г. Москва |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А40-158849/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Тетёркиной С.И.
судей Антоновой М.К., Егоровой Т.А.
при участии в заседании:
от ЗАО "Спарго Технологии": Закуренов Е.В., дов. от 01.09.2014 N 09-125
от Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области: Илюхин К.А., дов. от 31.12.2014 N208-09-214д
рассмотрев в судебном заседании 29.06.2015 кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Спарго Технологии"
на решение от 23.12.2014 Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Шевелёвой Л.А.,
на постановление от 18.03.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сафроновой М.С., Масловым А.С., Поповой Г.Н.,
по заявлению ЗАО "Спарго Технологии" (ИНН 7722144124)
к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (ИНН 7725216070)
об уточнении платежей и признании недействительными требований,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Спарго Технологии" (далее также - заявитель, общество) является страхователем в системе государственного пенсионного и обязательного медицинского страхования (ОМС), обязанным ежемесячно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд, а также Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Платежными поручениями от 15.04.2014 N 1189 на сумму 397 110 руб., от 15.05.2014 N 1522 на сумму 420 000 руб., от 11.06.2014 N 1860 на сумму 299 000 руб. общество уплатило страховые взносы, причитающиеся к зачислению в бюджет ФФОМС.
При этом в назначении платежа указано, что перечисляются страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ФФОМС, за март, апрель и май.
При совершении платежей общество ошибочно указало код бюджетной классификации (далее - КБК) 39210202010061000160, относящийся к страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии, вместо КБК 39210202101081011160 (взносы в ФФОМС).
10.06.2014 Фонд выставил обществу требование N 08760940749341 об уплате страховых взносов за 1 квартал 2014 года в сумме 397 043, 93 руб. и начисленной пени в сумме 6 114, 48 руб.
Требование было исполнено обществом 17.06.2014 платежными поручениями N 905 (взносы), N 904 (пени).
03.07.2014 общество обратилось к Фонду с заявлениями N N 1, 2, 3 об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов.
Согласно заявлениям общество просило принять решение об уточнении платежей по надлежащему КБК 39210202101081011160.
Решением, оформленным письмом от 16.07.2014 N 208-14-03/3285, Фонд отказал в удовлетворении этих заявлений, сославшись на невозможность зачета излишне уплаченных взносов в Пенсионный фонд в уплату страховых взносов на ОМС в силу статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
19.08.2014 Фондом выставлено требование N 08760940983504 об уплате пеней в сумме 4 616,28 руб., начисленных на неуплаченную сумму страховых взносов на ОМС за 2 квартал 2014 года.
Требование исполнено обществом 14.10.2014 платежным поручением N 511.
Вместе с тем, посчитав, что отказ в уточнении платежей с целью отнесения их к надлежащему КБК и выставление требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 10.06.2014 N 08760940749341 и от 19.08.2014 N 08760940983504 являются незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее также ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, фонд) уточнить платежи на КБК 39210202101081011160 на денежные суммы, перечисленные платежными поручениями N 1189 от 15.04.2014 N 1522 от 15.05.2014 N 1860 от 11.06.2014 и признании недействительными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 10.06.2014 N 08760940749341, от 19.08.2014 N 08760940983504.
Решением суда от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на наличие прямого запрета зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов, содержащегося в части 21 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
При этом судом со ссылкой на наличие у Пенсионного фонда и Федерального фонда обязательного медицинского страхования различных бюджетов отвергнут довод заявителя о том, что Пенсионный фонд, как администратор платежей в указанные фонды, вправе осуществлять уточнение адресата платежей с указанием верного КБК.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, заявленные им требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование требований жалобы заявитель ссылается на то, что, несмотря на неправильное указание им КБК, денежные средства поступили на соответствующий счет администратора поступлений - Пенсионного фонда Российской Федерации, который в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации уполномочен принимать решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы России и представлять соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства.
Заявитель также отмечает, что в условиях правильного указания назначения платежа, счета администратора и его наименования, сам по себе факт неправильного указания КБК не свидетельствует о непоступлении платежа в бюджет единого администратора - Пенсионного фонда, и доказательств обратного Фонд не представил. При этом ссылается на позицию, отраженную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2013 N 784/13.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании объявлялся перерыв на период с 22.06.2015 до 29.06.2015, после которого рассмотрение дела продолжено той же коллегией судей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Дополнительно сообщил, что решением Фонда от 03.04.2015 N 087 609 15 РЗ 0004032 спорная сумма 1 120 707, 67 руб. зачтена Фондом с КБК 39210202010061000160, относящегося к страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии, на КБК 39210202101081012160 в счет будущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Представитель ответчика, явившийся в судебное заседание после перерыва, просил об отклонении жалобы, указывая на отсутствие в 2014 году технической возможности осуществить требуемые заявителем действия по уточнению принадлежности платежей конкретному внебюджетному фонду.
