г. Москва |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А41-7309/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О. И.,
судей Калининой Н. С., Волкова С. В.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Гореловой И.А. по доверенности от 10.03.2015 N 55-Д,
от Администрации Можайского муниципального района Московской области
- Евдокимовой М.А. по доверенности от 30.12.2014,
рассмотрев 17 июня 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Можайского муниципального района Московской области
на решение от 05 декабря 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О. А.,
на постановление от 19 февраля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Игнахиной М. В., Виткаловой Е. Н., Шевченко Е. Е.,
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Новый свет"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области
о признании незаконными решений (сообщений) об отказе в государственной регистрации и возложении обязанности по регистрации договоров аренды земельных участков
УСТАНОВИЛ: Дачное некоммерческое партнерство "Новый свет" (далее ДНП "Новый свет", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения (сообщения) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области, ответчик) от 21.11.2013 N 18/041/2013-349 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.09.2013 N 3.2549/2013, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, деревня Ченцово, с кадастровым номером 50:18:0010602:549; обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 09.09.2013 N 3.2549/2013, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, деревня Ченцово, с кадастровым номером 50:18:0010602:549 (с учетом принятых судом уточнений заявления).
К участию в деле привлечены Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 04.06.2014 выделены в отдельное производство требования ДНП "Новый свет" о признании незаконными решений (сообщений) Управления Росреестра по Московской области от 21.11.2013 N 18/041/2013-347, N 18/041/2013-348 об отказе в государственной регистрации договоров от 09.09.2013 N 3.2550/2013, N 3.2551/2013 аренды земельных участков для дачного строительства, расположенных по адресу: Московская область, Можайский район, деревни Власово и Старое Село.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2014 года указанное заявление удовлетворено в части.
Суд признал незаконным решение (сообщение) от 21.11.2013 N 18/041/2013-349 Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.09.2013 N 3.2549/2013, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, деревня Ченцово, с кадастровым номером 50:18:0010602:549. В остальной части заявленных требований отказал.
Суд счел, что действующее законодательство не запрещает передачу указанного земельного участка дачному некоммерческому объединению в аренду.
ДНП "Новый свет" к заявлению о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 02.10.2013 приложило все необходимые для проведения государственной регистрации документы.
Поскольку Постановление Администрации Можайского муниципального района Московской области от 09.09.2013 N 3123-П, на основании которого заключен договор аренды земельного участка от 09.09.2013 N3.2549/2013, отменено, суд счел требование об обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 09.09.2013 N 3.2549/2013, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, деревня Ченцово, с кадастровым номером 50:18:0010602:549, не подлежащим удовлетворению.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2015 года решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2014 года отменено в части отказа в удовлетворении требований ДНП "Новый свет" об обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 09.09.2013 N 3.2549/2013, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, деревня Ченцово, с кадастровым номером 50:18:0010602:549.
Апелляционный суд обязал Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 09.09.2013 N 3.2549/2013, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, деревня Ченцово, кадастровый номер 50:18:0010602:549.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 23.06.2014 оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявление в части обязания произвести государственную регистрацию договора аренды, апелляционный суд указал, что решением Арбитражного суда Московской области от 23.06.2014 по делу N А41-26325/14 удовлетворены требования ДНП "Новый свет" к Администрации, постановление Администрации от 23.12.2013 N 4274-П об отмене постановлений от 09.09.2013 N 3123-П, от 18.06.2013 N N 1363-П признано недействительным, данный судебный акт оставлен в силе постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.01.2015 по делу N А41-26325/14.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в настоящем деле нарушенные права заявителя подлежат восстановлению путем обязания регистрирующего органа произвести государственную регистрацию договора аренды от 09.09.2013 N З.2549/2013.
Управлением Росреестра по Московской области, Администрацией поданы кассационные жалобы на вышеназванные судебные акты, согласно которым просят решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявители кассационной жалобы указывают, что пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 указанного Кодекса земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 35.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Управление заявляет, что судами не учтено, что спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для дачного строительства и, соответственно, не входит в состав фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и не может быть предоставлен заявителю для целей ведения дачного хозяйства в силу закона.
