г. Москва |
|
23 июня 2015 г. |
Дело N А40-93506/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Кузнецова А.М., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО "Коммерческо-финансовая компания "ТАМП" - Щукин В.А. по дов. N 57/14 от 26.11.2014 (в деле)
от заинтересованного лица: Департамент городского имущества города Москвы - Осипова А.И. по дов. от 30.12.2014 N 33-Д-926/14
рассмотрев 16 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Коммерческо-финансовая компания "ТАМП"
на решение от 23 октября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Рыбиным Д.С.,
на постановление от 26 января 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Коммерческо-финансовая компания "ТАМП" (ОГРН 1027700295226)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО КФК "ТАМП" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент), выраженного в письме от 30.05.2014 N 33-5-12336/14-(0)-1 "О рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги", в предоставлении обществу земельного участка общей площадью 30.700 кв. м с кадастровым номером 77:04:000501:115, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 8 км, вл. 3, корп. 1, для размещения объектов торговли на праве долгосрочной аренды сроком на 49 лет, и об обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить ЗАО КФК "ТАМП" земельный участок общей площадью 30.700 кв. м с кадастровым номером 77:04:000501:115, расположенный по адресу: г. Москва, МКАД, 8 км, вл. 3, корп. 1, для размещения объектов торговли, путем заключения в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу долгосрочного договора аренды земельного участка общей площадью 30.700 кв. м с кадастровым номером 77:04:000501:115, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 8 км, вл. 3, корп. 1, для размещения объектов торговли.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме по тем основаниям, что участок уже находится в аренде у общества, и, кроме того, данный участок является предметом залога ОАО АКБ "Инвестиционный торговый банк".
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель Департамента возражал против отмены судебных актов по изложенным в них основаниям. Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО КФК "ТАМП", являясь собственником нежилого здания и объекта незавершенного строительства (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 серия 77 АК 103027, от 04.12.2009 серия 77 АМ 102651), расположенных на земельном участке общей площадью 30.700 кв. м с кадастровым номером 77:04:000501:115 по адресу: г. Москва, МКАД, 8 км, вл. 3, корп. 1, обратилось 21.04.2014 в службу "Одного окна" Департамента с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" в отношении земельного участка общей площадью 30.700 кв. м с кадастровым номером 77:04:000501:115, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 8 км, вл. 3, корп. 1, для размещения объектов торговли на праве долгосрочной аренды сроком на 49 лет.
Решением от 30.05.2014 N 33-5-12336/14-(0)-1 "О рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги" Департамент отказал обществу в предоставлении вышеназванной государственной услуги со ссылкой на пункт 2.10.1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", указав в качестве оснований для отказа на то, что испрашиваемый земельный участок уже предоставлен заявителю в аренду на основании действующего в момент обращения договора аренды от 15.06.2012 N М-04-037510, заключенного сроком до 15.05.2015; земельный участок находится в залоге у АКБ "Инвестиционный торговый банк" (ОАО), однако в представленном пакете документов отсутствует согласие банка на заключение договора аренды земельного участка; в границах земельного участка по адресу: г. Москва, МКАД, 8 км, дом-сооружение 1, расположена часть здания не принадлежащего заявителю на праве собственности (согласно кадастровому паспорту от 21.04.2014 N 77/501/14-383637 границы земельного участка не уточнены в порядке, предусмотренном нормами действующего законодательства).
Не согласившись с решением Департамента, заявитель оспорил его в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении требований, суды сочли законным отказ Департамента по вышеприведенным основаниям.
При этом суды руководствовались положениями пункта 1 статьи 621 и статьи 346 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, судами не учтено, что в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в период возникновения спорных отношений, юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на аренду этих земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с подп. 21 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 01 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений
Поскольку, как установлено судами и не оспаривается Департаментом, общество является собственником нежилого здания и объекта незавершенного строительства, расположенных на спорном земельном участке, то спорные правоотношения регулируются прежде всего земельным законодательством, предусматривающим исключительное право собственника здания (строения) на аренду земельного участка.
В связи с этим отклоняется довод Департамента об обременении залогом данного земельного участка, учитывая также сохранение у банка права залогодержателя.
