г. Москва |
|
07 июля 2015 г. |
Дело N А41-80971/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу - Помараевой Е.С. по дов. от 01.07.2014 N 224,
от заинтересованного лица (ответчика) - общества с ограниченной ответственностью "Овертайм" - Грошникова А.В. по дов. от 22.01.2015,
рассмотрев 30 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 31 марта 2015 года,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.
по делу N А41-80971/14
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Овертайм" к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2015 года по делу N А41-80971/14 удовлетворено заявление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) о привлечении закрытого акционерного общества "Овертайм" (далее - ЗАО "Овертайм", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 40 000 рублей штрафа.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2015 года решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановлением суда, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель общества против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам представленного отзыва. Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как установлено судами, в связи с поступлением в Департамент из межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области сообщение (исх. от 25.07.2014 N 113ж-2014; вх. от 18.08.2014 N 27/М-1106) по вопросу несанкционированного размещения отходов производства и потребления вблизи г.Электроугли Московской области, 29.08.2014 административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В рамках проведения административного расследования Департамент 18.09.2014 осуществил выезд на земельный участок с кадастровым номером 50:16:0701020:0001, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, вблизи города Электроугли и поселка Вишняково, по результатам которого был составлен протокол от 18.09.2014 N Э-18 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
При осмотре и обследовании территорий установлено, что на указанном земельном участке после завершения выработки песка образована карьерная выемка общей площадью около 11 га, состоящая из четырех котлованов (карт). Один котлован (карта) общей площадью около 3,0 га заполнен осадками сточных вод очистных сооружений.
В ходе проведенного административного расследования установлено, что в соответствии с договором аренды от 18.03.2014 N 20010-Z земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0701020:0001 общей площадью 112 800 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, вблизи г. Электроугли и п. Вишняково, передан Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) в аренду обществу для разработки карьера по добыче песка и строительства подъездной дороги на срок действия лицензии на право пользования недрами, с учетом ее продления, но не более чем на 25 лет с даты государственной регистрации договора в Московской областной регистрационной палате.
В ходе административного расследования установлено, что общество осуществляло на указанном земельном участке деятельность по рекультивации отработанного карьера на основании лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности N ОП-02-002649 (50), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 13.09.2010. Срок действия данной лицензии - до 13.09.2015.
Приложением к этой лицензии предусмотрен следующий вид деятельности: использование термофильно сброженных и механически обезвоженных осадков сточных вод от пресс-фильтров, станции аэрации, стабилизированных на площадках аэрации в течение более 5 лет Московской городской Курьяновской станции аэрации "Мосводоканал", в качестве места осуществления деятельности указано: Московская область, Ногинский район, вблизи г. Электроугли, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0701020:0001.
В 2010 году обществом разработан проект "Рекультивации отработанного песчаного карьера "Вишняковское-2" в Ногинском районе Московской области, согласно которому общество проводит работы по рекультивации отработанного карьера путем ввоза и размещения отходов (осадка сточных вод).
При проведении 18.09.2014 проверки на упомянутом земельном участке также установлено, что на территории участка размещена карьерная выемка, один котлован которой общей площадью около 3 га, заполнен размещаемым обществом осадком сточных вод.
Исходя из того, что осадок сточных вод представляет собой отходы производства и потребления, а деятельность общества - размещение отходов производства и потребления (на осуществление которой у общества отсутствует лицензия), Департамент 03.10.2014 вынес определение о назначении экспертизы N ОЭ-03 с целью определения негативного влияния размещенного в карьере отхода сточных вод и класса опасности данного отхода для окружающей природной среды.
Сотрудниками Департамента совместно со специалистом аккредитованной испытательной лаборатории Клязминского отдела федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" 28.10.2014 осуществлен выезд на упомянутый земельный участок для отбора проб и образцов, по результатам их отбора составлен протокол от 28.10.2014 N Э-28, акт от 28.10.2014. В тот же день лабораторией составлены протоколы определения токсичности водных вытяжек отходов N 635/1, 635/2, 636/1, 636/2, 637/1, 637/2.
По результатам исследования учреждение составило заключение от 10.11.2014, из которого следует, что отобранный в карьере, расположенном вблизи п. Вишняково и г. Электроугли Ногинского района Московской области, отход-осадок сточных вод очистных сооружений относится к 4-му классу опасности для окружающей природной среды, а по степени опасности - к малоопасным отходам.
Сделав вывод о том, что общество осуществляет размещение в отработанном карьере, расположенном вблизи г. Электроугли и п. Вишняково Ногинского района Московской области, отходы 4 класса опасности для окружающей природной среды - осадок сточных вод очистных сооружений без специального разрешения - лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, Департамент 10.11.2014 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении и 19.12.2014 обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, а порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Отменяя решение суда и отказывая в привлечении общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции исходил из того, что общество осуществляло не размещение отходов, как полагает Департамент, а использование осадков сточных вод, выполняя работы по рекультивации этого карьера на основании проекта рекультивации, разработанного в 2010 году федеральным государственным унитарным предприятием "Институт организационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве ИНОРГТЕХКОМ" при Министерстве регионального развития Российской Федерации.
Полагая, что постановление апелляционного суда незаконно и вынесено без достаточных на то оснований, Департамент просит его отменить и привлечь общество к административной ответственности.
Так, частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде штрафа для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии со статьями 28.5, 28.7 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, а в случае проведения административного расследования - по его окончании.
Вменяемое обществу правонарушение имело место и было выявлено 10.11.2014, а решение о привлечении его к административной ответственности принято судом 10.02.20.15, то есть в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса. Впоследствии данное постановление было отменено судом апелляционной инстанции.
Между тем, отменяя постановление апелляционного суда и повторно удовлетворяя требования Департамента, суд кассационной инстанции примет соответствующее постановление по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Из пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года N 9-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1109-О-О, а также в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и в пунктах 18, 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 08 июня 2015 года по делу NА56-47001/13.
При таких обстоятельствах требования кассационной жалобы Департамента удовлетворению не подлежат.
Неправильного применения судом апелляционной инстанций норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2015 года по делу N А41-80971/14 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В.Краснова |
Судьи |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года N 9-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1109-О-О, а также в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и в пунктах 18, 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 08 июня 2015 года по делу NА56-47001/13."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 июля 2015 г. N Ф05-7172/15 по делу N А41-80971/2014