г. Москва |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А40-184703/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Красновой С.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца: ДНТ "ИТР Трамвая" - Бондаренко А.В. по дов. от 06.04.2015
от ответчика: ФГБУ "ФКП Росреестра" - не явился, извещен
от третьих лиц: 1) Правительство Москвы - не явился, извещен
2) Департамент городского имущества города Москвы - не явился, извещен
рассмотрев 17 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 27 января 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление от 14 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Александровой Г.С., Савенковым О.В.,
по иску Дачного некоммерческого товарищества "ИТР Трамвая" (ОГРН 1037739734560)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третьи лица: Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "ИТР Трамвая" (далее - истец, товарищество, ДНТ "ИТР Трамвая") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:10:0002004:1008 в соответствии с его рыночной стоимостью, установленной по состоянию на 01.01.2013 в размере 258 009 000 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества г.Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 января 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2015 года, иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением судов двух инстанции, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят указанные судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебное заседание не явились представители ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Информация о судебном заседании своевременно размещена судом кассационной инстанции в картотеке арбитражных дел на сайте http://kad.arbitr.ru в сети Интернет согласно отчету о публикации судебного акта.
С учетом мнения представителя истца, суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя ДНТ "ИТР Трамвая", возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, товариществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:10:0002004:1008 общей площадью 150 000 кв.м., местоположение которого установлено относительного ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г.Москва, Зеленоград, ул.Калинина, ул. Рабочая, ул.Щербакова, пр-т Панфиловский, категория земель - "земли населенных пунктов".
Основанием для обращения ДНТ "ИТР Трамвая" в арбитражный суд послужило несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП, его рыночной стоимости, указанной в отчете NОЭ-03/2013-50/1 от 11.11.2013, составленном ООО "Независимая оценка и экспертиза" по заказу товарищества.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель г.Москвы по состоянию на 01.01.2013.
По результатам проведенной АНО "Центр Оценки Недвижимости и Бизнеса" судебной экспертизы установлено, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 258 009 000 рублей, что подтверждается представленным заключением эксперта от 13.10.2014 N 006260/5/77001/302014/А40-184703/13, в связи с чем истец уточнил исковые требования.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности также указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/10, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Рассматривая исковые требования, суды двух инстанции указали на доказанность факта несоответствия кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013.
Делая вывод о надлежащем обращении общества с настоящими требования непосредственно в арбитражный суд, суды правомерно сослались на положения статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действующей на момент возникновения спора), в соответствии с которой действовали установленные законодателем альтернативные способы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
Из буквального толкования данной нормы следует, что юридические лица имели право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости как в арбитражном суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Таким образом, обязательный досудебный порядок урегулирования спора отсутствовал.
В связи с этим, довод о несоблюдении ДНТ "ИТР Трамвая" досудебного порядка урегулирования спора путем обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, является необоснованным.
Утверждение заявителей кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013, утрачивает правовое значение в связи с принятием Правительством Москвы Постановления N 684-ПП от 21.11.2014 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2014, отклоняется судом кассационной инстанции как необоснованное.
Так, в соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В рассматриваемом случае, исковое заявление в суд подано товариществом в 2013 году, решение по существу спора принято судом в январе 2015 года, в связи с чем в настоящем деле судами правомерно применена указанная норма права.
Содержащаяся в кассационной жалобе ссылка об отсутствии у ДНТ "ИТР Трамвая" права на обращение в суд с заявленными требованиями является неправомерной, поскольку результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость).
Согласно пункту 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом, для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).
Таким образом, поскольку объектом налогообложения является земельный участок, а кадастровая стоимость устанавливается, в том числе (а не только) для целей налогообложения, и в порядке, установленном земельным законодательством, истец как правообладатель, владеющий земельным участком, правомерно обратился в арбитражный суд для защиты своих нарушенных прав.
Что касается выводов Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о намерении истца уменьшить для целей налогообложения императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, то они не основаны на установленных судами фактических обстоятельствах спора и материалах дела.
Иные доводы жалобы повторяют позицию Правительства Москвы и Департамента по делу и выводов судов не опровергают.
В соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 января 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2015 года по делу N А40-184703/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.