Программа
проверки правильности формирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства
(утв. Департаментом цен Минэкономики РФ 24 апреля 2000 г.)
В целях улучшения обеспечения населения лекарственными средствами и упорядочения формирования на них цен, Правительство Российской Федерация приняло постановление от 29 марта 1999 года N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства".
Предусмотренный этим постановлением механизм ценообразования на лекарственные средства, вводит государственную регистрацию отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и определяет порядок применения регулируемых оптовых и розничных торговых надбавок к ним с целью обеспечения прозрачности цены на всех этапах ее формирования при прохождении товара от производителя до конечного потребителя.
Проверка правильности формирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства должна быть проведена:
- на предприятиях, производящих лекарственные средства, отпускные цены на которые подлежат государственной регистрации;
- в организациях оптовой и розничной торговли, имеющих выданную федеральным или региональным органом здравоохранения лицензию на оптовую или розничную реализацию лекарственных средств.
При проведении проверки следует руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, от 7 марта 1995 г. N 239, от 15 апреля 1996 г. N 478, от 3 августа 1998 г. N 882, от 29 марта 1999 г. N 347, от 20 мая 1999 г. N 546; совместным письмом Минэкономики России и Минздрава России от 30 августа 1999 г. N МВ-576/7-968 и от 6 сентября 1999 г. N 251/9695-99-32; письмом Департамента цен Минэкономики России от 30 декабря 1999 г. N 7-1470, а также действующими в регионах нормативными актами, определяющими размеры оптовых и торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и порядок их применения.
При проведении проверки следует иметь в виду, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 347 определено следующее:
- государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 478 и от 20 мая 1999 г. N 546);
- органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено провести анализ размеров торговых надбавок, устанавливаемых на включенные в перечень лекарственные средства, с целью принятия мер по обеспечению соответствия их реальным затратам на оптовую и розничную реализацию лекарственных средств;
- размеры оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из местных условий и особенностей реализации лекарственных средств и исчисляются от зарегистрированных цен;
- цены на отечественные лекарственные средства регистрируются в рублях, на импортные лекарственные средства - одновременно в рублях и в иностранной валюте;
- заявителю (производителю) выдается Минздравом России регистрационное удостоверение и выписка из Государственного реестра цен на лекарственные средства с указанием даты регистрации цен;
- информация о зарегистрированных ценах на лекарственные средства ежеквартально публикуется в "Российской газете" (приложение Библиотечка "Российской газеты"), а выход в свет очередного издания реестра анонсируется в основном издании "Российской газеты". При этом рублевый эквивалент цены на импортные лекарственные средства пересчитывается на дату опубликования очередного издания реестра;
- Государственный реестр цен на лекарственные средства доводится Минздравом России до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, информация о ценах, зарегистрированных в период между официальными публикациями реестра, также доводится до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационными письмами Минздрава России. Указанная информация является выпиской из государственного реестра и фармацевтические организации при формировании цен на лекарственные средства могут исчислять торговые надбавки исходя из цен, доводимых Минздравом России информационными письмами. В связи с этим третий абзац пункта 1 совместного письма Минэкономики России и Минздрава России от 30 августа 1999 г. N МВ-576/7-968 и от 6 сентября 1999 г. N 251/9695-99-32 применению не подлежит.
В ходе проверки необходимо отразить следующие вопросы:
1. Наличие нормативных документов, регулирующих ценообразование на лекарственные средства в фармацевтической промышленности, оптовом и розничном звеньях.
2. Размеры оптовых и торговых надбавок, действующие в проверяемый период.
3. Какова структура товарооборота лекарственных средств в оптовом и розничном звеньях. Указать долю импортных лекарственных средств в общем объеме товарооборота проверяемой организации.
4. Указать основных поставщиков лекарственных средств. Какова доля лекарственных средств, поставляемых через оптовые организации, имеющие федеральную лицензию.
