город Москва |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А41-49681/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кобылянского В.В., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от заявителя- Макаров А.К., дов. от 30.04.2015 г. б/н
от ответчика - Новиков С.В., дов. от 19.03.2015 г. N 59-Д
рассмотрев 29 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Росреестра по Московской области (ответчика)
на решение от 28 ноября 2014 года Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Муриной В.А.
и постановление от 27 марта 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Немчиновой М.А., Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.
по заявлению ООО "Инвестпром"
к Управлению Росреестра по Московской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права и обязании совершить регистрационные действия
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (далее - ООО "Инвестпром") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным отказа, оформленного сообщением от 12.07.2014 г. N 12/059/2014-262, в государственной регистрации права собственности ООО "Инвестпром" на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59, корп. 4 Б, и обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Инвестпром" на это здание, ссылаясь на предоставление государственному регистратору полного пакета документов, необходимого для регистрации перехода прав, в том числе и свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 9.828 кв. м с кадастровым номером 50:12:0090228:125, на котором расположен этот объект, а также декларацию об объекте недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 г., заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебных актов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что ООО "Инвестпром" представило все необходимые документы для государственной регистрации права собственности объекта вспомогательного использования, в том числе и декларацию об объекте недвижимого имущества, согласно которой заявленное к государственной регистрации недвижимое имущество имеет металлические стены, не имеет каких либо инженерных коммуникаций, является складом временного содержания, является зданием пониженного уровня ответственности, для которого не требуется предъявление разрешения на строительство, при этом вид разрешенного использования земельного участка не может являться препятствием для регистрации.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции принял во внимание уже сложившуюся судебную практику по аналогичным делам с участием тех же лиц и со сходными обстоятельствами.
В кассационной жалобы на вынесенные по делу судебные акты Управление Росреестра по Московской области настаивает на своих доводах о том, что из представленных на государственную регистрацию документов не представляется возможным определить обстоятельства того, что спорное здание является объектом недвижимого имущества, для возведения которого не требуется разрешение на строительство с последующим вводом в эксплуатацию, поэтому у регистрирующего органа нет оснований полагать, что на земельном участке кадастровым номером 50:12:0090228:125 находится объект капитального строительства, по отношению к которому спорное здание является объектом вспомогательного использования, с учетом того, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0090228:125 на основное здание, к которому спорный объект является вспомогательным, в связи с чем просит решение от 28 ноября 2014 г. и постановление от 27 марта 2015 г. отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Инвестпром" отказать.
ООО "Инвестпром" поддерживает приведенные в ранее представленном отзыве доводы о том, что вступившими в законную силу судебными актами по аналогичным делам с участием тех же сторон и в отношении аналогичного имущества ООО "Инвестпром" уже дана правовая позиция относительно применения статьи 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при регистрации в упрощенном порядке недвижимого имущества, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Инвестпром" 27.05.2014 г. обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59, корп. 4 Б, приложив к своему заявлению свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 9.828 кв. м с кадастровым номером 50:12:0090228:125, расположенный по адресу Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, а также декларацию об объекте недвижимого имущества, согласно которой здание склада располагается на вышеупомянутом земельном участке.
Управление Росреестра по Московской области сообщением от 10.06.2014 г. N 12/059/2014-262 приостановило государственную регистрацию права собственности с указанием на несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию, требованиям пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также ввиду отсутствия подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление о государственной регистрации права.
Решением от 12.07.2014 г. N 12/059/2014-262 Управлением Росреестра по Московской области было отказано ООО "Инвестпром" в государственной регистрации права собственности указав на то, что земельный участок, на котором располагается здание склада, имеет вид разрешенного использования "для размещения овощефруктохранилищ и складов вторичного сырья", и расположен в границах населенных пунктов, а, следовательно, право на объект не может быть зарегистрировано в порядке, определенном статьей 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с положениями статей 16 - 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В порядке, установленном статьи 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", осуществляется государственная регистрация прав на следующие объекты недвижимого имущества:
1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);
2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что отказ в регистрации права основан на абзацах 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Материалами дела подтверждается, что общество обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на металлическое складское здание как объекта вспомогательного назначения, на создание которого не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 г. N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
ООО "Инвестпром" на государственную регистрацию права собственности объекта вспомогательного использования представило декларацию об объекте недвижимого имущества, согласно которой заявленное к государственной регистрации недвижимое имущество общества имеет металлические стены, не имеет каких либо инженерных коммуникаций, является складом временного содержания, постоянное размещение людей в указанном здании склада не предусмотрено, то есть является зданием пониженного уровня ответственности.
Применительно к государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на строения и сооружения вспомогательного использования (объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство) статья 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предъявляет требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что здание склада временного содержания, право собственности на которое просил зарегистрировать заявитель, подпадает под понятие сооружения вспомогательного использования, а, следовательно, для его регистрации не требуется предъявления разрешения на строительство, при этом вид разрешенного использования земельного участка не может являться препятствием для регистрации.
При таких обстоятельствах, с учетом пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и утвержденного Приказа Росстандарта от 23.12.2010 г. N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" судами правомерно установлено, что указанное имущество является объектом вспомогательного использования, в связи с чем с учетом пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Декларация, поданная обществом при заявлении к государственной регистрации права собственности на спорное здание, соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 г. N 447 и содержит надлежащее описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости, о чем имеется соответствующее указание в представленной декларации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что ООО "Инвестпром" представило все необходимые для регистрации права документы, поэтому отказ Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности является незаконным.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 года по делу N А41-49681/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
Е.А.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.