор замечаний и предложений заинтересованных лиц по проекту выносимого на публичные слушания муниципального правового акта осуществляется со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) сообщения о проведении публичных слушаний (в случае, когда решением установлен иной срок, - со дня его наступления), до проведения публичных слушаний по обсуждению проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, по рабочим дням. Замечания и предложения заинтересованных лиц по проекту муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, оформляются в письменном виде и предоставляются в Комиссию.
Во время проведения публичных слушаний на них оглашаются поступившие в установленный период замечания и предложения по проекту муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, которые подлежат отражению в протоколе публичных слушаний.
В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно- исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Отнесение земельного к участка к сельскохозяйственным угодьям возможно в случае, когда на земельном участке находятся пашни, пастбища, многолетние насаждения, что подтверждается соответствующим актом обследования земельного участка с участием представителей уполномоченных органов.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что спорные земельные участки относятся к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", в связи с чем не имеется оснований для внесения изменения функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки и другие проектные документы в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "НДК" на праве собственности, поскольку итоговые документы, принятые в рамках публичных слушаний, носят рекомендательный характер и орган местного самоуправления с учетом целей и задач по развитию соответствующей территории не связан высказанным на нем мнением.
При этом судами установлено, что по результатам проведенных 24 апреля 2014 г. года публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области руководителем Администрации сельского поселения Шеметовское было издано постановление N 118 от 18 июня 2014 г. "О согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган".
Решением Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области N 4/65 от 19 июня 2014 г. "О рассмотрении проекта генерального плана сельского поселения Шеметовское" одобрен проект генерального плана сельского поселения Шеметовское, направленный в Совет депутатов сельского поселения Шеметовское в соответствии с постановлением руководителя Администрации сельского поселения Шеметовское N 118 от 18 июня 2014 г. "О согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган".
При рассмотрении проекта генерального плана органом местного самоуправления предложения ОАО "НДК" об изменении функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в отношении земельных участков, принадлежащих обществу были отклонены в связи с тем, что данные земельные участки относятся к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", и в силу закона градостроительный регламент в отношении них не устанавливается.
Судом также приняты во внимание акты осмотра земельных участков, составленных Администрацией сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и ОАО "НДК" в рамках дела N А41-31461/14 из которых следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0010311:2, 50:05:0010413:7, 50:05:0010413:8, 50:05:0010413:9, 50:05:0010414:15, 50:05:0010414:16, 50:05:0010414:17, 50:05:0010316:228, 50:05:0010316:227, 50:05:0010316:229, 50:05:0010316:230, 50:05:0010316:231, 50:05:0010316:232, 50:05:0010316:233, 50:05:0010316:234, 50:05:0010526:398, 50:05:0010526:399, 50:05:0010526:400, 50:05:0010526:401, 50:05:0010403:27 находится пашня; на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0010316:225 находится пастбище (часть участка заболочена); земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0010414:14, 50:05:0010316:235 и 50:05:0010316:226 находятся в залежи; земельный участок с кадастровым номером 50:05:0010316:235 относится к пашне и пастбищу; земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0010414:18, 50:05:0010403:28 заросли сорной травой и заболочены.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 450 от 12 июня 2008 г. на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области N исх-5482/17-06-01 от 06 октября 2014 г., составленному по результатам осмотра спорных земельных участков, осмотренные земельные участки, за исключением участков с кадастровыми номерами 50:05:0010414:18, 50:05:0010403:28, относятся к сельскохозяйственным угодьям и, по мнению Министерства, должны использоваться для сельскохозяйственного производства.
Установив указанные обстоятельства суды пришли к выводу о том, что оснований для внесения изменения функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки и другие проектные документы в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "НДК" на праве собственности не имелось.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 г. по делу N А41-47009/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу ПАО "НДК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.