Обществом заявлено ходатайство о правопреемстве в связи с внесением изменений в наименование организации. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 18.06.2015 зарегистрировано новое наименование организации - Акционерное общество "Спарго Технологии" (ОГРН 1037700079240, ИНН 7722144124, КПП 771501001).
Учитывая представленные заявителем Устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписку из ЕГРЮЛ, ходатайство подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими частичной отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Согласно части 8 статьи 18 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.
В соответствии со статьей 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФФОМС осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Порядок уточнения платежа при неверном указании КБК законом N 212-ФЗ не установлен.
Вместе с тем согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства входят в функции администратора доходов бюджета
В силу Закона N 212-ФЗ администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является Пенсионный фонд, в связи с чем именно он обладает полномочиями по уточнению платежа в связи с неправильным кодом КБК.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.12.2009 N 373р территориальным органам ПФР, подведомственным отделениям ПФР предписано выполнять полномочия администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение и страховым взносам на обязательное медицинское обеспечение, включая принятие решения о зачете (уточнении) платежей.
Следовательно, вопреки выводу судов первой и апелляционной инстанций, Фонд обладал правомочиями по уточнению поступивших от общества платежей в соответствии с их назначением, указанным в платежных поручениях, то есть с целью зачисления в ФОМС.
В силу подпункта 4 пункта 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Таким образом, только в случае непоступления в соответствующий государственный внебюджетный фонд на соответствующий счет Федерального казначейства перечисленной денежной суммы вследствие неправильного указания в платежном поручении кода бюджетной классификации можно сделать вывод о неисполнении плательщиком его обязанности по уплате страховых взносов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Как следует из материалов дела и подтверждено в судебном заседании представителем Фонда, перечисленные обществом суммы страховых взносов поступили на указанный в платежных поручениях единый счет федерального казначейства, на котором учитываются средства, предназначенные как Пенсионному фонду, так и ФФОМС, следовательно, поступили в бюджетную систему Российской Федерации и не могут признаваться недоимкой.
При этом материалами дела не подтверждается фактическое зачисление спорных сумм в бюджет Пенсионного фонда в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.
В связи с этим у Фонда отсутствовали правовые основания для отказа обществу в уточнении платежей.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.
С учетом того, что обязанность по уплате суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование за апрель, май 2014 года обществом исполнена в установленный срок, и вследствие неправильного указания КБК у общества не возникла задолженность последнего перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, оснований для выставления требования от 19.08.2014 N 08760940983504 с начислением пеней в сумме 4 616,28 руб. у Фонда не было.
Таким образом, суды, отказывая в удовлетворении заявления общества о признании требования от 19.08.2014 N 08760940983504 недействительным, исходили из неправильного толкования норм материального права, что дает суду кассационной инстанции право на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять новый судебный акт по существу спора.
В то же время оснований для признания недействительным требования от 10.06.2014 N 08760940749341 не имеется в связи со следующим.
Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 названной статьи: со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
Общество обратилось к Фонду с заявлением об уточнении (зачете) платежей за март 2014 года лишь 03.07.2014, то есть после выставления требования от 10.06.2014, следовательно, на момент направления это требование соответствовало закону и действительной обязанности общества по уплате страховых взносов.
В настоящее время, учитывая принятие Фондом решения о зачете спорных сумм в счет будущих платежей, оснований для удовлетворения требований жалобы об уточнении оснований платежей на соответствующий КБК не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 33.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену закрытого акционерного общества "Спарго Технологии" на акционерное общество "Спарго Технологии".
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2014 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу N А40-158849/2014 отменить в части отказа в признании недействительным требования ГУ - ГУ ПФР N8 по Москве и Московской области об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам от 19.08.2014 N08760940983504. Признать недействительным требование ГУ - ГУ ПФР N8 по Москве и Московской области об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам от 19.08.2014 N08760940983504.
Взыскать с ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области в пользу акционерного общества "Спарго Технологии" 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Возвратить акционерному обществу "Спарго Технологии" излишне уплаченную государственную пошлину по платежном у поручению от 12.05.2015 N 1782.
Председательствующий судья |
С.И. Тетёркина |
Судьи |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.