г. Москва |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А41-43526/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца - закрытого акционерного общества "Метком Групп" - Лушпаев В.Г. - дов. от 25.02.2015
от ответчиков - 1) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Сазонова Ю.В. - дов. от 06.10.2014
от третьих лиц - 1) федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) Министерства транспорта Российской Федерации - не явился (извещен надлежаще)
3) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 23 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Метком Групп"
на постановление от 03 апреля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-43526/13
по заявлению закрытого акционерного общества "Метком Групп"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области и открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о признании права собственности на земельный участок
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области; Министерство транспорта Российской Федерации; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Метком Групп" (далее - ЗАО "Метком Групп") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - Управление Росимущества) и открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") со следующими требованиями:
- признать право собственности ЗАО "Метком Групп" на земельный участок площадью 112 530 кв.м с кадастровым номером 50:38:0071003:6, расположенный по адресу: Московская обл., г. Зарайск, ул. Московская, N 2, в границах, определенных в соответствии с межевым планом от 20.05.2011;
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 223 400 кв.м с кадастровым номером 50:38:0070802:3, расположенный по адресу: Московская обл., г. Зарайск, в части, являющейся наложением на земельный участок с кадастровым номером 50:38:0071003:6 общей площадью 14 кв.м, в указанных границах;
- исключить из учетных записей ГКН сведения о координатах угла земельного участка, обозначенного характерной точкой 5 (Координаты X 359410.99, Y 2276089.27), находящегося по адресу: Московская обл., г. Зарайск, с кадастровым номером 50:38:0070802:3 входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:38:0000000:0001;
- обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Московской области внести соответствующие изменения в ГКН.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кадастровая палата в лице филиала по Московской области, Министерство транспорта Российской Федерации и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Суд первой инстанции решением от 07.03.2014 удовлетворил иск.
Апелляционный суд постановлением от 03.04.2015 отменил решение от 07.03.2014 и отказал в иске.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 03.04.2015 и удовлетворить иск.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель ОАО "РЖД" - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Зарайского района Московской области от 22.12.2000 N 580/12 ЗАО "Метком Групп" предоставлено право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 111 794,64 кв.м.
Постановлением Главы Зарайского муниципального района Московской области ЗАО "Метком Групп" в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования земельным участком предоставлен земельный участок общей площадью 112 530 кв.м с кадастровым номером 50:38:0071003:6.
Между Комитетом по управлению имуществом Зарайского муниципального района и ЗАО "Метком Групп" заключен договор от 15.12.2009 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:38:0071003:6.
ЗАО "Метком Групп" является собственником земельного участка площадью 112 530 кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "для ведения производственной деятельности", расположенного по адресу: Московская обл., г. Зарайск, ул. Московская, N 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.01.2010.
По результатам межевания и составления межевого плана выяснилось, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:38:0071003:6 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:38:0070802:3.
Решением Кадастровой палаты от 23.06.2011 кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:38:0071003:6 приостановлен, поскольку граница земельного участка пересекает границу земельного участка кадастровым номером 50:38:0070802:3.
Постановлением Главы администрации Зарайского района Московской области от 25.08.1999 N 238/12 за Московско-Рязанским отделением Московской железной дороги закреплен земельный участок общей площадью 59,786 га.
На основании вышеназванного постановления выдано свидетельство от 15.11.1999 о государственной регистрации права бессрочного постоянного пользования земельным участком общей площадью 181 850 кв.м. для ведения производственной деятельности.
Между Управлением Росимущества и ОАО "РЖД" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:38:0000000:0001, являющегося федеральной собственностью от 01.12.2009.
Полагая, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:38:0070802:3, являющегося часть земельного участка с кадастровым номером 50:38:0000000:0001, имеют наложение на земельный участок, принадлежащий истцу, ЗАО "Метком Групп" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ЗАО "Метком Групп" исходя из сведений, содержащихся в представленном истцом межевом плане. Полагая подтвержденным факт наложения земельного участка с кадастровым номером 50:38:0070802:3 на спорный земельный участок, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований.
Апелляционный суд признал приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, отменил решение и отказал в требованиях Общества.
Апелляционный суд исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, истцом, помимо прочего, одновременно заявлено требование о признании права собственности ЗАО "Метком Групп" на спорный земельный участок, и о признании отсутствующим права Российской Федерации на тот же земельный участок.