5. Отразить результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций (фармацевтическое предприятие, оптовая организация, аптека) за проверяемый период с разбивкой по кварталам.
6. Привести примеры формирования цен на конкретные виды потребительской упаковки лекарственных средств, на которые зарегистрированы цены, на всех стадиях его реализации (производитель; оптовое звено, в т.ч. федеральный, областной, районный уровень; розничное звено) по схеме: цена закупки организацией оптового звена + фактическая оптовая надбавка = отпускная цена оптового звена; цена закупки организацией розничного звена + фактическая розничная торговая надбавка = отпускная цена розничного звена.
7. Дополнительно просьба сообщить информацию:
- на какой орган управления возложены функции по проведению мониторинга цен на лекарственные средства в оптовом и розничном звеньях, с указанием ответственных лиц;
- имеется ли рабочая группа по проведению мониторинга состояния лекарственного обеспечения, а также мониторинга цен;
- о проведении тендеров по централизованной закупке лекарственных средств с указанием источников финансирования и их доли в объеме централизованных закупок.
При проведении проверки цен рекомендуем обратить внимание на следующие вопросы.
На предприятиях, производящих лекарственные средства
1. При отпуске производителем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в протоколах согласования отпускных цен, которые подписываются руководителями предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя, должны фиксироваться цены регистрации с указанием ее даты и фактические цены реализации препаратов.
2. При перерегистрации цен на лекарственные средства их производители могут применять новые цены с момента выдачи Минздравом России заявителю выписки из Государственного реестра цен о новом уровне цен.
3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 347 производитель лекарственных средств может реализовать свою продукцию по ценам, ниже зарегистрированных. Реализация лекарственных средств по ценам, выше зарегистрированных, является нарушением государственной дисциплины цен.
На предприятиях оптовой и розничной торговли
1. При реализации организацией оптовой торговли жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в протоколах согласования отпускных цен, должны указываться цены регистрации с указанием даты регистрации, фактические цены реализации препаратов производителем, размер оптовой надбавки.
2. Организации оптовой торговли должны формировать отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства путем суммирования фактической цены приобретения продукции у производителя, но не выше зарегистрированной цены, действовавшей на дату закупки, и оптовой надбавки, исчисленной от зарегистрированной цены, действующей на дату поставки товара.
Аптечные организации при формировании розничных цен должны суммировать цену приобретения лекарственных средств (фактическую цену производителя (не выше зарегистрированной) и оптовую надбавку, в случае приобретения товара через оптового поставщика), и торговую надбавку, исчисленную от зарегистрированной цены, действующей на дату приобретения товара.
3. Оприходование на складе покупателя закупленных за счет собственных валютных средств импортных лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, производится по фактическим ценам приобретения (но не выше зарегистрированных цен в иностранной валюте) путем пересчета их по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оприходования, которой может служить день оприходования товара на складе.
4. Регистрируемые цены на импортные лекарственные средства включают цену производителя на условиях "поставка без оплаты пошлины" и расходы, связанные с таможенным оформлением груза (с уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление). Поэтому при получении от зарубежного производителя по заключенному контракту лекарственных средств по цене, ниже зарегистрированной, фактической ценой приобретения, по которой производится оприходование на складе товара, следует считать контрактную цену и расходы, связанные с таможенным оформлением груза.
5. При продаже организациями оптовой торговли лекарственных средств за пределы регионов, в которых они расположены, Минэкономики России и Минздрав России рекомендовали органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять решение о применении оптовых надбавок в пределах установленных органом исполнительной власти конкретного региона, в который согласно расчетно-платежным документам поставляются лекарственные средства.
6. Филиалы московских предприятий оптовой торговли, расположенные в других регионах и действующие без права юридического лица, формируют цены на импортные лекарственные средства, переданные им для реализации головной организацией, путем суммирования цен, по которым лекарственное средство оприходовано головной организацией (контрактодержателем) в соответствии с вышеназванным порядком, и действующей в регионе оптовой надбавки.