При этом само по себе наличие между обществом и Департаментом действующего договора аренды земельного участка от 15.06.2012, заключенного на 2 года 11 месяцев со сроком действия до 15 мая 2015 года, не является правовым основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению в долгосрочную аренду земельного участка собственнику строений (сооружений).
К тому же, в соответствии с частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую сослались суды первой и апелляционной инстанции, арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
В данном случае, положениями договора аренды от 15.06.2012 не предусмотрен срок, в который арендатор обязан уведомить арендодателя о желании заключить договор аренды на новый срок.
Между тем, по мнению общества, оно обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги по предоставлению в долгосрочную аренду земельного участка в разумные сроки до окончания действия договора аренды от 15.06.2012, принимая во внимание длительность процедуры рассмотрения таких заявлений, а также сложившиеся между сторонами спора взаимоотношения, поскольку названный договор аренды от 15.06.2012 был заключен Департаментом лишь на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2011 по делу N А40-100456/10.
Таким образом, действия общества по обращению в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду до истечения срока действия краткосрочного договора аренды того же участка не противоречат земельному законодательству, действовавшему в спорный период, а также положениям статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод Департамента о том, что в границах спорного земельного участка расположена часть здания, не принадлежащего обществу, ничем документально не подтвержден, на что правильно указал суд первой инстанции.
При этом судом со ссылкой на свидетельства о государственной регистрации права установлено, что как нежилое здание, так и объект незавершенного строительства являются собственностью заявителя.
Ссылка Департамента в оспариваемом отказе, а также судов в обжалуемых судебных актах на пункт 2.10.1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент), ошибочна, поскольку перечисленные в данном пункте Административного регламента обстоятельства невозможности предоставления государственной услуги (установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует фактическому использованию; на земельном участке расположен многоквартирный жилой дом; у заявителя отсутствуют права на здания, строения, сооружения, помещения в них; отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в случае, если запрос подан в отношении земельного участка, смежного с находящимся на праве аренды у заявителя земельным участком, на котором расположено принадлежащее заявителю здание, строение, сооружение, помещение; здание разрушено (руинировано)) судами при рассмотрении спора не установлены.
С учетом вышеизложенного отказ Департамента в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" в отношении земельного участка общей площадью 30.700 кв. м с кадастровым номером 77:04:000501:115 по изложенным в нем мотивам нельзя признать соответствующим действующему законодательству, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа обществу в удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого отказа Департамента и обязании его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения соответствующего договора аренды.
При таком положении принятые по делу решение и постановление подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами правильно установлены фактические обстоятельства имеющие значение для дела, подтвержденные исследованными по делу доказательствами, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 12 статьи 333.21 и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в пользу общества надлежит взыскать с Департамента судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, а также вернуть заявителю из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 13.05.2015 ОСБ 7982 банкомат 651704 номер операции 212589927.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2015 года по делу N А40-93506/14 отменить.
Требования ЗАО КФК "ТАМП" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы, выраженный в письме от 30.05.2014 N 33-5-12336/14-(0)-1 "О рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги" в предоставлении ЗАО КФК "ТАМП" земельного участка общей площадью 30700 кв. м с кадастровым номером 77:04:000501:115, имеющего адресный ориентир: г. Москва, МКАД, 8 км, вл. 3, корп. 1, для размещения объектов торговли на праве долгосрочной аренды сроком на 49 лет.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить ЗАО КФК "ТАМП" земельный участок общей площадью 30700 кв. м с кадастровым номером 77:04:000501:115, имеющий адресный ориентир: г. Москва, МКАД, 8 км, вл. 3, корп. 1, для размещения объектов торговли, путем заключения в пятнадцатидневный срок с момента вынесения настоящего постановления долгосрочного договора аренды сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 30700 кв. м с кадастровым номером 77:04:000501:115, с адресным ориентиром: г. Москва, МКАД, 8 км, вл. 3, корп. 1, для размещения объектов торговли.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы с пользу ЗАО КФК "ТАМП" расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Возвратить ЗАО КФК "ТАМП" из федерального бюджета госпошлину в размере 500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 13.05.2015 ОСБ 7982 банкомат 651704 номер операции 212589927.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.