Также считает, что судами необоснованно не принято во внимание, что выбор спорного земельного участка произведен на основании обращения заявителя, а не органа местного самоуправления по месту жительства членов ДНП "Новый свет", что противоречит пункту 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Управления Росреестра по Московской области, Администрации поддержали доводы кассационных жалоб.
ДНП "Новый свет", Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене по следующим основаниям.
Судами установлено, что 09.09.2013 на основании Постановления от 09.09.2013 N 3123-П Администрации Можайского района между ДНП "Новый свет" и Комитетом по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области подписан договор аренды земельного участка N 3.2549/2013, объектом аренды по которому является земельный участок с кадастровым номером 50:18:0010602:549, общей площадью 100 000 кв. м, расположенный в границах г.п. Можайск по адресу: МО, Можайский район, д.Ченцово, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Срок аренды - с 09.09.2013 по 08.09.2062 (пункт 2.1 договора).
02.10.2013 ДНП "Новый свет" обратилось в Можайский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации названного договора аренды, на что получено решение (сообщение) об отказе в государственной регистрации от 21.11.2013 N 18/041/2013-349.
Отказывая в государственной регистрации договора аренды земельного участка, регистрирующий орган сослался на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав, что представленные на государственную регистрацию прав документы по содержанию не соответствуют действующему законодательству.
В оспариваемом сообщении указано следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" одной из форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений являются дачные некоммерческие партнерства. Следовательно, процедура предоставления земельных участков дачным некоммерческим партнерствам установлена указанным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 вышеназванного закона после государственной регистрации дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена дачного некоммерческого объединения. При проведении правовой экспертизы установлено, что в нарушение вышеназванных норм земельный участок предоставлен ДНП "Новый свет" в аренду, что не предусмотрено указанной статьей.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 14 вышеназванного закона орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) ответствующих земельных участков. Однако в ДНП "Новый свет", согласно представленных документов только 3 члена, которые являются жителями города Москвы, то есть земельный участок не предоставлен по месту жительства заявителя.
ДНП "Новый свет", полагая, что данный отказ является незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2 статьи 7 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 указанного Кодекса (действовала на момент подачи заявления о регистрации договора аренды, его рассмотрения Управлением и разрешения судами настоящего спора) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 3 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 12 названного Закона (действовала на момент подачи заявления о регистрации договора аренды, его рассмотрения Управлением и оформления оспариваемого решения) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам (пункты 1, 2).
В соответствии со статьей 13 Закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно статье 14 названного Закона (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 указанного Кодекса).
Таким образом, по смыслу приведенных норм права (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) земельный участок для целей ведения дачного хозяйства выбирался из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения; такой участок мог быть предоставлен некоммерческому объединению, персональный состав которого сформирован по правилам статьи 14 вышеназванного Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В деле имеется копия устава ДНП "Новый свет", состав ДНП (список членов) не представлен.
Земельный участок, являющийся объектом аренды по договору от 09.09.2013, площадью 100 000 кв. м, находится в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, д. Ченцово, категории земель - земли населенных пунктов.
Обстоятельство, что данный земельный участок входил в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, не подтверждено.
Таким образом, отказ в регистрации указанного договора аренды по основанию, что земельный участок не может быть предоставлен для ведения дачного строительства по правилам Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", является правомерным.
Оснований для признания незаконным решения (сообщения) от 21.11.2013 N 18/041/2013-349 Управления Росреестра по Московской области не имелось.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает заявление ДНП "Новый свет" не подлежащим удовлетворению, решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций - принятыми при неправильном применении норм материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет обжалуемые судебные акты, отказывает в удовлетворении заявления.
Расходы по государственной пошлине в связи с рассмотрением кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя ДНП "Новый свет".
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2015 года по делу N А41-7309/14 отменить.
В удовлетворении заявления Дачного некоммерческого партнерства "Новый свет" о признании незаконными решений (сообщений) об отказе в государственной регистрации и возложении обязанности по регистрации договоров аренды земельных участков отказать.
Взыскать с Дачного некоммерческого партнерства "Новый свет" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Председательствующий судья |
О. И. Комарова |
Судьи |
Н. С. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.