7. Минэкономики России и Минздрав России рекомендовали органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в принимаемых ими решениях о размерах оптовых и торговых надбавок предусмотреть порядок расчетов за лекарственные средства, полученные от отечественных и зарубежных производителей со скидками от зарегистрированных цен, исходя из следующего:
- лекарственные средства, полученные с процентными скидками, приходуются по фактическим отпускным ценам производителя, т.е. уменьшенными на величину процентной скидки;
- при получении из общего количества поставляемых одноименных препаратов какой-то их части в виде натуральной скидки, они приходуются по фактической цене поставки, которая исчисляется путем деления стоимости поставленной партии одноименных препаратов на их общее количество;
- при поставке отечественными или зарубежными производителями по договору (контракту) отдельных не одноименных препаратов без оплаты (в виде натуральной скидки) фактической ценой приобретения может являться цена, указанная в платежно-расчетных документах или таможенной декларации при таможенном оформлении груза (но не выше зарегистрированной).
8. Реализация организациями оптовой торговли лекарственных средств, полученных от отечественных производителей по договору комиссии, должна осуществляться по ценам, указанным комитентом (производителем) дистрибьютору (комиссионеру) в приемо-сдаточных актах, прилагаемых к договору комиссии, но они не могут быть выше цен регистрации. Расходы комиссионера по реализации лекарственных средств, полученных по договору комиссии, покрываются за счет комиссионного вознаграждения, включаемого производителем в цену поставки.
Продажа предприятиями аптечной сети лекарственных средств, полученных от оптовых поставщиков, имеющих с отечественными производителями договор комиссии, должна осуществляться с применением регулируемой торговой надбавки к цене, установленной комитентом (производителем).
9. Реализация остатков ранее закупленных лекарственных средств (допродажа или переоценка) должна осуществляться в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае, если ранее оптовое предприятие вело учет стоимости импортных лекарственных средств в иностранной валюте и определяло на них цену внутреннего рынка России на момент реализации товара, то с введением государственной регистрации цен на лекарственные средства, формирование цен на имеющиеся остатки должно осуществляться в соответствии с порядком, определенным органом исполнительной власти во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 347.
10. Организации, имеющие лицензию на право как оптовой, так и розничной торговли (т.е. имеющие на своем балансе подразделения розничной торговли), могут осуществлять поставку лекарственных средств в лечебно-профилактические учреждения с применением оптовой или торговой надбавки в зависимости от формы расчета за проданные медикаменты.
В соответствии с нормативными документами, утвержденными Госкомстатом России ("Инструкция по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения П-1, П-2, П-3, П-4 от 17 ноября 1997 г. N 76; Методические указания по определению оборота розничной и оптовой торговли от 19 августа 1998 г. N 89; "Дополнения и изменения к Инструкции по заполнению унифицированных форм" от 8 декабря 1998 г. N 122) в настоящее время действует порядок, согласно которому объемы реализации продукции, товаров (в том числе лекарственных средств) всеми юридическими лицами за наличный расчет с оплатой через кассу независимо от каналов реализации относятся к обороту розничной торговли, а объемы продажи по безналичному расчету - к обороту оптовой торговли.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут установить самостоятельный размер торговой надбавки к ценам на лекарственные средства и определить также порядок их применения для формирования цен при отпуске аптеками лекарственных средств лечебно-профилактическим организациям по безналичному расчету.
11. Примеры определения предприятиями оптовой и розничной торговли цен реализации на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства приведены в письме Департамента цен от 30 декабря 1999 г. N 7-1470.
Начальник Отдела |
Н.А.Токарева |
Начальник Отдела мониторинга |
Г.И.Гельвановская |
Руководитель Департамента цен |
И.В.Бодягин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа проверки правильности формирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (утв. Руководителем Департамента цен Минэкономики 24 апреля 2000 г.)
Текст программы официально опубликован не был