Между тем, как правильно указал апелляционный суд, в силу разъяснений, приведенных в пунктах 52, 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", требования о признании права собственности и о признании отсутствующим права собственности являются взаимоисключающими, в силу чего, ввиду владения истцом спорным имуществом, надлежащим способом защиты права в рамках настоящего спора является требование о признании права собственности на земельный участок.
В подтверждение факта наложения границ земельных участков истец представил в материалы дела межевой план.
Согласно статье 35 Закона о кадастре недвижимости кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда, а в случаях, предусмотренных законодательством, на основании определения суда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, если кадастровые работы уже выполнены и их результаты представлены в суд в виде межевого плана с актом согласования местоположения внутренних границ земельных участков, образуемых в границах ранее поставленного на кадастровый учет исходного земельного участка, подписанным всеми собственниками объектов недвижимости, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ. Если кадастровые работы не проводились, либо проводились по инициативе одного или нескольких собственников объектов недвижимости, но границы между образуемыми земельными участками не были согласованы, суд вправе сам назначить проведение кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 АПК РФ для назначения экспертизы.
Если по результатам кадастровых работ, проведенных по инициативе сторон или назначенных судом, акт согласования местоположения границ подписан не всеми собственниками объектов недвижимости, в том числе по причине их ненадлежащего извещения, или подписан с возражениями, суд при рассмотрении этого же дела должен разрешить возникший земельный спор по границам (статья 40 Закона о кадастре недвижимости).
Резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков (раздел, выдел, недействительность в части сделки приватизации), должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
Из имеющихся в материалах дела пояснений ответчика, а также его апелляционной жалобы следует, что с указанными в представленном межевом плане границами ОАО "РЖД" не согласно.
Определением от 23.10.2014 апелляционным судом была назначена землеустроительная экспертиза.
Исходя из представленного в материалы дела экспертного заключения эксперт установил пересечение границ спорных земельных участков, а также указал координаты указанного пересечения.
Между тем, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:38:0070802:3 входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:38:0000000:0001, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "для ведения производственной деятельности". В соответствии с кадастровыми сведениями, граница обособленного земельного участка с кадастровым номером 50:38:0070802:3 пересекает одну из границ другого земельного участка с кадастровым номером 50:38:0071003:6.
Согласно договору от 01.12.2009 аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного ОАО "РЖД", последний является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:38:0000000:0001.
Между тем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Границы полосы отвода железной дороги устанавливаются в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом, границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Указанные нормы отвода земельных участков установлены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков необходимых для формирования полос отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог".
Согласно пунктам 4, 5 данного Приказа при определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия, необходимость создания защиты путей снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии). При этом ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине составляющих, определяемых этими условиями и факторами. Кроме того, размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной Документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством границы полосы отвода железной дороги определяются на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке норм и проектно-сметной документации с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Земельный участок полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 50:38:0070802:3 входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:38:0000000:0001, расположенного по адресу: Московская обл., г. Зарайск.
Таким образом, границы земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 50:38:0070802:3 определены в порядке, установленном действующим законодательством: с учетом утвержденных в установленном порядке норм, а также сложившегося землепользования и на основании ранее утвержденных размеров и границ полос отвода.
Кроме того, тот факт, что порядок установления границ полосы отвода железной дороги установлен в законодательном порядке, обусловлен спецификой железнодорожного транспорта, а именно необходимостью обеспечения безопасности при эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Пересмотр границ и размеров полосы отвода железной дороги, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 и пунктом 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта (в том числе полоса отвода железных дорог), ограничены в обороте и не могут быть переданы в частную собственность.
При таком положении суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не представил в материалы дела достаточных доказательств, подтверждающих его право на спорный земельный участок.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказал в удовлетворении требований истца, поэтому обжалуемое постановление отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2015 года по делу N А41-43526/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом, границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Указанные нормы отвода земельных участков установлены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков необходимых для формирования полос отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог".
...
В соответствии с частью 2 и пунктом 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта (в том числе полоса отвода железных дорог), ограничены в обороте и не могут быть переданы в частную собственность."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2015 г. N Ф05-7207/15 по делу N А41-43526/2013